23 февраля – праздник или нет?

Олег Четвериков предлагает не отказываться от имперского символа

Двадцать лет минуло с момента распада СССР, вместе с которым приказала долго жить и Советская армия, а споры о значении праздника 23 февраля не прекращаются по сей день. Казалось бы, пора закрыть тему праздника и считать 23 февраля, яко же не бывшее...

Но народное сознание консервативно, его невозможно регулировать административными запретами. Миллионы мужчин в разных концах планеты, когда-то проходившие военную службу в Советской армии, сегодня обязательно вспомнят об этой странице своей биографии. Придут поздравления и автору этих строк от моих армейских друзей из России, Казахстана, Узбекистана и США – «через головы поэтов и правительств» – разумеется, не с праздником вооруженных сил этих государств, а с Днем Советской армии. Пускай нас разделили государственные границы, разные взгляды на жизнь и почти три десятилетия гражданской жизни. Но чем дальше, тем всё чаще раздаются телефонные звонки, приходят письма по интернету от моих сослуживцев. Чувство мужского братства, пережитое в экстремальных условиях, осталось навсегда.

Отвергать саму идею праздника 23 февраля на том основании, что он имеет большевистские корни – нелепо. С такой же прямолинейной логикой, например, свидетели Иеговы отвергают крест, спрашивая христиан: «Почему вы поклоняетесь кресту, ведь это орудие позорной казни и символ смерти?» Как им объяснить, что этот символ имеет для нас другое содержание?

Я не знаток истории Церкви, но не раз читал, что успешная христианизация народов никогда не проводилась мерами «чрезвычайки». Проповедь Христианства всегда опиралась на сложившиеся народные традиции. И это мы можем обнаружить в странном на первый взгляд совпадении календаря христианских и языческих праздников. Теперь уж мало кто знает, что древний праздник бога Митры – праздник нарождающегося солнца (начало прибавления светового дня) был вытеснен из народного сознания праздником Рождества Христова – «Солнца Правды». А день рождества Иоанна Предтечи и до ныне зовется в простонародье Иваном Купалой. Наполнение символа новым содержанием – наиболее конструктивный способ изменить сознание людей.

Иное содержание имеет для нас и день 23 февраля. Для миллионов мужчин это не день рождения Красной армии Троцкого, с помощью которой он хотел раздуть пожар мировой революции, а день Советской армии, победившей военную мощь фашизма. Эту смену содержания символа в народном сознании выразил в своей проповеди архимандрит Петр (Кучер): «Отдав в начале войны под немецкий меч богоборческую большевистскую Красную армию Троцкого, Господь затем помог одержать победу в войне новой народной Советской армии».

И ведь правда, во время Великой Отечественной войны поменялась не только военная форма, ранги и звания, военная стратегия и тактика. Изменился дух армии. Перечитайте хотя бы «Сын полка» Валентина Катаева и вспомните взаимовыручку, терпение и жертвенность советских солдат (между прочим, в этой повести писатель, еще не подозревая о толерантности, в качестве синонима к слову «советский» использует и слово «русский»). Этот дух жертвенности ярко выражен и в известных монументах советскому солдату-освободителю, установленных в берлинском Трептов-парке и в болгарском Пловдиве (памятник «Алеша»). Между прочим, русская песня «Алеша» до развала социалистического лагеря была гимном г.Пловдив. В 90-е годы в Пловдиве было несколько попыток сноса памятника Алеше. Народ встал стеной! И добился, чтобы верховный суд Болгарии принял решение – без права его пересмотра – оставить памятник Алеше на века! И что же нам теперь – в связи с новым взглядом на историю Красной армии – не написать ли «покаянное» письмо братьям-болгарам: пускай уж демонтируют свою святыню?

Одним из самых ярких впечатлений моего детства был концерт ансамбля песни и пляски Уральского военного округа. В песне ведь наиболее полно передается дух любого культурного явления. Желая снова пережить свое детское впечатление, я неоднократно прослушивал на «Ютубе» видеоролики с записью выступлений ансамбля Советской армии имени Александрова. Слушая записи разных лет, - хрущевской и брежневской эпохи – я внимательно вглядывался в лица солдатского хора и открывал для себя, что это – простые, в чем-то даже деревенские лица советских парней, поющих не только голосом, но и мимикой, и сердцем. Почему же ведь за несколько лет до кончины римский понтифик Иоанн Павел II пригласил к себе с концертом не какого-нибудь Элтона Джона, а ансамбль песни и пляски Советской армии? И долго слушал песни «непобедимой и легендарной» в живом исполнении, вглядываясь в лица поющих солдат – по сути дела его идейных противников!

Любое общество нуждается в объединяющих символах. Как никто сегодня, нуждаются в них миллионы наших соотечественников в России и за рубежом. Было бы глупо, по-большевицки размахивая шашкой, растоптать, отвергнуть символы, давно выстраданные и усвоенные народом! Неужели лучше размежеваться по партиям, разделиться на лагеря, раздробиться на множество разных «кочек зрения» и организовать локальную междоусобицу?

Но ведь в каждом символе можно найти предлог для братского объединения людей. Я считаю, что 23 февраля – это прекрасный повод вспомнить о том, что все мы – дети великой державы, в которой не было межнациональной вражды. Это имперский символ. Зачем же нам отказываться от него?

Олег Четвериков, Киров (Вятка), специально для «Русской народной линии»
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

30. Уточнение

Почему-то не та ссылка в моем комменте пропечаталась. Должно быть: http://www.ruskline.ru/news_rl/2011/02/23/23_fevralya_prazdnik_ili_net/

29. 26. Диакон Георгий Малков

Спаси Господи отец диакон. Всё правильно написали

РоманС / 25.02.2011

28. Re: 23 февраля – праздник или нет?

Дьякон Георгий! Читаю и восхищаюсь Вашим слогом, мыслью, словом и духом!

Аноним / 24.02.2011

27. Re: 23 февраля – праздник или нет?

25. Олег Четвериков: - Ничего подобного. Георгия Победоносца почитают и магометане. Более того, многие так и не приняли советские праздники. Не будет никакого раздора. До революции 9 декабря был общеимперским праздником. Кавалерами ордена Георгия П., были не только православные. Чего мы боимся, ведь при Царе никто не противился и вздорничал, кроме врагов России. Вернуть традицию - это доброе дело. Если вы думаете, что большинство так упёрто в советские праздники, то ошибаетесь. Перенесите, сделайте выходным - будет та ж картина. Хотя, думаю, большинству вообще... лишь бы выходной да выпивной. Можно даже перенести 23 феврала на 6 мая. ;р) Не обижайтесь!

26. Олегу Четверикову (особенно на его коммент № 20)

Глубокоуважаемый Олег, вы совершенно напрасно обижаетесь на форумчан, многие из которых, как вы утверждаете, вас не слышат. Как пишете вы: «Поразительно, как мы не желаем слышать друг друга. Во всех комментариях против 23 февраля только один подход: "Долой!" Похоже, что обсуждаемый текст никто и не читал. Никакого конструктивного диалога! Никаких контраргументов на аргументы автора! Братцы, пока мы не научимся слышать друг друга, Россия не возродится. Ненависть не знает любви, не способна к созиданию». Да в чем же вас не слышат? Кто здесь выступает против сердечнейшей же необходимости праздновать святой для всех нас День защитника Отечества. Нет здесь таких вовсе! Говорят совсем о другом. И не нужно – уж не знаю, специально ли, или по заблуждению с вашей стороны – подменять одну тему совершенно другой! Это как-то нечестно. Или вы, что – действительно не видите разницы всего лишь в подходе (и не более того!) к этой важной теме? Решительно не понимаю… Речь идет лишь о том, что следует это святое дело делать святыми же, духовно чистыми руками. Никто не отвергает (что за дикость даже подумать такое!) необходимости почитать память наших воинов, герое и не героев, и Первой и Второй мировых войн, всех павших в наших Отечественных войнах. Речь ведь идет только о необходимости перемены даты - ничуть при этом не отменяемого празднования. Что – разве это отказ от памяти о нашей Великой Отечественной или той же Чеченской, продолжающейся, увы, и поныне? Да и никоим образом, не нужно нарочито искажать наши слова. Речь идет, если хотите, о «чистоте риз» этой нашей памяти, об отказе от явно фальшивых прежних установлений большевизма и привычных понятий латентно продолжающегося сохраняться постбольшевизма в сознании многих еще наших граждан (чаще всего в силу духовной спячки, слабого чувства совестливости и внутренней правды, не говоря уж об обыкновенном частом у нас невежестве). Не может быть Днем защитника нашего Отечества день, когда никто из тогдашнего революционного войска никого не побеждал, а напротив трусливо бежал от германских войск в Эстонии и под Псковом. Да и само это воинство не было тогда настоящим защитником России, на которую главарям большевизма вместе с Лениным было «наплевать» (о чем он сам громогласно и возвещал); на тот момент оно было попросту защитником большевицкой разбойничьей власти ради дальнейшего развития мировой революции – и более ничего. И именно потому, что на Россию им было наплевать, а на свою власть нет, троцкистско-ленинская шайка и заключила предательский сепаратный мир с Германией, отдав ей огромные российские пространства. И подготовка к этой сдаче как раз и шла в эти дни, отталкиваясь именно от 23-24 февраля! То есть объективно эта армия, с начавшейся ее мобилизацией в это же время, продолжала и обязана была разорять Россию ради спасения большевизма – как продолжали ее тогда разорять в государственном масштабе и сами иудео-масонские ставленники - большевики. Глубокоуважаемый Олег, вы что – не читали представленного вам мною на форуме подробнейшего описания самой сути этого времени и подоплеки сей мерзкой исторической ДАТЫ? Не славный праздник, увы, механически и бездумно продолжающийся праздноваться в этот день, под этой духовно ложной и сознательно, по-большевицки лживой датой, хочется нам убрать – зачем тут передергивают некоторые форумчане? И вы тоже считаете, что тут, мол, кричат: «Долой!» относительно самого праздника? Но ведь этого нет, и это было бы диким. Кричат: «Долой продолжающуюся доселе большевицкую фальшь!» И не более того. И, пожалуй, скорее, следует поучиться слушать нас тем, кто этой фальши, к сожалению, внутренне до сих пор так и не чувствует… А жаль… И за нашей позицией стоит как раз не ненависть, которой дьявольски дышали те, кто устанавливал эту проклятую дату – 23 февраля, а любовь, требующая духовного созидания правды в наших душах, в душах всего русского народа. И если такая правда возобладает – вот тогда мы и начнем праздновать святую память наших погибших воинов и желать здравия о Господе ныне живущим нашим защитникам в подобающий такому важному празднику день – и лучше всего в день памяти многовекового уже покровителя всех русских воинов - Святого Георгия Победоносца (или 9 декабря, или же 6 мая – на выбор). PS И, кстати, когда православные русские люди поведут наконец речь о необходимости заменять повсеместно в России Поклонными Крестами те поистине напоминающие об аде, а не о рае, «вечные газовые огни», пылающие (как правило – в дьявольских масонских звездах!) во многих у нас местах в память погибших воинов – на сугубо западный и даже языческий манер, то вы тоже начнете утверждать, что мы, мол, – разрушители их памяти? И разве кто будет возражать, если у таких Памятных крестов рядом будут порой находиться и скромные поклонные знаки других религий? Ведь гибли, защищая Россию и представители вер иных. Но основная-то жатва смерти пришлась на русского человека! А отсюда пусть не обессудят: ему – и первая честь, и память… Ныне же, когда вижу этот вырывающийся из-под земли «вечный огонь» и порой - священнослужителей, несущих к нему венки, и вживе, и в телехронике, всегда испытываю двойственное и во многом неловкое чувство: хочется присоединить и свою худую молитву в память наших защитников, и одновременно неизменно вспоминаю евангельские слова об аде - «геенну… огнь неугасимый, где червь их не умирает, и огонь не угасает» (Мф 9, 43-44). И печально – не раз мне на это жаловались и сами участники подобных церемоний – и архиереи и «простые» протоиерей (иных-то туда не пускают). Придумщикам из ЦК КПСС, откуда шли указания по устройству сих «огней», конечно же, такие евангельские образы вовсе не были знакомы, а французикам, по большей части начальствовавшим безбожникам наполеоновского времени (откуда и брались подобные примеры, на Бога было попросту наплевать. Вот и перетягивалась сия языческая, по сути, «огненная» традиция от одних безбожников к другим – якобы «во имя славы» и «в честь». И никто этой славы и чести у наших павших не отнимает, но воздавать им ее следует всё-таки не по язычески, а по христиански. Если мы, конечно, желаем действительно отойти от прежних традиций безбожников-большевиков. Всем всех благ.

25. ответ уважаемому Провинциалу на пост 24

Провинциал: "Ваши оппоненты предлагают другой день, другую дату" Дорогой друг, я не считаю Вас оппонентом. Я не против другой даты праздника Вооруженных Сил России. Если она будет установлена 6 мая, я буду только рад. Но я предлагаю не отвергать и дату 23 февраля - день Советской армии. Отвергая дату 23 февраля, мы отвергаем тех русских, татар, украинцев, белорусов, казахов, армян и др. - всех бывших солдат и офицеров СА, которые оказались за пределами РФ, но помнят об этом празднике 23 февраля. Отмечать день Русской армии 6 мая Вы их не заставите. 23 февраля - это имперский праздник, и ради наших изоляционистских амбиций сказать им: "Зря вы старались, друзья, напрасно охраняли этот дурацкий СССР, все равно мы, русские, не оценили ваших трудов, для нас 23 февраля - пустой звук"? Вы предлагаете вместо того, чтобы иметь их в качестве союзников, обратить их во врагов? Если так, то вы желаете зла России.

24. Re: 23 февраля – праздник или нет?

Автор: "древний праздник бога Митры – праздник нарождающегося солнца (начало прибавления светового дня) был вытеснен из народного сознания праздником Рождества Христова – «Солнца Правды»." - Если мы будем всё решать с такой логикой, то так и останемся в большевизме, с именам палачей на улицах и станциях. По-вашему выходит, что Христос родился специально, чтобы затмить древний культ Митры. А не для спасения ли нас? И когда на Руси был культ Митры? Равно выглядят все аналогии с победами СА в Отечественной войне. Но СА не имеет с красной ничего общего, разве что некоторых командиров, значительная часть из которых оказалась в т.н. пятой колонне. Мы можем только предполагать, что было бы с нами, если товарищи тухачевские остались у командования. Сталин в отношении себя точно промоделировал ситуацию. И почему так обречённо: "хотят отнять народный праздник"? Он даже не языческий. А народным в советское время становился любой выходной. И на демонстрации 7 ноября ходили всем скопом. Разве не так? Что не выступите в защиту этого "праздника"? И почему все разговоря об "конфискации" праздника? Ваши оппоненты предлагают другой день, другую дату, ТРАДИЦИОННУЮ ДЛЯ РУССКИХ И РОССИИ. Разве не так? Вместо 7 ноября празднуем 4 - Казанской иконы Божией Матери. И ничего - никаких слёз, окромя наиболее законсервированных комунистов. Но и их никто не преследует за демонстрации 7 ноября. Значит, дело упёрлось всё-таки в ДАТУ! Тогда и не нужно витийствовать о победах иной уже армии. Продолжить традицию наших славных предков - воинов РУССКОЙ царской армии додумались только большевики, присвоив себе гордое название продолжателей Суворова. Так введите празднование дня защитников Отечества на 9 декабря или 6 мая - и говорите после этого о традициях и русской армии.

23. Re: 23 февраля – праздник или нет?

20. Олег Четвериков : - Поясните, пожалуйста, какое отношение имеет красная армия к Советской армии?

22. Re: 23 февраля – праздник или нет?

Кошельком прикрыв души убожество, щеголяя вывесками модными, здравствуйте, богатые ничтожества, пользуйтесь победами народными. Из чужого океана званные, на волне свободы пеной прибыли. Мы на баррикады встали — странные , ваши же отстаивая прибыли. Здравствуйте, веселые, здоровые, из народных слез рубли отлившие, капиталистические — новые, и коммунистические — бывшие. Кровь России втихомолку пьющие, прикрываясь флагами цветистыми, И ее клочками продающие... Руки ваши белые да чистые. Только вам, богатые, вернуться бы, наши ветры злые да угарные, здесь порой бывают революции, и веревок ждут столбы фонарные.

Марина / 24.02.2011

21. Re: 23 февраля – праздник или нет?

вообще, читая комментарии некоторых людей, просто возникает ощущение, что им противно заботиться о близких, просто жалко отдать 1000р. за цветы хотя бы раз в году.

скептик / 24.02.2011
Олег Четвериков:
Душа народа – в его языке
Олег Четвериков о книге Владимира Ситникова «Эх, кабы на цветы, да не морозы…»
30.11.2017
Все статьи автора
Последние комментарии
Ахиллесова пята России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-05-30 08:27
«Корона» против семьи – кто победит?
Новый комментарий от Алина
2020-05-30 08:00
Отыгрываться на студентах – низко
Новый комментарий от Леонид Сергеевич
2020-05-30 07:27
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-05-30 07:26
«Это стратегический удар по России»
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-05-30 07:07
Где грань между доносом и борьбой за чистоту Церкви?
Новый комментарий от София7
2020-05-30 06:11
Не ожидал
Новый комментарий от учитель
2020-05-30 06:07