От себя же заметим, что было бы замечательно, если бы государственными праздниками в России были и день кончины св. князя Владимира (15/28 июля) и день Крещения Руси (1/14 августа). Тем более, что 15/28 июля это еще и день Невской битвы, перед которой св. благоверный князь Александр Невский произнес свои знаменитые слова: «Не в силе Бог, а в правде!»
Прочитал интервью Павла Флоренского «Остаётся ждать, чтобы и Церковь признала этот праздник». Удивился, но не сильно. Не сильно, потому что уже привык к подобному. Чему удивился? Попробую объяснить.
Итак, миряне, забежавшие вперёд наших клерикалов, что, якобы, хорошо, намереваются с этого года начать отмечать 28 июля День Крещения Руси. Церковь привычно названа отставшей, а считать себя святее самого «папы» хочется уже всерьёз. Но, задумаемся: что произошло-то в действительности 28 июля? А произошло следующее: 28 июля 1015 года скончался святой равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий, креститель Руси. 28 июля по новому стилю - это день памяти святого равноапостольного Великого князя Владимира. Церковь эту дату отмечает. Но ведь это не дата Крещения Руси, а дата смерти князя Владимира! Почему миряне, забежавшие вперёд клерикалов, решили праздновать День Крещения Руси именно 28 июля? Воздержусь от какого-либо категорического утверждения. Пусть читатели сами найдут ответ. Сообщу только один факт: Русская Православная Церковь всегда, повторяю, всегда праздновала Крещение Руси 14 августа по новому стилю (1 августа - по старому). Всегда! Раскрываю, например, «Настольную книгу священнослужителя», том 3, изданную в Москве в 1979 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. (В этом томе напечатан Месяцеслов с марта по август). Открываю на странице 664, где начинается статья про 1 августа по старому стилю. Цитирую, выделив жирным шрифтом то, что важно по данному вопросу:
«Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста.
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, даётся такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весям».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и всея Русь августа 1».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение мёда (т.н. первый медовый Спас: «Спас на водах», «Мокрый Спас»). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора».
Таким образом, 14 августа по новому стилю (1 августа по старому) в русских православных храмах обязательно проводятся богослужения: служится Литургия, а накануне - всенощное бдение, совершается малое освящение воды, освящается мёд. Дозволены крестные ходы по градам и весям. Церковь, таким образом, от светского государства никак не отстала. Скорее, опередила лет так на тысячу. День Крещения Руси церковью всегда отмечался, и отмечался в фактическую дату этого события - 14 августа, а не в искусственно выбранную Государственной думой дату 28 июля. После чтения интервью Павла Флоренского хочется спросить: Миряне, святейшие самого «папы»! Миряне, забежавшие вперёд клерикалов! Куда Вы несётесь? Притормозите! Подумайте: зачем стране два праздника Крещения Руси, гражданский и церковный? Два празднования одного события, но в разные даты?
Протоиерей Георгий Бирюков, специально для «Русской народной линии»
3. Ответ на 12., Аноним:
2. Re: «Православная Церковь праздновала Крещение Руси всегда»
1. Знала ли наша Церковь о Крещении Руси Владимиром до 16 века?