Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории

Петербургский священник о новом фильме Николая Досталя

На телеканале «Культура» продолжается показ телесериала «Раскол» режиссера Николая Досталя. Мы попросили известного петербургского священника, настоятеля Леушинского подворья протоиерея Геннадия Беловолова поделиться впечатлениями от просмотренных серий.

Фильм, безусловно, является художественным открытием нашей истории. Независимо даже от конкретных оценок фильм открывает глубокую судьбоносную страницу российской истории - Раскол. Фильм тяготеет к некоторому подобию документализма, начиная от приглушенного колорита и заканчивая попыткой объективного освещения истории.

Авторы зримо не солидаризируются с какой-то из сторон или позицией, хотя исподволь, конечно, выстраивается некая концепция в пользу старообрядцев. Раскол - это настолько сложное явление, что к нему не может быть, как ни к чему другому, применим вопрос: кто виноват? В середине XVII века возник исторический драматический треугольник – Царь, Патриарх, расколоучители, и легко в этом треугольнике кого-то назвать виноватым. Это явление выражает наш глубинный национальный дух, как будто Россия оказалась на распутье, подобно богатырю, и открывалось ей три дороги. То, что должно было быть едино, распалось.

Через этот фильм понятие «раскол» я стал осмыслять не только как раскол внутри Церкви, а как раскол в народе, раскол оснований нашего бытия как Православия, Самодержавия и Народности. Действительно, каждое из понятий оказалось вдруг отделенным от других частей. Мы видим трагические последствия этого непонимания. Этот треугольник включает в себя много парадоксального. Старообрядцы стояли за старый обряд, а Никон был убежден, что выступает за ещё более старый обряд, он воспринимал двоеперстие, какие-то книги и традиции, как что-то привнесенное, а греческое воспринимал как более старое. По внутренней психологии именно себя он воспринимал старовером, который восстанавливает старую греческую веру на Русской земле, каким-то образом измененную за прошедшее историческое время.

Никон, который ратовал за единство с греками в обряде, в богослужебных формах, как ни странно, от греков был осужден. Алексей Михайлович, который требовал отстранения Никона, тем не менее, отстаивал все его обряды и реформы. Настолько запутанны отношения этого треугольника, что легко поддаешься искушению назвать виноватого. Хотя понятно, что правда - в каждой из этих частей. Смотря этот фильм, я подумал, что, может, мы найдем выход из этого Раскола спустя три века, если скажем, что всё это - наше. И Патриарх Никон - герой нашей истории, равно как и протопоп Аввакум, и тем более Государь Алексей Михайлович - они все нам одинаково дороги. Если мы начнем кого-то выделять, говорить, что прав Никон, а Царь или Аввакум не правы, то мы сами становимся как бы участниками этого раскола. Настолько трудно самому себя с кем-то солидаризировать, что когда погружаешься внутрь, то чувствуешь, что раскол этот касается тебя самого, и этот раскол проходит через твою душу.

Кадр из фильма Н.Досталя "Раскол"В фильме несколько следуют сложившейся традиции романтического восприятия раскола, заложенной в XIX веке, в том числе и русскими художниками, как то - Суриковым в «Боярыне Морозовой» и Мельниковым-Печерским в литературе, а позже - в советское время, когда начали публиковаться памятники старообрядческой культуры, например, «Житие протопопа Аввакума», им самим написанное. Фильм, безусловно, следует этому направлению культуры восприятия раскола, хотя, конечно, Аввакум был сам не только исповедником веры, но и источником заблуждений. Призыв к самосожжению - это безумный призыв к самоубийству, это, по сути, апология самоубийства. Ведь были сожжения не только со стороны гонителей, но были и самосожжения. Конечно, это не вписывается никак в христианскую парадигму.

Самой большой удачей фильма я считаю образ Царя Алексея Михайловича. Таких Царей мы в кино ещё не видели. До этого были Петр Первый, Иоанн Грозный, но они были даны вне идеи помазанничества. Петр - это политический лидер, он не воспринимается как православный Царь. Тут же мы видим психологию русского Царя, его самосознание, его человеческие слабости и достоинства. Игра актера настолько тонкая и глубокая, что невозможно ни полюбить такого Царя. Я вижу положительную сторону фильма именно в том, что нам впервые на экране раскрыто внутреннее служение Царя, тяжесть шапки Мономаха, тяжесть царского креста. И в то же время мы сознаем, что Россия без Царя - это как тело без души, народ без отца. Царь дан и в молитве, и в семье, в самых разных проявлениях. По крайней мере, для меня этот фильм, прежде всего, о Царе Алексее Михайловиче.

Что касается протопопа Аввакума, то он дан достаточно просто и линейно, в основном мы видим внешнее исповедание веры, не раскрывается его человеческий образ. В своём «Житии» он гораздо интереснее, чем в этом фильме. Никон, безусловно, харизматик, но не совсем понятна его мотивация. Действительно, как-то авторы в фильме ему не дают высказаться, он лишен оправдательного слова. Хотя актер играет его глубоко, и чувствуется его внутренняя сила и энергия, но непонятно, во имя чего все эти реформы, во имя чего вся его деятельность, строительство. Может, это ещё прозвучит в оставшихся сериях. Внутренняя мотивация пока не ясна. Никон предстает не во всей полноте своего образа, наверное, даже по законам исторического суда ему надо было бы дать возможность больше сказать, чтобы было понятно, чего он хотел и к чему стремился. Положительная идея и положительное кредо Патриарха Никона раскрыто недостаточно. Пафос его деятельности был отнюдь не в борьбе со старым обрядом как таковым, Никон никогда не был протестантом. Я верю, что он руководствовался сугубо положительной идеей, идеей Вселенского Православия. Он был носителем идеи Москвы как Третьего Рима, России как центра Православия, хотя в какой-то момент он не смог пронести эту идею до конца.

Его добровольный уход с Патриаршего престола никак не мотивирован и не оказался на высоте той идеи, которую он проповедовал и воплощал. Невольно становишься на сторону Царя, который должен был что-то делать, не мог он оставить Царство без Патриаршества. Патриарх Никон, по сути, подталкивал Царя к смещению его с Патриаршего престола, не оставляя ему вариантов. Это уже область исторических оценок. Слава Богу, фильм заставляет снова оглянуться на это событие, последствия которого мы так или иначе до сих пор переживаем. Последствия остаются актуальными и в лице существующей старообрядческой Церкви, и в той проблематике, которая потом возникла, в том, что потом Петр Первый, избегая нового раскола, заменил Патриаршество на синодальную систему. Этот раскол во многом смоделировал последующие века русской истории, без его изучения можно многое просто не понять.  

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

567. Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории

Я видел и был близко знаком с благочестивыми и ревностными униатами, баптистами, адвентистами седьмого дня и мусульманами. Но это не значит, что их вера истинна.

566. крестьянский сын

Некоторых священиков вовсе не таку оберегают. Посмотрите комм. к статьям о.Алексия Бачурина. Дорогие модераторы уже много раз посты такого содержания не пропускаются. В них содержится грубость или неправда?

565. 561. крестьянский сын форумные перлы

"Я же поражаюсь упорству и ожесточению, с которым вы нападаете на староверов и поносите Аввакума..." "В результате некоторых постоянных авторов настолько занесло, что полностью перестаешь не то, что читать, но даже заглядывать в их статьи."

564. отцу Александру

Такой "исторический" взгляд, субъективный, личностный, есть в Житии Аввакума, при желании можно было только на нём основываться, но современное кино не справится с этим материалом. Равно как и с любым другим древнерусским Житием(до Аввакума были и другие автобиографические Жития, в частности, прп.Мартирия Зеленецкого, см. работы Е. Крушельницкой). Я не эксперт в области видений и знамений, но то, что у Аввакума их не больше, чем в любом другом Житии его времени - это факт. Не в синодальных "благочестивых" пересказах, а в рукописях XVII века. Время было такое. Достаточно известные рукописные Четьи Минеи Иоанна Милютина почитать, это середина XVII. Они полнее Макарьевских, в ГИМе лежат все тома, включено много житий современных составителю подвижников. Никогда не издавались. Думаю, материал этот только православному аниматору можно будет осилить, по Житию прп. Серафима Саровского, например, мне понравился мультик, прямо как житийная икона со средником и клеймами получилось, рассказ о святом в картинках! А когда по детским рисункам - вообще красота. Тот уровень веры и простоты, который у наших предков был, теперь только дети вмещают!

563. 555. иерей Илья Мотыка

Дискутировать с вами, отче, после того, как несколько раз мои посты срезали модераторы, желание пропало. Достаточно, впрочем, для этого и Натальи Чернавской, она это делает замечательно и со знанием дела. Я же поражаюсь упорству и ожесточению, с которым вы нападаете на староверов и поносите Аввакума... Это в любом случае, не по христиански, и говорит об отсутствии в вас любви. К сожалению, РНЛ всех священников, которые тут отмечаются, всемерно оберегает от критики, что не приносит пользы ни им, ни сайту в целом. В результате некоторых постоянных авторов настолько занесло, что полностью перестаешь не то, что читать, но даже заглядывать в их статьи.

562. Re: Протоиерей Геннадий Беловолов: Фильм «Раскол» - художественное открытие нашей истории

В скобках - мои теперешние комментарии. Дневник 1990 года, Усть –Цильма, 1-6 июля. 1 июля, воскресение. Первое посещение, с Наташей Шумилиной – Иван Семёнович Дуркин, Нагорная 11. На улице узнали у соседей, что он жив и здоров (я была знакома с Иваном Семёновичем с 1984 года). Дома оказался один, попозже пришли с кладбища жена Фаина Васильевна и сестра Федосья Семёновна. И.С. уже плохо видит и ходит, но книги ещё читает, а молитвы – по памяти. Беседовали по отдельности: я с И.С., Наташа – с женщинами. Родился Иван Семёнович в 1910 году, но записан 1912 ( чтобы не брали на работу). О семье не говорили, поскольку ему это не очень интересно, по этой теме Федосью Семёновну решили порасспрашивать. Книги для чтения брал у Ф.С. и Федосьи Ефимовны. Сейчас читает «Историю об отцах и страдальцах Соловецких» (синяя бумага, начало XIX века). На вопросы о постройке церкви, обращении молодых к вере – отвечает философски: «Во вселенной много непознанного». По его мнению, веру искореняли для того, чтобы легче было управлять. «Раньше так и называлась – управа». Дети и внуки не верующие, жена – православная, но внуков не учит вере, поскольку дети будут против. Дочь, когда училась в Днепропетровске, ходила там в церковь, и детей (внуков) в прошлом году покрестила. В Усть-Цильме тоже многие крестят детей, Аксинья Васюша (Василиса Афанасьевна Поздеева), которая живёт у пристани, этим занимается, без миропомазания, водой, молитвы прочитают и одевают крест. Рассказал о смерти Федосьи Ефимовны Чупровой (наставницы и книжницы). Второго мая она ещё ходила по двору, перед смертью, когда читали канон на исход души – поправляла. Умерла 3 мая в 11 часов дня, а в 3 часа уже собрались на панихиду, пели каждый день по часу три дня, на 9-ый день отпевали. Филат Васильевич (муж покойной, с которым на старости они по согласию жили в разных домах в разных концах растянувшейся на несколько километров по берегу Печоры Усть-Цильмы) приезжал только в день смерти: болеет, хоронили без него. Хоронить приехала из Воркуты сестра Александра Ефимовна, которая после похорон осталась жить в её доме и заменила Федосью Ефимовну ( в общине). Второй визит, с Наташей Беловой – к Евдокии Никаноровне Кисляковой. Она нас узнала, вспомнила. Я ей рассказала о нашей жизни (за 4 года, что не была перед тем в Усть-Цильме, я успела выйти замуж, родить и креститься вместе с мужем и дочкой). Е.Н. жалуется на голову, петь уже не может, больше читает. Просидели часа 3, беседовали по анкете, больше об иконах, чем о книгах, книги в первое посещение не описали. Иконы «древяные»: Страшный суд, свв.Григорий(?), Василий Великий и Иоанн Богослов, Иоанн Креститель, Алексей, человек Божий. Медные: створы ( Деисус) и по отдельности, всего больше десяти. Книги только печатные, единственный рукописный сборник в 16-ю долю листа она отдала, а кому – мы не поняли, Е.Н. говорит околичностями, то ли родственнице, то ли знакомой, наверное, и сама не помнит точно. (Хотя могла и утаить от нас). Опять рассказывала нам притчу, почему нельзя пить чай: все травы Богу поклонились, а чай – нет. Евдокия Никаноровна с роду его не пила. Отец у неё был строгий, в церковь не пускал, замуж не пускал, сама ушла. Но потом он признал её брак и благословил, принёс икону в построенный молодожёнами дом. Все её иконы – отцовские. 2 июля, понедельник. Ходили (очевидно с руководителем экспедиции) по начальству. Везде уверяли, что мы не бандиты, стариков и старушек не грабим, иконы и книги не выносим (подразумевалось – без их согласия, в то время отношения между университетом и местной администрацией усложнились, они намеревались даже нашу университетскую коллекцию печорских книг обратно к себе в местный музей вытребовать). Мы были в этом музее, пообещали их небольшое собрание описать, сами музейные работники этого сделать не могут, не умеют. Вечером Наташа Шумилина с Инной Павленко пошли в музей описывать книги, а мы переезжали (уже не помню, почему, откуда и куда). Председатель райисполкома - Раиса Николаевна. Директор музея – Валентина Ивановна. Серебренников Николай Степанович – председатель комитета по спорту (наверное, он жильё нам предоставил, кажется, мы на какой-то базе жили). 3 июля, вторник. Работали с Жанной Антонюк (принцип археографов – всегда в паре работать). Первый адрес – Вокуева Агафья Евдокимовна, Советская…(первая квартира в кирпичном красном двухэтажном доме, точный адрес так и не установили). А. Е. живёт одна, хотя совсем уже плохо видит и плохо ходит. Дети по очереди приходят ночевать. Сын Григорий у неё умер в тюрьме, дочь Наталья учится у матери духовному пению и берёт у неё книги читать. А.Е. читает молитвы по памяти, мысленно, и очень жалеет, что не может больше читать книги. Рассказала притчу о том, как шёл странник по пустыне и мысленно молился, встретился ему Господь и похвалил его. Мораль: не обязательно молится вслух, Богу слышна и мысленная молитва. Иконы А.Е. не видит, различает на ощупь, свечи не зажигает, боится пожара, иконы у неё возле печи на кухне и однажды там загорелось полотенце. В 85 лет А.Е. ещё пела сама и ходила на службы, на панихиды, вела их. Принимала исповедь. Теперь общее исповедание читает Марфа Леонтьевна, а принимать грехи не хочет, А.Е. это не одобряет: «Раз уж взялась, веди до конца, кому же грехи сдавать?» Я спросила о том, когда стали наставницами женщины. Она не ответила ясно, может, не поняла вопрос, сказала, что могут и мужчины, и женщины быть наставниками, нужно только благословение получить. Её благословил Иван Попов, он давно (не поняла, когда именно) три года учился в Москве. Нельзя быть наставником тому, кто не был женат(замужем) и был больше одного раза. Вот Филату Васильевичу нельзя, он не раз был женат, а он принимает исповедь. По мнению А.Е. - это нарушение правила. О браке сказала, что сначала у них не принято было венчаться, а потом стали (в единоверческой церкви). О причастии. Рассказала, что её грамотная тётка Татьяна, от которой у неё рукописное Житие Александра Свирского, жила в Москве и могла бы там причащаться в церкви, но считала себя недостойной. «И мы недостойны, потому у нас причастия нет». Древяные и медные иконы А. Е. почитает одинаково. В часовне на кладбище теперь хороших старых икон нет, воруют, поскольку охранять не принято, раньше никто не воровал. И у А.Е. иконы чуть не унесли неизвестные лица, которых она пустила к себе в дом(старая история!), иконы у неё отцовские. Взять чужую икону без благословения – грех, можно, конечно, купить, но по благословению – лучше. (По этому же всеобщему убеждению, что священные предметы лучше не продавать, а благословлять ими, старики «безвозмездно, то есть даром» отдавали нам свои бесценные книги, что в некоторых случаях в штыки воспринималось неверующими наследниками, понимавшими, однако, материальную ценность старинных книг). В Усть-Цильме , по А.Е.,иконы не писали, хотя у Федосьи Ефимовны был один образ, по её словам, местного письма(?). В молодости А.Е. видела формы для литья меных икон, но у кого – не помнит уже. Поновлять (записывать сверху) икону грех, перед Пасхой можно чистить. Поговорили о конце света. Потоп уже был, теперь будет огонь, худо придётся грешникам, но Бог милостив. Сын Григорий, умерший в тюрьме, читал Житие Александра Свирского, а теперь «могу и вам отдать, только у дочери спрошу»(насколько я помню, та не разрешила матери отдать нам эту старинную рукопись). Сына убило вино, грешником был, но перед тюрьмой прощался с ней (просил прощения) и А.Е. его поминает (пьяниц и прочих закоренелых и не раскаявшихся, не попросивших перед смертью прощении грешников не поминают на общей молитве). Поговорили о других её книгах. Постную Триодь А.Е. отдала в Трусово, Житие Николы – в Печору, не возвращают и то, и другое. Пришла знакомая, и мы собрались уходить, так и не добравшись до описания книг и икон. А.Е. приглашала нас приходить ещё. Второй адрес – Нечаева Екатерина Григорьевна, Советская 96. Её соседка Мария Деметьевна Овчинникова (которую мы тоже знали по прошлым экспедициям) умерла год назад. Мы застали Е.Г. в слезах, месяц назад у неё скоропостижно умерла дочь, осталось двое внучат, внучка – не в себе, а внук Алексей на историческом в университете учится. Вскоре пришла соседка, Стахеева Октябрина Ивановна, Набережная 74, лет 60, в прошлом бибилиотекарь, а ныне подруга и сподвижница Натальи Яковлевны Булыгиной и дочери Агафьи Ефимовны, тоже Натальи, радеющих о предоставлении общине молитвенного дома. Она училась в Великом Устюге реставрировать старые рукописи. Туда, в Великий Устюг, в 1953 году приезжал Степан Анфиногенович Носов (известный печорский книжник), заменял у них преподавателя литературы, и О.И. сразу узнала в нём земляка по выговору. Я дала ей на время свой молитвослов для сравнения (во время крещения в 1988 никто не объяснил мне, что необходимо жить церковной жизнью и причащаться, и спустя 2 года я только пыталась молиться дома, кое-какие молитвы уже знала на память). После чего мы отправились на концерт (местного фольклорного ансамбля). Старушки наше приглашение не приняли и советовали больше никого подобными приглашениями не смущать. (Тогда я подумала, из-за отношения к неверующим работникам культуры, участникам ансамбля, а теперь понимаю, что ведь и пост был в это время). Действительно, почти никого из наших знакомых староверов на концерте не было, единственной оказалась Вера Петровна Нечаева, депутат, учительница литературы, невестка Екатерины Григорьевны. После концерта она пошла с нами, и мы договорились, что завтра вместе пойдём по адресам. Вера Петровна разделяет общие теперешние усть-цилёмские взгляды, что все рукописи нужно сюда вернуть. 4 июля, среда. Итак, к Федосье Семёновне Чупровой (Носовой) я отправилась с Верой Петровной Нечаевой. Ф.С. сразу показала нам свои книги: Псалтирь, Часослов, Каноник – Почаевские. Рукописный помяник Выговский, почерк Мяндина. Исповедание каждодневное – руки Степана Анфиногеновича Носова. История об отцах и страдальцах Соловецких, начала XIX века (такая же или та же, что у брата, на синей бумаге). Проложный сборник XIX века, со многими житиями и поучениями, раньше мы его уже описывали постатейно. Показала нам свой Кабот (вариант – каботочек, специальное одеяние для молитвы, вроде подрясника). Иконы тоже все показала, но я не записала. Говорили о её проблемах и Вера Петровна, как депутат, обещала помочь с огородом и дровами. Ф.С. с гордостью показывала письмо от Геннадия с Татьяной (о. Геннадия Беловолова с матушкой) и присланные ими подарки. Она успела уже сходить к Ксении Петровне Дуркиной и передать ей поклон (из письма). Пластинку с плачем показывала нам, но слушать не стали, сама нам споёт. Договорились, что в воскресенье я приду к ней проложный сборник почитать(забыла, кто и когда усть-цилёмов записывал, но у Федосьи была большая виниловая пластинка с записями, где и она сама пела). Второй адрес – сестра покойной Федосьи Ефимовны Александра Ефимовна Чупрова. Ходили с Таней Парамоновой, запись у неё в дневнике. (Помню, узнав о нашем положении, что я крещена, а Таня –нет, А.Е. предложила ей крестится, что и произошло в скором времени, но уже без меня, 8 июля Таня стала Февронией). 5-6 июля. Медвежка с Наташей Шумилиной. Два адреса: Корнилий Ефремович Тиранов и Ефим Иванович Осташов. У Корнилия Ефремовича просидели в первый день часа два, уговорили спеть «О, горе мне великое», но записать не смогли, что с магнитофоном случилось – непонятно. Вечером я приходила переписывать К.Е. вконец истрепавшийся духовный стих и просидела часа 3, взяла на ночь почитать «Историю об отцах и страдальцах Соловецких». (Времени у нас не так много было, поэтому, вопреки правилу, на другой день решили работать по одиночке, Наташа пошла к Ефиму Ивановичу, а я снова к Корнилию). Просидела я у К.Е. часа два, на этот раз записала целую кассету, а времени на то, чтобы толком осмотреть и переписать книги уже не хватило, надо было бежать на пристань. У К.Е 9 медных икон, из них одна – Успение Богородицы – большая, примерно 30х40 см, и два медных распятия. Хозяйка умерла 6 лет назад, К.Е. живёт один и терпит притеснения от родственников, хотят сдать в интернат и забрать себе его дом. С другом Ефимом Ивановичем он поссорился ещё в прошлом году из-за «матефона» (наш Андрей Власов тоже его записывал) и весь год не виделся. Печать: Минея праздничная XVII века, Минея Четья, Почаевская История об отцах и страдальцах Соловецких и другие, всего с десяток. Несоклько духовных стихов и проложная повесть переписаны Степаном Анфиногеновичем и Фатеем Семёновичем Носовыми, К.Е. состоял с ними в переписке. Знал и других усть-цилёмских наставников: Якова, Андрея, Мореходку, Никонора. В Усть-Цильме живут сестреницы(двоюродные сетры) К.Е. Анисья и Мария Григорьевны и Ксения Федоровна, фамилий не помнит. Он не прочь к ним переехать. Но письма не успел написать и со мной передать. Из Четьи Минеи пересказывал о Диоклетиане и Февронии, юноше, спасшем свою матерь( руки Степана Анф.), выборов веры князем Владимиром, о двух пустынниках, об обретении чудотворной иконы Божией Матери за Волгой, притчу о нищих и богатых. Знает историю патриарха Никона и Аввакума, прп. Елеазара Анзераского. О пении. Псалтирь и молитвы лучше петь, а не читать, не лезут в голову посторонние мысли. Сам поёт по возможности, иногда останавливается, когда мешают слёзы умиления. В германскую войну заходил в церковь, говорит: «Там так красиво поют, что слёзы сами текут, а мы живём как собаки (без храма). Корнилий Ефремович очень одинок и скучает без единомышленников. На этом, к сожалению, мой полевой дневник обрывается, последние записи я, видно, на борту теплохода сделала. На пристани Усть-Цильмы мне вручили пришедшую без меня телеграмму о смерти 5 июля моей родной бабушки Марфы Тихоновны, как раз в то время, когда разучивали мы в Медвежке духовный стих «О горе мне великое». Я улетела на похороны и уже не вернулась. Крестили Татьяну Февронией уже без меня, и переписывать чудесный сборник Федосьи Семёновны, а также слушать её плачи, равно как и описывать книги и иконы Агафьи Евдокимовны - ходил кто-то другой. По-моему, больше университетских экспедиций туда не было, администрация воспротивилась. Но и университет ничего не вернул. В 80-х же экспедиция была каждый год, я ездила в 1984, 1985, 1986 (до рождения дочери), в том числе не только в Усть-Цильму, но и в верховья Печоры, на территорию Печоро-Илычского заповедника, где на самом дальнем кордоне жил знаменитый егерь и книжник Поликарп Лызлов, и где меня с напарницей ждали большие приключения. Но это другая история, а здесь мне хотелось показать, как просты, бесхитростны и часто беспомощны и одиноки были старики-староверы.

561. Дорогой Наталье Ч.

Да, действительно, вдохновение - вещь удивительная. Чем и как заслуживается "трость книжника-скорописца"? В кино очень непросто получить эту вдохновительную санкцию - слишком собирательный вид искусства.Но когда это есть, наметанный взгляд сразу готов увидеть состоятельность: в одной сцене, в одной роли, более того - в мимолетном кадре. Исторические фильмы, действительно, область кино проблематичная. Здесь мало удач.Мало кто по-настоящему прикоснулся к тайне "исторического", хотя многие в истории копались. Я знаю наверняка только одно вдохновенное историческое произведение - Ветхий Завет. Там надо искать истоки "исторического". Объективные исторические эпопеи почти неподъёмны. Я - за субъективный исторический подход в искусстве, в смысле: увидеть вот эту историю или её часть глазами одного героя, через его судьбу. Это принцип отражения - один из универсальнейших в искусстве. Искусство, кино в частности - это зеркало. В "Расколе" я этого совершенно пока не вижу. Буду смотреть далее.

560. 552 крестьянскому сыну

Ну, если уж наши модераторы вас редактируют, значит заслужили. Священство здесь не при чём, я высказываю свою точку зрения как человек, тем более с кино некогда тесно связанный. А вот форумчане у нас часто цепляются за священный сан и всё не к месту. Надо любить человека и уважать его мнение, тогда и с модераторами у вас проблем не будет. И со священниками.

559. Наталья Чернавская

Мои-то дети любят и "Слово.." и былины. Но иногда им хочется представить себе ту жизнь с более близкого расстояния, не в героическом виде. Как там жили дети? как они учились?

558. крестьянскому сыну

Разница в том, что отец Геннадий староверов не только по телевизору видел,в том числе и на Печору с нами ездил.

Геннадий Беловолов:
Европа уподобляется Иуде
В то время как в Берлине идут споры вокруг возвращения креста на купол исторического дворца Гумбольдта, Россия остаётся последним оплотом Истины
04.06.2020
Я бы в блогеры пошёл, пусть меня научат
В то же время, предостерегает протоиерей Геннадий Беловолов, священник, увлеченный видеоблогингом, легко может позабыть о своем священстве
29.04.2020
Репетиция Апокалипсиса
Нам следует воспринимать коронавирус как грозное посещение Божие, призывающее к покаянию и отрезвлению
25.03.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
Бунт в Высшей школе экономики
Новый комментарий от Эфир
2020-07-06 12:36
Страсти вокруг Софии накаляются...
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-07-06 12:26
Почему победил Путин
Новый комментарий от
2020-07-06 12:09
В чём причина спора о поправках?
Новый комментарий от Наблюдатель
2020-07-06 12:08