Большая часть его интервью посвящена несогласию, спору с восточными Патриархатами по вопросу о так называемой «неопентархии». Слава Богу, что эти разногласия пока еще есть! Однако, с точки зрения владыки Илариона, имеющиеся разногласия не должны помешать проведению «Всеправославного собора». И это при том, что чуть выше он настаивает на том, чтобы все решения принимались не простым или даже квалифицированным большинством, а лишь на основании полного консенсуса, то есть единогласно. Все это следует рассматривать, однако, лишь как предисловие к главному.
«Уже по восьми темам Церкви сумели договориться, - заявил митр. Иларион, - по этим темам можно и провести Собор». Что же это за «темы»? Это, по словам высокого иерарха, вопросы: «календаря, унификации церковных постановлений, о посте, о препятствиях к браку, об отношении Православия к остальному христианскому миру и экуменизму». Что же касается тех вопросов, по которым консенсус еще не достигнут, то, по убеждению митрополита, «при наличии доброй воли Церкви также вскоре договорятся. Это можно сделать даже в послесоборный период».
Итак, что же в итоге сказано, если перевести все это со слегка политкорректно-дипломатического языка на общепонятный? Несколько человек в высоком духовном сане оказывается, уже договорились по таким важнейшим, животрепещущим вопросам, как календарь, экуменизм и ряд других, и это считается согласием Церквей! Договорились они, как совершенно понятно из сказанного, вне принятой внутри каждой из Поместных Православных Церквей канонической процедуры, минуя Архиерейские и Поместные соборы этих Церквей, о чем теперь, как о чем-то самоочевидном и естественном, не требующем специальных разъяснений сообщает митрополит Иларион. (Понятно, что сам Собор, ради проведения которого сломано столько копий, во внимание вообще не принимается; предполагается, что он просто проштампует то, о чем уже договорились). Как я понимаю, вышеперечисленные вопросы в порядке подготовки к «Всеправославному собору» на соборном уровне, например, в РПЦ не рассматривались. При этом ныне действующие документы и постановления, имеющиеся у самих Поместных Православных Церквей (например, документ РПЦ от 2000 года «Об отношении к инославию») во внимание не принимаются.
Могут, конечно, возразить, что ведь мы не знаем, в чем именно достигнут «консенсус», поскольку митр. Иларион об этом ничего прямо не говорит. На это можно просто ответить, что вероятность того, что Константинополь готов вернуться к юлианскому календарю или отказаться от своей практики сослужения литургии с коптами, армянами и католиками (что регулярно происходит, в частности, во время экуменических встреч на острове Патмос), говоря мягко, крайне мала. Стало быть, методом исключения с весьма высокой степенью вероятности (это опять же, говоря мягко) можно предположить, что уступки по всем вопросам сделаны как раз с нашей стороны. А вы говорите «каноны, каноническое право...» Протодиакон Кураев знал, что говорил, когда призывал эти самые каноны «поцеловать и поставить на полочку».
Если православно-консервативное большинство, доселе по большей части безгласное, и дальше будет вести себя столь же пассивно, как и до сих пор, это будет означать попросту, что канонический произвол наших управленцев базируется на весьма прочном основании – на молчаливом согласии этого самого большинства на то, чтобы менеджеры (а отнюдь не Священноначалие!) и дальше нами «володели», ведя нас в любом направлении, в каком им и тем, кто за ними стоит, только заблагорассудится.
Владимир Семенко, директор аналитического Центра этноконфессиональных исследований, специально для «Русской народной линии»
32. Его Высочеству, Князю Черниговскому...
31. Ну, кто же поверит мне, простому смертному?
30. Субъекту.
29. Для Н.Ролле
28. Субъект
27. К вопросу об освящении
26. Субъекту на 21 коммент.
25. Князь Черниговский 21
24. Субъект №21
23. 12. seeyou