9 сентября этого года губернатор Санкт-Петербурга Валентина Ивановна Матвиенко по поручению Президента России вручила Орден Дружбы Георгию Николаевичу Фурсею. Георгий Николаевич - один из редких ныне типажей русской интеллигенции в ее классическом, лучшем и столь остро недостающем современной России виде. Потомок старинного дворянского рода, раненого катаклизмами отечественной истории, но, к счастью, уцелевшего не в изгнании, а на Родине.
Вице-президент Российской академии естественных наук, председатель ее Санкт-Петербургского отделения, лауреат государственной премии СССР ученый-физик, организатор и директор Центра электрофизических проблем поверхности, вице-президент Международной лиги защиты культуры, вице-президент Санкт-Петербургского физического общества, член Президиума Российского физического общества, член Президиума Евразийского физического общества, член Международного постоянно действующего комитета международных конференций по вакуумной микроэлектронике, председатель секции физики, член Совета Санкт-Петербургского Дома ученых, член совета Собора православной интеллигенции, член Совета РАН по проблеме "Физика низкотемпературной плазмы", выученик великой научной школы, которая складывалась до революции, но расцвела и добилась мирового признания уже в Советской России.
Георгий Николаевич - человек широчайшего кругозора, любящий и знающий историю, философию, искусство. Ему не свойственен позитивизм и примитивно понятый материализм некоторых его коллег по миру точных наук. Его ум и душа всегда устремлялись к поиску духовной истины и нашли ее в лоне Православного вероучения. Но Георгий Николаевич - не отшельник-ученый, погруженный в научные опыты и философическое созерцание. Это человек, полный общественного темперамента, неравнодушный ко всем проблемам и кровоточащим бедам своей страны.
Его многократно приглашали работать в разнообразные западные университеты, но он, будучи высочайшим профессионалом в своем деле, предпочел остаться в постсоветской России 1990-х годов, когда компрадорская элита активно сдавала науку и высокотехнологичные отрасли. Он буквально выбивал финансирование для своей кафедры, продолжал в новых, подчас невыносимых условиях, быть ученым и педагогом. Г.Н.Фурсей стремился и стремится сохранить высокий просвещенческий идеал русской интеллигенции, которая традиционно не замыкается в своей «башне из слоновой кости» (где бы она, эта «башня», ни находилась - в уютных университетских кампусах Америки или под кровом солидных отечественны вузов).
Георгий Николаевич создал «Лигу защиты культуры», заручившись в свое время поддержкой Д.С.Лихачева. Он много сил отдал пропагандированию просветительских идей Николая Неплюева, у которого учился отец Фурсея, основанных на идеалах русской общины и православной этике.
Наконец, Г.Н.Фурсей - инициатор и автор публичных обращений к власти по таким острейшим вопросам современного состояния культуры в стране, как «развлекательно-растлевающая» роль телевидения и реформа образования. Фурсей со свойственной его науке логичностью и строгостью мысли формулировал основные претензии российского общества к электронным СМИ, он предлагал свои пути очищения телеэкрана, превращения его из осколка кривого зеркала в подлинное отражение жизни великой страны. Страны, которая еще не оскудела талантами, но не может докричаться до верхов о своих бедах. И академик Фурсей поступает именно так, как и положено образованному сословию в России: он старается достучаться до облеченных властью, он транслирует этот народный стон в круги истеблишмента, в надежде пробудить совесть и показать, какими путями можно сберечь и приумножить народ и богатства еще не до конца разоренной страны.
Многая и благая Вам лета, дорогой Георгий Николаевич!
Мария Фомина, искусствовед, член Союза художников России, член Собора православной интеллигенции, специально для «Русской народной линии»