Чудотворная икона Божией Матери «Неопалимая Купина» — защитница от стихийных бедствий, особенно от пожаров. Разумеется, не только от бытовых, но от всех все более разгорающихся в мире пожаров и бедствий. Мы помним библейский рассказ о явлении пророку Моисею на горе Хорив (Синай) горящей, но не сгорающей купины (куста). Церковь издревле увидела в неопалимой купине прообраз Богоматери. На иконе — горящий куст с заключенным в нем образом Пречистой. Пророк Моисей, сподобившийся этого видения, стоит, преклонив перед ним колена.
Бог дает Себя познать и иногда прикоснуться к Себе, но Он остается непознаваемым, непостижимым. Душа знает, что Бог здесь. Она не может в этом сомневаться. Однако если она попытается подойти к Богу еще ближе, чтобы видеть Его совсем близко, чтобы постигнуть Его, ощутить Его, она окажется перед терновым кустом, о который может пораниться. Самые обычные земные предметы помогают нам понять откровение о Боге. В пустыне купина была горящей и несгорающей. Пламя было больше в душе Моисея, чем в купине. Купина горящая и несгорающая, как учит нас святая Церковь, — прообраз Приснодевства Божией Матери, через Которую явился Спаситель мира, и тайны Евхаристии.
Бог не есть зримое присутствие, не есть огонь горящий, ибо ничто не может совершенно изъяснить Его. Он никогда не есть то, что я вижу, никогда не есть то, чего я касаюсь. И одновременно в том, что я вижу, я вижу Его, и в том, чего я касаюсь, я касаюсь Его. Моя вера, просвещенная Божественною благодатью, касается Его и видит Его. И это прикосновение истинно, истинно это видение, истинна эта встреча. Я не могу в этом сомневаться. Может быть, я буду сомневаться потом. Но теперь, как я могу в этом сомневаться! Бог всегда за пределами того, что Он являет о Себе. Столь высоко благодатное знание, что Бог остается за пределами всякого определения, всякого ограничения. Все святые свидетельствуют, что свет благодати дается, чтобы мы лучше увидели свою тьму, и учились в течение всей жизни, по дару Христа, подлинному покаянию. В час исхода души верные Господу будут восходить в познание Бога с бесконечной быстротой откровения Божественной любви. «Во блаженном успении вечный покой», — молимся мы о наших умерших. Но вечный покой может быть только в этом бесконечном движении познания Божественных тайн. Это будет великий свет.
Ныне же всякое явление нам Бога несет в себе свидетельство, что Бог бесконечно больше. Самое великое откровение света — в то же время раскрытие непознаваемого. Во свете открывается тьма. В этой жизни чем больше душа познает Бога, тем больше в этом свете она узнает, как она далека от Него. Вот почему преподобный Серафим Саровский стоял тысячу дней и ночей на камне, взывая: «Боже, милостив буди мне, грешному!» И преподобный Силуан Афонский без конца повторял в своих писаниях: «Скучает душа моя о Господе».
Если душа не может ничего видеть, то это оттого что конец ее пути — в мире, к которому ее зрение еще совершенно не приспособлено. Чтобы начать хоть что-то различать в нем, надо прежде хорошенько промыть свои глаза слезами покаяния. Если душа сознает себя одинокой, то это оттого, что общение с Богом совершенно отличается от общения с человеком. Бог, как говорят святые отцы, — это Тот, Кто абсолютно «Другой». Его можно увидеть только в Его свете. Его можно любить только в Его любви.
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России