23 февраля – праздник или нет?

Олег Четвериков предлагает не отказываться от имперского символа

0
1346
Время на чтение 3 минуты
Двадцать лет минуло с момента распада СССР, вместе с которым приказала долго жить и Советская армия, а споры о значении праздника 23 февраля не прекращаются по сей день. Казалось бы, пора закрыть тему праздника и считать 23 февраля, яко же не бывшее...

Но народное сознание консервативно, его невозможно регулировать административными запретами. Миллионы мужчин в разных концах планеты, когда-то проходившие военную службу в Советской армии, сегодня обязательно вспомнят об этой странице своей биографии. Придут поздравления и автору этих строк от моих армейских друзей из России, Казахстана, Узбекистана и США – «через головы поэтов и правительств» – разумеется, не с праздником вооруженных сил этих государств, а с Днем Советской армии. Пускай нас разделили государственные границы, разные взгляды на жизнь и почти три десятилетия гражданской жизни. Но чем дальше, тем всё чаще раздаются телефонные звонки, приходят письма по интернету от моих сослуживцев. Чувство мужского братства, пережитое в экстремальных условиях, осталось навсегда.

Отвергать саму идею праздника 23 февраля на том основании, что он имеет большевистские корни – нелепо. С такой же прямолинейной логикой, например, свидетели Иеговы отвергают крест, спрашивая христиан: «Почему вы поклоняетесь кресту, ведь это орудие позорной казни и символ смерти?» Как им объяснить, что этот символ имеет для нас другое содержание?

Я не знаток истории Церкви, но не раз читал, что успешная христианизация народов никогда не проводилась мерами «чрезвычайки». Проповедь Христианства всегда опиралась на сложившиеся народные традиции. И это мы можем обнаружить в странном на первый взгляд совпадении календаря христианских и языческих праздников. Теперь уж мало кто знает, что древний праздник бога Митры – праздник нарождающегося солнца (начало прибавления светового дня) был вытеснен из народного сознания праздником Рождества Христова – «Солнца Правды». А день рождества Иоанна Предтечи и до ныне зовется в простонародье Иваном Купалой. Наполнение символа новым содержанием – наиболее конструктивный способ изменить сознание людей.

Иное содержание имеет для нас и день 23 февраля. Для миллионов мужчин это не день рождения Красной армии Троцкого, с помощью которой он хотел раздуть пожар мировой революции, а день Советской армии, победившей военную мощь фашизма. Эту смену содержания символа в народном сознании выразил в своей проповеди архимандрит Петр (Кучер): «Отдав в начале войны под немецкий меч богоборческую большевистскую Красную армию Троцкого, Господь затем помог одержать победу в войне новой народной Советской армии».

И ведь правда, во время Великой Отечественной войны поменялась не только военная форма, ранги и звания, военная стратегия и тактика. Изменился дух армии. Перечитайте хотя бы «Сын полка» Валентина Катаева и вспомните взаимовыручку, терпение и жертвенность советских солдат (между прочим, в этой повести писатель, еще не подозревая о толерантности, в качестве синонима к слову «советский» использует и слово «русский»). Этот дух жертвенности ярко выражен и в известных монументах советскому солдату-освободителю, установленных в берлинском Трептов-парке и в болгарском Пловдиве (памятник «Алеша»). Между прочим, русская песня «Алеша» до развала социалистического лагеря была гимном г.Пловдив. В 90-е годы в Пловдиве было несколько попыток сноса памятника Алеше. Народ встал стеной! И добился, чтобы верховный суд Болгарии принял решение – без права его пересмотра – оставить памятник Алеше на века! И что же нам теперь – в связи с новым взглядом на историю Красной армии – не написать ли «покаянное» письмо братьям-болгарам: пускай уж демонтируют свою святыню?

Одним из самых ярких впечатлений моего детства был концерт ансамбля песни и пляски Уральского военного округа. В песне ведь наиболее полно передается дух любого культурного явления. Желая снова пережить свое детское впечатление, я неоднократно прослушивал на «Ютубе» видеоролики с записью выступлений ансамбля Советской армии имени Александрова. Слушая записи разных лет, - хрущевской и брежневской эпохи – я внимательно вглядывался в лица солдатского хора и открывал для себя, что это – простые, в чем-то даже деревенские лица советских парней, поющих не только голосом, но и мимикой, и сердцем. Почему же ведь за несколько лет до кончины римский понтифик Иоанн Павел II пригласил к себе с концертом не какого-нибудь Элтона Джона, а ансамбль песни и пляски Советской армии? И долго слушал песни «непобедимой и легендарной» в живом исполнении, вглядываясь в лица поющих солдат – по сути дела его идейных противников!

Любое общество нуждается в объединяющих символах. Как никто сегодня, нуждаются в них миллионы наших соотечественников в России и за рубежом. Было бы глупо, по-большевицки размахивая шашкой, растоптать, отвергнуть символы, давно выстраданные и усвоенные народом! Неужели лучше размежеваться по партиям, разделиться на лагеря, раздробиться на множество разных «кочек зрения» и организовать локальную междоусобицу?

Но ведь в каждом символе можно найти предлог для братского объединения людей. Я считаю, что 23 февраля – это прекрасный повод вспомнить о том, что все мы – дети великой державы, в которой не было межнациональной вражды. Это имперский символ. Зачем же нам отказываться от него?

Олег Четвериков, Киров (Вятка), специально для «Русской народной линии»
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Семенович Четвериков
Душа народа – в его языке
Олег Четвериков о книге Владимира Ситникова «Эх, кабы на цветы, да не морозы…»
30.11.2017
Все статьи Олег Семенович Четвериков
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от kuzanez
15.11.2024 14:20
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51