В интернете и СМИ появилась информация о расколе Родительского движения, после съезда родительских ассоциаций в Казани 18 мая 2011 г. Мы не согласны с подобным заявлением, так как имевшее место мероприятие имело локальных характер, выявивший наличие разногласий между участниками мероприятия. И не важно, как оно названо съездом, собранием или еще как-то. Жизнеспособность созданной организации проверятся временем и результатами ее деятельности.
Об истории родительского движения России.
До 1997 г. родительского движения в России не было. Так как ранее существовавшие классные и родительские комитеты нельзя отнести к движениям, эти образования решали локальные вопросы, конкретных детей в конкретных школах и классах.
Направления деятельности родительского движения определялись угрозами семье и детям, исходящей извне, их деятельность была стихийной «снизу», никем не финансировалась и шла от тревоги за своих собственных детей. Поэтому регламентировать этот стихийный протест никто не мог. Родителькое движение явилось протестным движением.
Родительское движение в России начало набирать обороты в 1997-1998 годах, когда многие родители осознали, что политические изменения в стране 1991-1993 г. повлекли серьезные изменения в идеологии, в семейной политике, в отношении к воспитанию молодого поколения. Стало ясно, что начались негативные изменения в традиционных взаимоотношениях родителей и детей. Многие осознали, что начинаются качественные изменения в ценностных ориентациях молодежи, ведущие к разрушению семейных устоев, ценности семьи и брака.
Прежде всего, это выразилось в попытках Министерства образования РФ реализовать в школе так называемое «половое воспитание» российских школьников, когда ориентация на целомудрие, создание семьи заменялась знаниями «про это» с привкусом цинизма, вульгарщины. Многие родители забили тревогу, начались родительские манифестации, митинги, протесты. Это и было началом родительского движения, в которые входили десятки тысяч родителей, не состоявших ни в каких организациях, но выходивших на все мероприятия в защиту семьи и детей, если только находились организаторы таких мероприятий. Родители были поддержаны в 1997 г. Государственной думой, которая приняла запрет на введение в школах «полового воспитания», Русской Православной Церковью. Проект «половое воспитание» был переименован министерством в «здоровый образ жизни российских школьников» и благополучно реализован в период в 1996 по 2000 г. путем включения в школьные программы, прежде всего по биологии, ОБЖ «элементов полового воспитания».
Одновременно на детей и семью обрушился шквал телепередач, многочисленных журналов, которые регулярно и тиражами в сотни тысяч бесплатно раздавались детям. Телепередачи шли в самое детское время в районе показа телепередачи «Спокойной ночи, малыши». Взрослые мужи краснели читая журналы «Молоток», «Gool», «Gool gerl» и другие подобные им издания. Родители стали организовываться в неформальные движения и в массовом порядке обращались в прокуратуры, депутатам, суды с требованием защитить нравственность детей. Журналы благополучно издавались, телепередачи продолжались суды и прокуратуры отвечали, что «нет управы на СМИ».
После 2000 года начали создаваться зарегистрированные организации, которые объединяли пострадавших родителей, которые начали заниматься самозащитой своих прав, тогда как государство пустило вопросы защиты семьи и семейных ценностей на «самотек». Эти организации стали занимались вопросами, которые важны для всех: защита права ребенка на рождение «антиабортная деятельность», защита права ребенка на информационную безопасность; право ребенка на защиту своим родителей, право ребенка на качественное образование. Стали появляться общественные организации, направленные на защиту прав отцов. Возникновение организаций шло «с низу» по направлениям наиболее болезненны в том или ином регионе.
В 2006 г. впервые при участии представителей из 56 регионов России было организовано общероссийское общественное движение « Всероссийское родительское собрание». ООД «ВРС». На Форуме, семинарах, проходивших в Екатеринбурге в это время звучали наиболее важные для родителей вопросы, требовавшие их реагирование: защиты прав родителей на воспитание своих детей, защита детей от негативного влияния образовательных программ, СМИ, направленных на растление молодежи, защита информационной безопасности детей. Было отмечено, что законы, направленные на защиты прав семьи и ребенка буксуют, тормозятся, предлагаются законопроекты не отвечающие интересам семьи.
Примерно с этого же времени по всей стране стали массово организовываться общественные родительские организации, движения, которые занимались конкретными проблемами своих регионов, шел обмен опытом. Новые проблемы привлекали все новых родителей: изменения в системе образования, изменение программ, введение ЕГЭ вызвало взрыв в родительском движении сотни тысяч родителей возражали против ЕГЭ, плохих учебников, организовались множественные обсуждения этих проблем на уровнях районов, областей, законодательной власти, в научном мире. Протесты родителей и в этом случае игнорировались теми, от кого решение проблем зависело.
В связи с тем, что регистрация общественных организаций влечет за собой необходимость материальных затрат, наличие отчетности, документации, создание выборных органов, придание организации четкой структуры, основное большинство родителей объединялись в разрешенные законом организации, объединения и движения, работающие без регистрации, возглавляемые неформальными лидерами и работающие на общественных началах.
Новый виток родительское движение получило в 2008 г., на фоне резких протестов родителей против введения в стране ювенальных судов и ювенальной юстиции. Широкую огласку и поддержку общественности получили многие судебные дела, связанные с изъятием детей от родителей, изменением семейного законодательства в сторону разрушения семейных отношений, нарушения прав родителей на воспитание своих детей. Резко высказались против введения ювенальной юстиции и ювенальных технологий Русская православная Церковь и Межрелигиозный Совет России. Появилось серьезное стихийное протестное интернет-сообщество, которое быстро распространяло информацию, поддерживало пострадавших родителей, сочиняло стихи и песни, видеоролики про ювенальную юстицию. Широкое народное творчество не вписывалось ни в какие заорганизованные рамки. После начала «шествия» ЮЮ по регионам еще сильнее всколыхнулось родительское движение. Стали проводиться множественные конференции, родительские форумы, организовываться мероприятия против ювенальной юстиции и ювенальных технологий. Все это происходит и поныне на фоне введения в стране института «уполномоченных по правам ребенка», направленного в целом против прав родителей на воспитание из детей «Павликов Морозовых», презираемых народом; «продавливания» чиновниками ювенальных технологий: создание баз данных на «неблагополучные семьи», создание структур, чья деятельность направлена на вмешательства в дела семьи. Движение против ЮЮ стало поистине народным и стихийным.
Не удивительно, что появляются все новые люди, желающие «заорганизовать» данное стихийное движение, или направить его деятельность в новое «пристойное» альтернативное заорганизованное русло. Именно эта попытка: проведения мероприятия в Казани, была похоже одной из многочисленных попыток заорганизовать родительское движение. Суть идеи, вокруг которой всем предстояло объединиться - это предложение новаторов «давайте жить дружно», давайте не протестовать, а делать «позитив». Таким позитивом явилось по их мнению предложение одобрить и продвигать якобы новый образовательный проект «Детство 2030 плюс». Старый проект «детство - 2030» был подвергнут резкой критике в десятках регионов России; родители вступили в конфликт с Общественной палатой при Президенте России за поддержку данного законопроекта. Проект был дискредитирован. Но кому-то понадобилось его реабилитировать. Очень похоже на историю с переименование проекта «половое воспитание российских школьников» в «здоровый образ жизни российских школьников», вышедший также из стен министерства образования.
Учитывая все изложенное, говорить о расколе родительского движения рановато, так как налицо локальный конфликт, а стихия она и есть стихия. Ведь когда каждый родитель становиться потенциальным потерпевшим при реализации так называемых «ювенальных технологий», когда закладывается база под создание структур, зарабатывающих на детях, когда начинает «пахнуть детскими деньгами» начинается неконтролируемый властью протест, самозащита прав.
Лариса Павлова, адвокат, член Правления НП «Родительский комитет», специально для «Русской народной линии»