Но не видеть во всем происходящем некий духовный смысл тоже будет большой ошибкой. Если беспечность и связанные с нею жертвы – это от людей, то многодневный и небывалый зной на наших просторах – это от Бога. Даже если предположить, что кто-то способен создать и применить так называемое «климатическое оружие» – все равно без попущения Божьего ничего бы не вышло! Значит, Богу угодно наказать нас за грехи наши. Но к этой банальной фразе, которая у многих вызывает раздражение и протест, следует добавить некоторое разъяснение. Наказание предполагает не только кару за духовные и нравственные ошибки, проявившиеся в делах, словах и помышлениях. Наказание Божье имеет целью указать нам на наши ложные ценности, стремления и идеалы и призвать нас к исправлению. Мы и сами так поступаем, наказывая наших детей.
Чтобы понять всю глубину Божьего промысла о нас в отношении рассматриваемых событий, наверное, надо быть пророком, человеком высокой духовности. Аз же есмь человек грешный и для сего дела непригодный! Но некоторые простые рассуждения по этому поводу привести можно, поскольку к рассуждениям мы все призваны и нам для этого Богом дан ум и разум.
В первую очередь сам масштаб явлений говорит о том, что наказывается не отдельный человек, а весь народ. Характерен и способ наказания: зной, огонь, дым. Здесь всегда у маловерующих людей возникает апелляция к детям, как существам невинным, но часто еще более тяжко страдающим: они то за что! Ответ будет очень простой: за грехи взрослых, мудрствующих лукаво перед Богом! Сказал Господь: «… Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня» (Исх.20:5,6). Значит, это мы, взрослые, уготовили им такую участь. Отступив от Бога, наш народ стал разрушать своё бытие, как в отношениях между людьми, так и в отношениях к природе. Везде корысть и мздоимство. Везде появилась грязь и нечистота.
Рассмотрим, однако, сами явления. Зной и огонь! «Ибо огонь возгорелся во гневе Моем, жжет до ада преисподнего, и поядает землю и произведения ее, и попаляет основания гор» (Втор.32:22). Разве не изнывает наш народ от страстей, таких как пьянство, блуд и гнев? Алкоголик, страдая с похмелья, часто выражается очень откровенно: «душа горит!». И блудная страсть испепеляет душу человеку. И жажда мести, и гнев, подвигающие на убийство стали нормой для многих. И, к сожалению, весьма мало тех, кто готов выслушать увещевание священника, мудрых людей или родителей. Но когда не действуют слова, тогда Господь прибегает к иным мерам, обличая наше состояние. Огонь страстей сжигает души людей, а внешний огонь сжигает дома, пашни и леса.
Разве не стал наш народ любителем дыма?! Ведь от мала до велика, невзирая на пол и возраст – почти все курят. Бог дал чистый воздух, но люди выбрали и полюбили дым! Утром, днем, вечером и ночью, в любую погоду и во все времена года сигаретный дым окутывает жилища, собрания людей, младенцев в колыбельках и в материнских утробах. Даже сейчас, когда от дыма невозможно дышать, можно увидеть тех, кто вышел на улицу перекурить «на свежем воздухе». Но именно свежий воздух, столь ненавидимый курильщиками, исчез. Бог дал нам то, что для очень многих стало казаться великим благом – дым! Здесь явное обличение наших привязанностей.
Неверующий человек может сказать, что дым распределен в соответствии с ветром, а не по закону справедливости. Что дома сгорели не у олигархов, а у бедных людей. Но не сказал ли Господь «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр.3:19). Для кого-то беда – призыв к исправлению, а для кого-то – путь к стяжанию венцев. Бедствие одно, а личное переживание этого бедствия у каждого своё. И каждому справедливое воздаяние.
Но можно сделать и еще один важный вывод. Беда сплачивает народ! Сколько людей сейчас жертвуют деньги, одежду, приносят свой труд ради помощи ближнему. Много добровольцев вышли на борьбу с огнем. Даже на государственном уровне происходит осознание тех ошибок, которые были допущены в последние десятилетия, особенно такими деятелями как Ельцин, Гайдар, Чубайс, Немцов и прочие иже с ними. Сейчас, здравствующие ныне из этой когорты, любят обличать разруху ими же учиненную, пытаясь этим завоевать популярность в народе. Но вся ими затеянная прозападная политика коммерциализации нашей жизни, несомненно, губительна для России. Она привела к тому, что стремление к власти у многих в последнее время было связано с желанием личного обогащения за счет других. Кризис в экономике не только не способствовал исправлению ситуации, но наоборот привел к росту числа неправедно нажитых миллиардов. Бог, видя недостаточность таких мягких увещеваний как экономический кризис, дал нам более суровое испытание.
Переживаемые нами экстремальные условия способны разумных людей, на каком бы уровне социальной лестницы они не находились, привести к осознанию и своей ответственности, и своей человеческой немощи. Многие из них обратятся к Богу, придут в Церковь. Есть же и те, которых пророк Давид именовал безумцами: «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога". Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро» (Пс.13:1). Во время бедствий они становятся еще более безумными, и их неадекватность становится явной для всех. В панике от своей неспособности воспринимать реальность такой, какова она есть, они начинают рыть другим яму и сами в неё падают. Бог им Судья! Нам же надо понять, что гнев Божий явлен для уничтожения грехов, а не для уничтожения народа, начавшего идти по пути покаяния.
Протоиерей Сергий Рыбаков, председатель отдела религиозного образования и катехизации Рязанской епархии, доцент кафедры теологии Рязанского Госуниверситета, специально для "Русской народной линии"