Каждый из жителей Петербурга может увидеть на улицах Северной столицы очередной «шедевр» программы Правительства города «Толерантность» - рекламные щиты с написанными на них именами выдающихся Петербуржцев, которым, однако, не посчастливилось родиться в нашем городе. Приведем список в той же последовательности: Александр Пушкин, Илья Репин, Андрей Нартов, Василий Струве, Дмитрий Менделеев, Владимир Бехтерев, Михайло Ломоносов, Пафнутий Чебышев, Александр Можайский, Иустин Джанелидзе, Иван Крузенштерн, Иван Павлов, Николай Чернышевский, Михаил Лермонтов, Федор Достоевский, Николай Римский-Корсаков, Петр Чайковский, Софья Ковалевская, Абрам Иоффе, Александр Попов, Николай Миклухо-Маклай, Модест Мусоргский, Владимир Даль… Ниже, красным шрифтом написано: спасибо, что приехали к нам! Еще ниже небольшим текстом: Петербург объединяет людей. Программа правительства Санкт-Петербурга «Толерантность».
Начальник Санкт-Петербургского отдела Российского Имперского Союза-Ордена Борис Туровский дал по этому поводу свой комментарий «Русской народной линии».
Это смех сквозь слезы. Лично я не могу понять, какое отношение к толерантности имеют: Пушкин, Достоевский, Менделеев, Даль и т.д. И что значит «приехали к нам»? К кому «к нам»? Я что-то не припомню, чтобы к нам в последнее время приезжали нартовы, бехтеевы, иоффе, поповы… Они скорее уезжают от нас. Мы все были бы только рады, если в наш город приезжали именно такие люди. Но, увы! Зато в последние два десятилетия в наш города в большом количестве легально и нелегально приезжают низко квалифицированные «специалисты», плохо говорящие по-русски, иной культуры и веры. И в подавляющем большинстве не жалеющие ассимилироваться. Что вызывает негативную реакцию у жителей города. Чего стоят последние скандалы с празднованием мусульманских праздников. А, почему авторы этого плаката в таком случае не включили губернатора Петербурга В.И.Матвиенко и еще многих высокопоставленных городских чиновников? Или почему в этом списке нет Императора Петра Первого? Он тоже не является уроженцам наших мест. Так можно дойти до того, что Пушкина с Достоевским, пользуясь старой советской терминологией, можно лимитчиками назвать. Если бы проводился конкурс на самый глупый и бестолковый плакат, то этот получил бы приз.
Говоря о самой программе «толерантность», то ее реализации скорее имеет обратных эффект. Не секрет, что для многих жителей как Петербурга, так и всей России данное слова стало почти ругательным. Эта программа для меня ассоциируются со сценой, когда пациент приходит к врачу с занозой в руке, которая уже начала гноится, а врач вместо того, чтобы удалить занозу и обработать загноившуюся рану, начинает рассказывать и показывать больному картинки о здоровом образе жизни, не желая ни при каких условиях замечать рану.
Понятно, что власти города обеспокоены ростом националистических, ксенофобских настроений со стороны местного населения. И они борются или делают вид, что борются с ними. Но бороться надо не с ростом национализма или ксенофобии, которые являются только следствием, а с его причиной. С занозой в руке. О, причине же, стараются вслух не говорить, хотя она и так всем очевидна. Чрезмерный и стремительный рост инородцев и иноверцев. Главным образом мусульман. Он уже достиг критической отметки. А принимая во внимание достаточно агрессивные настроения мусульманской молодежи, подобное положение может привести к серьезным межэтническим столкновениям. И здесь ни картинками борцов за толерантность, ни дубинками борцов за правопорядок уже не поможешь.
Петербург изначально был многонациональным и полирелигиозным городом. Однако, в первую очередь он задумывался и строился как русский православный город, созданный для русских и православных людей, но в котором комфортно могли жить и придерживаться своих традиций представители иных народов и религий. И надеюсь, что таким он и останется.