Речь в данном случае идет не о «нетрадиционалах» сексуальных, намозоливших глаза и уши; которые на слуху и у тех, кто совсем недавно о них не знал и ничего знать не желал бы. «Нетрадиционализм» - понятие широкое, «тренд», касающийся практически всех сторон современной действительности. В том числе и религиозной. И не случайно, что в силу различных обстоятельств оказавшись близ сфер, осуществляющих в жизни Церкви властные полномочия, «нетрадицоналы» церковные стали проявлять свою традиционную активность.
По сути, негласно обозначена программа, цель которой, не много ни мало, - создание новой паствы, комфортной среды, нового церковного народа, - «под себя» расслабленного... Понятно, что такие задачи одномоментно не решаются. Человеческое сознание - субстанция, трансформирующаяся с трудом. Люди, пришедшие в Церковь в последнее двадцатилетие, в подавляющем большинстве своем свыклись уже с практикой подготовки к причастию, полюбили славянский язык православного богослужения и не слишком страдают от того, что на Новый Год не придется есть скоромного. Для изменения ситуации требуется время, а в нем среди прочего - миссионерский проект явно «антиаскетического» характера, определенного рода информационная политика... Та самая, которая демонстрируется сейчас наглядно.
Трудно предположить, конечно, что скандал, разразившийся вокруг Боголюбского монастыря, - следствие заранее продуманной провокации. Скорее всего, люди, заварившие эту кашу, и сами не предполагали, что расхлебывать ее придется всем миром... (Впрочем, приходилось слышать и другие мнения...) Но, во всяком случае, конфликт обозначил давно существующее противостояние. С одной стороны, пикеты, митинги, «стояния» ревнителей, негласная поддержка их некоторыми так называемыми «силовиками»; с другой - мощный пресс либеральных СМИ.
Примечательно, что во всю эту историю втянут архиепископ Владимирский Евлогий - человек святой жизни, молитвенник и подвижник, органически не способный к какой бы то ни было «грязной» политике. (Могу свидетельствовать об этом ответственно, как его постриженик в монашество, находившийся под началом нынешнего владыки в Даниловом монастыре и Оптиной Пустыни). Наверное, его можно было бы обвинить в излишней доверчивости, если бы принято было в этом обвинять. Собственно, и скандально «прославившийся» архимандрит Петр с гонимыми сестрами Задонского монастыря нашел приют в его епархии по этой причине. Теперь, к вящему удовольствию «новых православных», отреагировав (кстати, весьма умеренно) на перегибы крайне правых, владыка Евлогий, похоже, скомпрометировал себя в глазах консервативного церковного большинства, к которому сам же и принадлежит. Во всяком случае, в глазах некоторой его части...
Очевидно, архиепископ Евлогий, без преувеличения, - возобновитель российского монашества (с 1983-го по 1985-й гг. - наместник первого открытого после хрущевский гонений Данилова монастыря; с 1988-го по 1990-й гг. - Оптиной Пустыни; в его епархии десятки новых мужских и женских обителей) для церковных либералов является фигурой гораздо более нежелательной и опасной, нежели маргинальные почитатели Распутина и Сталина. Его откровенно недолюбливают как левые, так и пафосно выражающие свою немирную, якобы, «традиционность» крайне правые. (Тишина, между прочим, - главное, что в традиции Церкви...) Вслух эта неприязнь не декларируется. Но в радости оттого, что владыку, выражаясь современным языком, «подставили», единодушие непримиримых антагонистов выразилось парадоксальным образом.
Конечно, если во всем этом присутствует логика, то только бесовская. И хотелось бы верить, что околоцерковные функционеры и с той и с другой стороны, походя в ней обозначившиеся, сами не ведают, что творят... Функция Церкви - не участвовать в интригах, не в том, чтобы «качать права», саморазрушаясь на шумных митингах, а в том, чтобы совершать свое спасение. Оно и совершается, когда на место человеческого приходит Божие, а не наоборот... Лукавый ум не заменяет мудрости, а бывает, что, выпав из-под контроля совести, играет злые шутки, как в случае с известным протодьяконом, озаботившимся почему-то сватовством семинаристов и «высекшем» себя тем самым на глазах едва ли не всей страны. (Господь, наказуя лишением разума, смиряет... Что, впрочем, делает перспективы о. Андрея не безнадежными...).
Вспоминается его заочная полемика с наместником монастыря Оптиной Пустыни накануне выборов нового Патриарха: кем должен быть будущий Предстоятель Церкви прежде всего - политиком, проповедником, эрудитом или молитвенником. Понятно, что одно другому не противоречит; скорее, - способствует. Но, все-таки..., - от ума случается и горе... Наглядный пример незадачливого миссионера - очередное тому подтверждение...
Игумен Даниил (Гридченко), специально для «Русской народной линии»