Москва вчера не понимала,
Но завтра, верь, поймёт Москва:
Родиться Русским — слишком мало,
Чтоб русские иметь права…
И, вспомнив душу предков, встанет,
От слова к делу перейдя,
И гнев в народных душах грянет,
Как гром живящего дождя.
И сломит гнёт, как гнёт ломала
Уже не раз повстанцев рать…
Родиться Русским — слишком мало:
Им надо быть, им надо стать!
Игорь Северянин (1925)
Эксперты, оценивавшие работы конкурсантов, были единодушны в том, что представленные сочинения – весьма высокого уровня. Данный факт и позволяет с оптимизмом смотреть в будущее. Ибо это ни что иное, как ответ идеологам разрушения русской государственности, русской армии, русской семьи, русской науки, русского образования, русского хозяйства, русского искусства – одним словом, русской культуры.
О бедственном положении нашего народа и среды его обитания в последнее время сказано достаточно. Уповать на то, что переживаемый нами геноцид как-то сам собой прекратится по мановению «доброго дяди», конечно, несерьезно.
Следовательно, остается одно: строить нашу христианскую национальную культуру, – вопреки русофобской политике некоторых представителей нынешней государственной власти РФ и др. стран бывшей России (не говоря о деятелях дальнего зарубежья). Тем более, что у нас для этого имеется не так уж мало: высококвалифицированные специалисты в сфере государственного управления, в разных областях науки, образования и искусства, хозяйственной деятельности.
Увы! Все большее число этих прекрасных специалистов, представителей нашей национальной элиты, оказывается не у дел и замещается людьми, мягко говоря, недалекими, – стараниями некоторых нынешних государственных деятелей, напр., мракобесов из министерства образования и науки, министерства культуры и т.д. и т.п.
С другой стороны, значительное число нашей творческой молодежи, желавшее бы повысить свой образовательно-культурный уровень, с тем, чтобы участвовать в каких-то интересных творческих проектах, оказывается невостребованным, – потому что, по нынешним временам, это удовольствие не из дешевых.
В-третьих, современные информационные технологии, а главное, их доступность для человека и с весьма скромным достатком, позволяют организовать процесс обучения студентов и аспирантов с минимальными затратами.
Считаю, что сегодня, когда государственная система образования целенаправленно разрушается и пока она еще не на 100% разрушена, нам необходимо создать параллельно с существующими институтами, во-первых, Русскую народную академию, и уже во-вторых, на ее базе – всю остальную систему народного образования.
Если верна пословица: рыба тухнет с головы, то не менее верным будет и высказывание, что выздоравливает рыба тоже с головы, с формирования интеллектуальной и культурной элиты, утвержденной в христианской вере. Эта вера должна стать фундаментом будущего культурного строительства (в противном случае, дело не состоится), а единородный Сын Божий Господь Иисус Христос призван быть краеугольным камнем будущей России, и эта высшая идея должна пронизывать все поры созидаемого общества. Хватит строить на песке человеческих заблуждений! Приблизительно с середины XVII века поле русского сердца стало засеваться плевелами чуждых учений. Эти плевелы росли вместе с пшеницей чистой Христовой веры, местами заглушая пшеницу. Они отравили русскую душу, и сейчас мы должны отказаться от суетных и ложных основ нашего бытия. Данный тезис был обоснован идеологом русского воскресения профессором И.А.Ильиным. (См. напр., работу «Основы христианской культуры»).
Что касается технической стороны организации Русской народной академии, здесь единственная сложность: психологического плана – просто однажды решиться, и это дело начать.
Какой именно станет эта Русская академия – забота людей поумней меня. Впрочем, раз уж я завел об этом речь, представлю и свое приблизительное видение этого заведения. Считаю, что студентам и аспирантам следует предоставить возможность самим выбирать не только научные интересы, но, хотя бы иногда, и профессоров. В то же время, конечно, и профессора будут искать подходящих для себя учеников. Нужно стремиться к тому, чтобы между обучающим и обучаемыми сложились неформальные отношения людей, делающих одно общее дело. Пусть у каждого профессора будет индивидуальная программа, утвержденная корпорацией профессоров данного Отделения Академии. Всевозможные лекции, семинары, сессии можно устраивать в режиме реального времени при живом общении между людьми через телекоммуникационную сеть. Прекрасно было бы организовать живое обсуждение проектов, разрабатываемых обучающимися. Это сформировало бы творческие коллективы. Там, где существует необходимость, напр,. в области национальной безопасности и высоких технологий, информация может зашифровываться, соответственно, такие проекты будут обсуждаться только в узком кругу специалистов.
Профессура академии не будет ограничена пределами одного города и даже одной страны. Тем более это будет касаться учащихся. В идеале следовало бы предоставить возможность обучения в Русской академии лицам любой национальности из любого государства, желающим приобщиться к русской культуре.
В целом же, открытость науки позволит внедрить творческий дух, избежать бюрократизации, и самое главное, возродить принцип соборности в возрождаемом русском обществе. Главным в Академии должно стать соработничество во Христе. Считаю, что в сложившихся на сегодняшний день условиях студенты и аспиранты должны оплачивать труд своих профессоров – но так, чтобы размер оплаты не был слишком обременителен для обучаемых. Тем более, что пока не всех профессоров гонят с их основного места работы, и у них есть кое-какой заработок.
Свидетельство об образовании, выдаваемое Академией, должно быть высшей гарантией качества выпускаемого специалиста. Если это будет достигнуто, найдутся люди, хотящие вкладывать и в нее, и в подготавливаемых специалистов свои средства.
Кто-нибудь скажет: все мечты, мечты... Но я бы возразил: это не мечты, а необходимость. Нация начинается со школы, а школа – с академии. Но не с той школы, где учат, что человек – производное обезьяны, и не с той академии, где вдалбливают, что все вероисповедания одинаковы по своему достоинству и что добро и зло – понятия относительные, где за основу правовой нормы берется убеждение, будто сексуальный извращенец должен иметь юридическую защиту в отстаивании своих извращений.
Велика вероятность, что в самое ближайшее время нас захлестнут всевозможные мятежи и локальные войны, а также иностранная оккупация. Чтобы воскреснуть в новом качестве, России, возможно, придется пройти через горнило еще небывалого национального унижения, ее разгрома и попрания. Но если в этой бездне адского унижения мы сохраним веру и национальную культуру, Россия встанет несокрушимым исполином, которому ничто не в силах будет противоборствовать. Когда это совершится, она станет маяком для народов Земли, безжалостно поглощаемых бушующим океаном нечестия. К этому времени должна быть подготовлена армия высококлассных специалистов для всех сфер человеческой жизнедеятельности.
Дух соборности, необходимый для Народной Академии, оздоровит нашу Церковь, ибо этот дух в ней в последнее время теряется, уступая место бюрократическим веяниям. Если дело сдвинется с мертвой точки, лично я в числе первых постараюсь поступить в Русскую народную академию в качестве аспиранта.
Теперь, возвращаясь к конкурсу, замечу, что сама церемония награждения оставила за собой ощущение какой-то незавершенности, что было справедливо отмечено некоторыми в комментариях к опубликованным материалам. Конечно, издание сочинений, представленных на конкурс, продолжит обсуждение интереснейшей темы, однако этого недостаточно. Должен быть качественный рост. Им и может стать Русская народная академия. А сколько нам осталось относительно спокойного времени для созидательной деятельности – Бог весть. Так что хватит запрягать русскую тройку – пора ехать.
Иерей Сергий Карамышев, настоятель храма Св. Троицы пос. Каменники Рыбинского благочиния Ярославской епархии, специально для «Русской народной линии»
1. Замечательно!