Фонд единства православных народов имени святителя Марка Эфесского объявил конкурс историософских и политологических работ на тему «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?» Информационное сопровождение конкурса осуществляет информационно-аналитическая служба «Русская народная линия».
Для подведения итогов конкурса был создан Экспертный совет, в состав которого вошли известные русские ученые и писатели. Одним из членов Экспертного совета является руководитель Санкт-Петербургского информационного аналитического центра Российского института стратегических исследований (РИСИ), доктор философских наук Андрей Вассоевич. Мы попросили профессора А.Вассоевича сказать несколько слов о значении конкурса.
Конкурс историософских и политологических сочинений на тему «Русская цивилизация и Запад: преодолима ли мировоззренческая пропасть?», конечно, представляет собой уникальное явление на всем постсоветском пространстве. Начиная с позднеперестроечных времен, граждане СССР и его осколков привыкли к тому, что все гранты у нас выдаются почти исключительно либо западными фондами, которые преследуют цели, враждебные гражданам бывшего СССР, либо отечественными грантодателями, но которые по своим мировоззренческим установкам близки к разрушителям того великого геополитического пространства, которое когда-то именовалось Российской Империей, а потом СССР.
И вот впервые объявляется конкурс Фондом Марка Эфесского, организации, которая стоит на твердых русских патриотических позициях и которая хотела бы найти ответ на один из вызовов времени – преодолима ли мировоззренческая пропасть между католическим и протестантским Западом и Русской цивилизацией, которая, по своей сути, является православной. Естественно, что актуальность такого рода исследований несомненна. Несомненна, потому что современная западная цивилизация уже в очень значительной степени не может считаться цивилизацией католической и протестантской. По сути дела, речь идет о постхристианской цивилизации, которая отвергла все основные ценности христианского мира. Эта постхристианская цивилизация формировалась под влиянием идеологии европейского масонства, которая изначально была и антиклерикальной, и антимонархической. И поэтому вопрос о преодолении мировоззренческой пропасти вовсе не является праздным, вовсе не является легкомысленным, как могло бы показаться тем, кто по-прежнему убежден, что речь идет о диалоге католицизма и Православия, католицизма и протестантизма.
В реальности речь идет о глубочайшем противоречии, которое пролегло между русской цивилизацией, которая по милости Божией по-прежнему остается православной, и цивилизацией, которая в своей сущности отвергла традиции западного Христианства, которая, хотя и не практиковала воинствующий атеизм в стиле первых десятилетий советской власти, но, тем не менее, смогла нанести христианской идеологии ущерб еще более страшный, нежели его в Советском Союзе наносили «Союзы воинствующих безбожников», хрущевская политика гонений на Церковь и т. д. и. т. п. Поэтому значение конкурса весьма важно.
С одной стороны, авторы сочинений могли бы четко определить круг тех сил, которые все-таки на Западе представляют собой остатки разрушенной христианской цивилизации. И союз с такими силами, безусловно, важен. С другой стороны, сочинения, поданные на этот конкурс, могли бы развеять многие иллюзии нашей интеллигенции, которая по традиции, восходящие к школьным учебникам по истории средних веков, нового и новейшего времени, все еще думает, что западная цивилизация - это цивилизация христианская. Задача конкурсантов состоит в том, чтобы четко очертить две эти проблемы. С одной стороны, бережно выявить все осколки прежнего великого христианского наследия Западной Европы, а с другой стороны все-таки четко обозначить то, что осколки не образуют цельный сосуд.
Конечно, хотелось бы призвать к участию в конкурсе как можно более широкие слои отечественной интеллигенции, потому что и конкурсные призы достаточно внушительные, и помимо этого итоги конкурса будут широко освещаться в электронных средствах массовой информации. Я думаю, что если бы на предложение участвовать в конкурсе откликнулось как можно большее число и молодых научных сотрудников, и уже людей зрелого возраста, украшенных учеными степенями и званиями, было бы чрезвычайно хорошо, потому что, по сути дела, речь идет об обсуждении проблемы, которая может иметь важное значение для будущего нашей страны, да, по большому счету, и всего христианского мира.