«Литературный дом» на Невском проспекте, 68, в Петербурге снесут полностью, так как сохранить фасадную стену невозможно, сообщает сайт «Карповка». С этой версией представителя компании-инвестора на днях согласился Смольный, о чем корреспонденту издания рассказали участники встречи. В совещании принимали участие вице-губернаторы Игорь Метельский, Роман Филимонов и председатель комитета по охране памятников Вера Дементьева.
В сентябре служба строительного надзора согласовала «демонтаж аварийных конструкций», а именно полный снос здания за исключением фасада. Причиной стали перегруженный фундамент, пропускающие холод стены, а также ветхие стропила. Однако, как пояснили представители промышленной группы «Союз», которые намерены построить вместо здания гостиницу, если стена будет сохранена в отдельности от здания, то она рухнет. По словам участников совещания, «Дементьева, как могла, пыталась возражать (судя по всему, для нее полный снос также стал новостью), однако «дом - не памятник, поэтому КГИОП ничего не решает».
Петербургские градозащитники и чиновница Дементьева попросили предоставить результаты технической экспертизы, доказывающей необратимую аварийность. С аналогичной просьбой в начале декабря в КГИОП обратилась редакция «Санкт-Петербургских ведомостей»; ответа ведомства пока не поступало. Между тем, «демонтаж аварийных конструкций» уже начался. Его ведет группа компаний «Крашмаш», сообщил корреспонденту «Карповки» управляющий директор Александр Васильев.
Согласно проекту «реконструкции», внешне здание претерпит вроде бы незначительные изменения: оконные проемы первого этажа расширят до мостовой и превратят в витрины, кровлю заменят мансардой, высота и облик которой должны остаться прежними (за исключением стеклопакетов). Но что серьезно беспокоит градозащитников, так это анонсированный подземный паркинг. Его, отмечают эксперты, практически невозможно построить без сноса дома, пишут «Санкт-Петербургские ведомости». Таким образом, этот дом может повторить судьбу другого памятника на Невском - дома Семьянова (¹ 114), от которого тоже первоначально обещали сохранить фасад, а затем он рухнул - и застройщик обошелся штрафом в 30 тыс. рублей.
«Согласно техническому заключению ЗАО «Строй эксперт проект», проводившего инструментальное обследование несущих конструкций здания в 2009 и 2010 годах, основание фундаментов указанного здания перегружено и требует усиления, стены не отвечают современным требованиям по теплопередаче, балки перекрытий и конструкции стропильной системы находятся в неудовлетворительном состоянии», - пояснили в стройнадзоре. Каким образом здание, прошедшее масштабную реконструкцию всего полвека назад и на протяжении большей части этого времени поддерживавшееся как стратегический объект районного масштаба, может быть настолько аварийным, что «лечить» его можно только сносом, не ясно, отмечает издание. Несколько натянутым выглядит и аргумент о стенах, которые не слишком теплые для нынешнего времени - это тоже аргумент в «пользу» уничтожения «Литературного дома».
Между тем все профильные ведомства радикальный способ поддержали: ордер на «разборку аварийных конструкций здания» был выдан службой стройнадзора на основании разрешительного письма КГИОПа, технических заключений, а также акта экспертной строительной комиссии.
История здания начинается во второй половине XVIII века, когда здесь появились первые каменные постройки. В 1839-1840 годах их объединил и расширил за счет корпуса на Фонтанке архитектор Василий Морган. Имя «Литературный дом» он получил благодаря известным жильцам - критикам Виссариону Белинскому, Ивану Панаеву, Дмитрию Писареву, редактору и издателю Андрею Краевскому, а также писателям Ивану Гончарову, Дмитрию Григоровичу, поэту Федору Тютчеву. Во время Великой Отечественной войны в центральную часть дома попала бомба, и в 1947-1950 годах без полной разборки уцелевших фрагментов его реконструировали, согласно сталинскому ампиру; проект создали архитекторы Борис Журавлев и Игорь Фомин. Это здание долгие годы было известно жителям города как Куйбышевский райисполком.
«К этому можно относиться только отрицательно, потому что архитектурный ансамбль Петербурга вынашивался веками и включал в себя те исторические и культурные традиции, которые живы в душе русского народа, - заметил в связи с этим иерей Алексий Мороз. - Посмотрите, ведь все, что строилось раньше, строилось фундаментально и надолго, потому что люди знали, что после этой временной жизни их ожидает жизнь вечная, и во многом она будет зависеть от того, как они провели ее здесь. И все, что они делали, они делали хорошо, делали как для Бога, делали на века, чтобы было красиво, хорошо, удобно и оставалось жить для их потомков. И это, конечно же, нашло свое отражение и в архитектуре и в других культурных ценностях, которые создавались нашим народом. Поэтому, нам надо равняться на те памятники архитектуры, которые есть в Петербурге, а не уничтожать их. Ведь то, что представляет сегодняшняя архитектура - это суррогаты, подмена, дома из стройматериалов, которые рассчитаны в лучшем случае на 30-50 лет, вещи, которые должны сломаться через 5 лет, чтобы купить затем новые и т.д. и т.д. Ничего стабильного, все зыбкое, все быстро проходящее. Это проявляется и в самом человеке, в отсутствии глубины, в поверхностности мышления, в жизни по страстям. И, конечно же, когда мы разрушаем наши памятники, нашу историю, мы наносим огромный вред и тому человеку, который живет сегодня и тому, который родится в будущем и уже не сможет соприкоснуться с культурой и духовным наследием своих предков и своей истории, он не сможет укорениться и укрепиться в них».