Мы попросили члена вновь образованной Комиссии по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации заместителя министра образования России в 2001-2004 годах, доктора экономических наук, профессора Московской государственной юридической академии Леонида Гребнева ответить на ряд вопросов, связанных с деятельностью данной Комиссии.
Отвечая на вопрос, чем вызвана необходимость создания этой Комиссии, профессор Гребнев сказал: "Это вопрос не ко мне, а к руководителю Синодального отдела. Я дал согласие на участие в ее работе, поскольку 5-8 лет назад курировал от Министерства образования России вопросы взаимодействия с религиозными организациями в сфере компетенции этого министерства". Отвечая на вопрос, каковы будут задачи Комиссии, ее компетенция и полномочия, он также сказал: "И это вопрос не ко мне. Думаю, что было бы логичным воссоздание органа, аналогичного Координационному совету того Министерства образования, которое было упразднено в 2004 году в рамках административной реформы".
"Положение о Комиссии пока не разработано, а потому говорить о ее функциях преждевременно. Да и не со мной об этом надо разговаривать, а с теми, кто ее создал", - заявил Леонид Гребнев, отвечая на вопрос, является ли Комиссия постоянно действующим органом, выполняющим определенные функции, или ее роль ограничится достижением какой-то определенной цели.
Отвечая на вопрос, является ли основной целью Комиссии по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе введение в школе Основ православной культуры в качестве обязательного предмета, профессор Московской государственной юридической отметил, что "ни в бытность мою заместителем министра образования, ни сейчас, вопрос о предмете "Основы православной культуры" как обязательном не ставился и не ставится ни со стороны министерства, ни со стороны духовенства".
"Но есть и другая тема, в которой присутствуют те же слова, но в другом порядке и с другим смыслом: "Православные основы культуры". Слова "культура" и "культ" не случайно являются однокоренными. Поскольку в России только один язык является государственным - русский, постольку все, кто добровольно выбрал Россию местом своего постоянного проживания, должны в определенной мере владеть русским языком и, следовательно, быть приобщенным к русской культуре, должны знать ее основы. Следовательно, должны иметь некоторое представление о православии", - полагает он.
"Это отчасти можно делать сугубо добровольно, например, через изучение светского предмета "Основы православной культуры", отчасти сугубо обязательно - через традиционные школьные предметы, имеющие прямое отношение к русской культуре. Прежде всего, это русская литература и история отечества, возможно, отчасти - география ("история с географией"). Проект стандарта общего образования, который сейчас подготовила "группа Кондакова", в гораздо большей степени включает этот обязательный для всех "компонент": "Православные основы культуры", чем тот документ, который был создан под руководством моих коллег из Минобразования России 5 лет назад как "Государственный стандарт общего образования" (в том документе Иисус Христос даже не упоминался, хотя в нем были и Будда, и Конфуций, и Мохаммед). Главная претензия к этому проекту состоит в том, что его авторы просто крадут в пользу федерального компонента ту часть времени, которая до сих пор отдавалась т. н. "региональному" и "школьному" компонентам. Поправки в закон "Об образовании" 2007 года, которые упразднили "компонентность", предписали обязательное введение части образовательной программы, формируемой самими участниками образовательного процесса (то есть, прежде всего, родителями, местными властями - причем не только и не столько "образовательными", которые больше равняются на "верхи", чем на социальный заказ со стороны "низов")", - отметил член Комиссии по вопросам духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе при Синодальном отделе религиозного образования и катехизации.
""Новаторство" в виде отнесения всей этой части для большинства начальных школ во внеурочную "вторую половину дня" - это жульничество, с которым надо бороться "здесь и сейчас", причем "всем миром". Приобщение к традициям, культуре предков, начинаемое с первых дней жизни родителями в семье, до сих пор естественно продолжалось в традиционной начальной школе - на уроках, а не "после обеда". Так должно продолжаться и дальше, пока не будут разработаны совсем другие педагогические технологии, основанные на замене "классно-предметно-урочной" парадигмы Яна Коменского", - заключил Леонид Гребнев.
Русская линия