«У пространства есть пределы, и очерчивающая его линия придает ему некий смысл подобно тому, как берега характеризуют море».
Фернан Бродель «Время мира»
На чем держится «Русская народная линия», связующая людей? Явно не на больших капиталах и не на коммерческих интересах. РНЛ держится на людях, обладающих умением слушать, которое сродни терпению, а иногда пытке. Это дар, данный не каждому от природы. Еще труднее его приобрести: за деньги не продается, в аренду не сдается, на улице не валяется. Но даже в том случае, когда дар слышать есть у кого-то от природы, он редко подкрепляется желанием понять, ибо понять – почти то же самое, что простить. Но еще реже дар этот сочетается со способностью находить зерно истины и чувство правды в чужих словах и даже не вполне правых делах и поступках. Для этого требуется не один лишь ум, но ум тренированный и добрый, участливый и ответственный. Очевидно, все эти качества почти никогда не даются одному человеку в полной мере. Особенно редко они сочетаются у тех людей, кто сам способен творить, поскольку человек, переполненный собой, воспринимает мир людей и мнений только как среду своего обитания, поле самореализации. Впрочем, иногда все эти дары счастливо совпадают, ибо есть и еще одно созидающее качество - смирение. А бывает ли смирение без любви? Без смирения и любви мы разделены, даже если обитаем вместе, даже если мы – современники, соединенные общей судьбой.
Все эти слова о соединении редких качеств с полным правом можно отнести к некоторым стойким читателям-авторам и авторам-читателям «Русской народной линии» – православной по духу, интерактивной по форме. Но вдвойне, конечно, они относятся к ее создателю и главному редактору – Анатолию Дмитриевичу Степанову, которому сегодня исполняется 50 лет. Не хочется произносить панегирики – и самому непривычно (критиковать как-то легче), и достойного человека похвала вводит в смущение. Но жизнь показала, а сравнительно недавно, когда «русские линии разошлись», еще раз подтвердила со всей очевидностью, что без этого конкретного человека сама линия сразу обрывается, превращается в однонаправленное движение: сверху вниз. Конечно, и такая межчеловеческая связь нужна, кто бы спорил. Я и сам за единоначалие. Но «единоначальных» информационных линий – русско-нерусских – пруд пруди: все хотят или подчиняться, или командовать, или жить по проверенной схеме: «ты начальник – я дурак, я начальник…». Тем ценней исключение из правил.
Да, Анатолий Дмитриевич – исключение, как и вся линия. Обычно люди, которых мы называем учеными и специалистами (а он въедливый ученый-историк и хороший профессионал с чрезвычайно широким для его специальности горизонтом), подобны, как говаривал незабвенный Козьма Прутков, флюсам: знают только то, что нужно для их дела. В этом нет ничего плохого, так как глупо, да и грешно, наверное, роптать на узкую специализацию – последнее убежище для мысли, пытающейся сохраниться под информационной лавиной. Поэтому многие из нас живут по принципу: «и не надо мне всё знать, главное, чтобы обо мне все знали». Говорю об этом уверенно по той причине, что и сам отношу себя к цеху, искусственно ограниченному профессиональными интересами и темами, принятыми в нашем сообществе ценностями и условностями. Но даже самый узкий специалист, которого не смущает собственная односторонность, отдает должное тем немногим, кто способен (обычно в ущерб собственной научной карьере) создавать не только оригинальные теории, но и новые информационные поля, обладающие притягательной центростремительной силой. Только здесь, в этих особых информационных пространствах, принято слушать и слышать тех, кто идет по жизни другими путями, принимая разных людей в личный круг общения. Здесь главное - не авторитет и не поучение, а общество людей, знающих цену знаниям, свободным от манипулирования. Как точно подметил Цицерон, «тем, кто хочет учиться, часто вредит авторитет тех, кто учит».
Анатолий Дмитриевич Степанов – личность, несомненно, яркая, но это человек, сознательно избегающий роли учителя-наставника, информационного гуру, навязывающего свой авторитет. Он жёсток и требователен, но не авторитарен, более того - остается в тени, когда выискивает, подбирает и демонстрирует мнения и позиции тех, кому предоставляет трибуну – священнослужителям и мирянам, у каждого из которых свое видение происходящего. При этом он хорошо знает: все похвалы адресуются авторам, которых он находит, а все упреки и замечания, а то и обвинения – ему одному. Но таков выбор: как говорится, вольному воля, спасенному рай. Надеюсь, что служение на информационно-просветительской ниве – путь действительно спасительный. Поэтому я с огромным удовольствием поздравляю нашего юбиляра, сумевшего не изменить себе и долгу, избранной стезе, и не советую ему следовать восточной традиции, согласно которой в 50 лет следует менять успешное профессиональное поприще на новое, хотя традиция эта вызывает уважение (сам ей последовал и не пожалел). Но Анатолию Дмитриевичу не советую из-за эгоистических соображений, поскольку хотел бы сам, как и многие авторы-читатели, подольше оставаться с «Русской народной линией», а она, если говорить честно, держится на одном человеке и его немногих сподвижниках, похожих на него в духовном плане.
В качестве приложения к сказанному – несколько размышлений о природе линий.
Линия – сложнейшее из понятий, которое только кажется простейшим. Да, линия – всего лишь элементарный способ соединить точки, отделённые в пространстве и (или) во времени. Но разве не линия демонстрирует власть художника над временем и пространством, если, конечно, художнику Богом дан талант? А линии преемства (от апостольских времен и до наших дней) или линии наследования отчей культуры – это уже нечто совершенно иное, несравненно более сложное, чем творение человека: они связывают разрозненные события в жизненный путь, разные судьбы в одну судьбу, а семьи, роды и поколения в единый народ, помнящий о высшем предназначении. Линия мысли и линия поведения – этими словами мы определяем и сцепление идей (дисциплину мышления), и внутреннюю логику человеческого бытия, сберегающую его смысл и приоткрывающую каждому из нас линию собственной жизни. Не случайно порядок в сознании тоже называют линией. Линией именуют и проложенный курс, который мало напоминает прямую черту на карте. Когда у России появится, наконец, долгосрочная стратегия, основанная на национальных интересах и традициях, борьбе мнений и разумном компромиссе, когда начнет просматриваться хоть какой-то внятный политический курс во внешней и внутренней политике, мы вспомним и об этом значении слова: линия-курс.
Но линия не только соединяет разделенное, в том числе наши наивные планы с Божьим промыслом. (Эта неявная связь существует, и в нужное время она становится явной - особенно в юбилейные даты.) Линия обозначает границу, отгораживающую внутренний мир человека или народа от чужого и чуждого. Именно так – линией – называют оборонную систему, стены городов и укрепления, защищающие домашний очаг и святыни родины. Такие же оборонительные линии защищают и душу от гибели. Святитель Николай Сербский в своих удивительно проникновенных «Мыслях о добре и зле» назвал пять линий духовной обороны, говоря о пяти основных импульсах, движущих людьми: «личная прибыль и собственные удовольствия; семейные и кровные узы; общественные законы; совесть и чувство присутствия Живого Бога. Пятый импульс, - по его мнению, - первая линия обороны; если человек не удержит ее, отступает на вторую (четвертый импульс); не удержав вторую, отступает на третью (третий импульс) и так далее, до первого. Так происходит деградация человека, деградация и гибель. Гибель, ибо и последнюю линию обороны может потерять человек».
«Русская народная линия», созданная юбиляром, выполняет функции обороны русского духа и много других, не менее важных, объединяя православных людей не виртуально, а духовно. Временами она подобна диаграмме: фиксирует в режиме онлайн ритм социальной жизни и направленность движения России – созидательного или разрушительного. Иногда страшно смотреть на линии, показывающие происходящие изменения, поскольку они всегда готовы сложиться в «русский крест»: летящая вверх линия смертей и круто падающая линия рождаемости, характерная для большей части наших народов. Эти линии пересекаются в той временной точке, которую мы называем современностью. Но «Русская народная линия» – это не одни диаграммы, а и горизонт, доступный взору. Чем выше поднимется человек по духовной лестнице, тем шире линия горизонта и правдивее восприятие мира: «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянье». Даже «русский крест» – не повод к унынию, ибо велика сила веры. Как видим, у «Русской народной линии» много функций, но одна из самых востребованных - установление межличностной связи в глобальной сети, где так трудно сохранить себя и свою жизненную линию, сберечь зерно веры.
Анатолий Степанов – человек-линия, а это достойная судьба и честное служение.
Валерий Расторгуев, профессор МГУ, заместитель главного редактора журнала «Трибуна русской мысли», специально для «Русской народной линии»