Но народное сознание консервативно, его невозможно регулировать административными запретами. Миллионы мужчин в разных концах планеты, когда-то проходившие военную службу в Советской армии, сегодня обязательно вспомнят об этой странице своей биографии. Придут поздравления и автору этих строк от моих армейских друзей из России, Казахстана, Узбекистана и США – «через головы поэтов и правительств» – разумеется, не с праздником вооруженных сил этих государств, а с Днем Советской армии. Пускай нас разделили государственные границы, разные взгляды на жизнь и почти три десятилетия гражданской жизни. Но чем дальше, тем всё чаще раздаются телефонные звонки, приходят письма по интернету от моих сослуживцев. Чувство мужского братства, пережитое в экстремальных условиях, осталось навсегда.
Отвергать саму идею праздника 23 февраля на том основании, что он имеет большевистские корни – нелепо. С такой же прямолинейной логикой, например, свидетели Иеговы отвергают крест, спрашивая христиан: «Почему вы поклоняетесь кресту, ведь это орудие позорной казни и символ смерти?» Как им объяснить, что этот символ имеет для нас другое содержание?
Я не знаток истории Церкви, но не раз читал, что успешная христианизация народов никогда не проводилась мерами «чрезвычайки». Проповедь Христианства всегда опиралась на сложившиеся народные традиции. И это мы можем обнаружить в странном на первый взгляд совпадении календаря христианских и языческих праздников. Теперь уж мало кто знает, что древний праздник бога Митры – праздник нарождающегося солнца (начало прибавления светового дня) был вытеснен из народного сознания праздником Рождества Христова – «Солнца Правды». А день рождества Иоанна Предтечи и до ныне зовется в простонародье Иваном Купалой. Наполнение символа новым содержанием – наиболее конструктивный способ изменить сознание людей.
Иное содержание имеет для нас и день 23 февраля. Для миллионов мужчин это не день рождения Красной армии Троцкого, с помощью которой он хотел раздуть пожар мировой революции, а день Советской армии, победившей военную мощь фашизма. Эту смену содержания символа в народном сознании выразил в своей проповеди архимандрит Петр (Кучер): «Отдав в начале войны под немецкий меч богоборческую большевистскую Красную армию Троцкого, Господь затем помог одержать победу в войне новой народной Советской армии».
И ведь правда, во время Великой Отечественной войны поменялась не только военная форма, ранги и звания, военная стратегия и тактика. Изменился дух армии. Перечитайте хотя бы «Сын полка» Валентина Катаева и вспомните взаимовыручку, терпение и жертвенность советских солдат (между прочим, в этой повести писатель, еще не подозревая о толерантности, в качестве синонима к слову «советский» использует и слово «русский»). Этот дух жертвенности ярко выражен и в известных монументах советскому солдату-освободителю, установленных в берлинском Трептов-парке и в болгарском Пловдиве (памятник «Алеша»). Между прочим, русская песня «Алеша» до развала социалистического лагеря была гимном г.Пловдив. В 90-е годы в Пловдиве было несколько попыток сноса памятника Алеше. Народ встал стеной! И добился, чтобы верховный суд Болгарии принял решение – без права его пересмотра – оставить памятник Алеше на века! И что же нам теперь – в связи с новым взглядом на историю Красной армии – не написать ли «покаянное» письмо братьям-болгарам: пускай уж демонтируют свою святыню?
Одним из самых ярких впечатлений моего детства был концерт ансамбля песни и пляски Уральского военного округа. В песне ведь наиболее полно передается дух любого культурного явления. Желая снова пережить свое детское впечатление, я неоднократно прослушивал на «Ютубе» видеоролики с записью выступлений ансамбля Советской армии имени Александрова. Слушая записи разных лет, - хрущевской и брежневской эпохи – я внимательно вглядывался в лица солдатского хора и открывал для себя, что это – простые, в чем-то даже деревенские лица советских парней, поющих не только голосом, но и мимикой, и сердцем. Почему же ведь за несколько лет до кончины римский понтифик Иоанн Павел II пригласил к себе с концертом не какого-нибудь Элтона Джона, а ансамбль песни и пляски Советской армии? И долго слушал песни «непобедимой и легендарной» в живом исполнении, вглядываясь в лица поющих солдат – по сути дела его идейных противников!
Любое общество нуждается в объединяющих символах. Как никто сегодня, нуждаются в них миллионы наших соотечественников в России и за рубежом. Было бы глупо, по-большевицки размахивая шашкой, растоптать, отвергнуть символы, давно выстраданные и усвоенные народом! Неужели лучше размежеваться по партиям, разделиться на лагеря, раздробиться на множество разных «кочек зрения» и организовать локальную междоусобицу?
Но ведь в каждом символе можно найти предлог для братского объединения людей. Я считаю, что 23 февраля – это прекрасный повод вспомнить о том, что все мы – дети великой державы, в которой не было межнациональной вражды. Это имперский символ. Зачем же нам отказываться от него?
Олег Четвериков, Киров (Вятка), специально для «Русской народной линии»