Роман Багдасаров: "Над Богом нельзя смеяться"

Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" рассказал об открытии в Перми кощунственной выставки "Евангельский проект"

Новости Москвы  Декалог XXI 
0
329
Время на чтение 6 минут
Эмблема инициативы "Декалог XXI" (фото сайта Псковского молодежного движения "Первый рубеж""То, что сегодня происходит в Перми, является явной насмешкой и надругательством над христианством. Но мы знаем, что Бог поругаем не бывает, что над Богом нельзя смеяться безнаказанно. Не потому, что будет "секир башка", хотя и это возможно. К примеру, если посмеяться над богом мусульман, то возмездие будет скорым. Или если посмеяться над иудейским богом или даже над холокостом, то можно оказаться испепеленным информационной сферой. Что же касается христианства, то некоторые люди думают, что над ним можно безнаказанно смеяться. Они и смеются, демонстрируя, что у них внутри пустота. К сожалению, они вовлекают в это кощунство властную прослойку Пермского края, потому что выставка проводится под покровительством сенатора Сергея Гордеева и с ведома губернатора Пермского края Олега Чиркунова", - заявил в интервью "Русской линии" координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI", культуролог Роман Багдасаров в связи с открытием 26 февраля в Перми выставки "Евангельский проект", которую курирует скандально известный галерист Марат Гельман.

Выставка "Евангельский проект" московских художников Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, иллюстрирующая посредством фотографий новостных лент текст Священного Писания, открывается в здании Речного вокзала, сообщает еженедельная деловая газета "Пермский обозреватель". В пространстве Речного вокзала, который в 2008 году стал Пермским музеем современного искусства, будет показана полная версия проекта, который был частично представлен в рамках некоммерческой программы ярмарки "АРТ Москва-08". "Авторы характеризуют свои изображения как "современные фрески, которые можно свернуть в рулон", а жанр проекта как "медийный монументализм". В экспозиции представлены работы, основанные на современных фотографиях новостных лент и интернета. Новое значение репортажным изображениям придают цитаты из Евангелия, являющиеся частью произведений", - отмечается в пресс-релизе кураторов выставки. Проект Тимофеевой и Врубеля станет второй крупной выставкой на базе музея. Первый проект "Русское бедное", курируемый также Маратом Гельманом, стал основой коллекции музея.

"Почему стала возможна эта выставка в Перми? Не потому, что Гордеев и Чиркунов являются такими же кощунниками, как Гельман и Врубель. У них просто есть искреннее желание поддержать современные, актуальные тенденции в искусстве. Не удивительно, что они поручают организовать выставку известному московского галеристу. Но известность и компетентность Гельмана сильно преувеличены, по большей части они раздуты им самим. Создать образ успешного галериста для бывшего замдиректора ОРТ достаточно просто, Гельман находится в заведомо выигрышном положении по сравнению со многими своими конкурентами. Гордеев и Чиркунов, не разбираясь в современном искусстве, не понимая всей серьезности затрагиваемых тем, будучи далекими от сферы искусства, фактически идут на поводу у таких недобросовестных кураторов, как Гельман. Конечно же, такие вещи происходят из-за неопределенности государственной политики в области современного изобразительного искусства. У нас дают широкую дорогу новым иконоборческим и десакрализаторским тенденциям, которые существуют в современном искусстве, при этом, очень редко поддерживают людей, занимающиеся в современном искусстве чем-то противоположным. Эту тенденцию активно поддерживают антицерковно и антихристиански настроенные арт-критики, которые громко возмущаются, когда поддерживают таких художников. Они не хотят видеть серьезного отношения к христианству", - отмечает Роман Багдасаров.

"Говоря о тенденциях современного искусства, важно напомнить содержание двух заповедей, - продолжил координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI". - Во-первых, заповедь "Помни день субботний". Мы интерпретируем ее так, что в жизни общества должно присутствовать сакральное измерение и должны присутствовать четкие критерии добра и зла. Эта заповедь применительно к области искусства теснейшим образом связана со второй заповедью - "Не сотвори себе кумира", которую мы интерпретируем как защиту традиционных духовно-нравственных ценностей, что должно быть высшим приоритетом в деятельности государства. Если мы посмотрим на ситуацию в области культуры, особенно в области изобразительного искусства, которая была в XX веке, то истекший век можно назвать новой эпохой иконоборчества. В это время стали развиваться такие виды живописи (абстракционизм, концептуализм и другие модернистские течения), которые игнорируют идеал человеческой красоты, сформированный классикой, более того, всю иную живопись они постарались сместить на периферию общественного внимания. К сожалению, эти процессы в полной мере затронули и нашу культуру, особенно после перестройки, когда государство потеряло интерес к созданию большого государственнического изобразительного стиля и к поддержанию связей с предыдущими эпохами развития русского искусства".

По словам культуролога, современное российское искусство "было отдано на откуп людям, у которых, мягко говоря, было не все в порядке с нравственностью и с моральными представлениями". "Это бунтари, у которых еще в 70-е годы сформировался протестный дух. Им говорили, что в СССР секса нет, они говорили, что есть. И когда наконец-то появилась возможность самовыражаться и делать все, то тогда секс и скандалезное самовыражение были поставлены ими во главу угла. Основной формой привлечения внимания к их проектам стал скандал и попрание общественных, религиозных и нравственных норм. На этом они себя пиарят, и, к сожалению, у них нет других способов привлекать внимание к своим арт-проектам, хотя часто среди них есть не бесталанные художники. Того же, Дмитрия Врубеля, которого использует Марат Гельман в своем проекте, нельзя назвать бесталанным художником, у него есть определенные удачные моменты, но в "Евангельском проекте" была использована классическая схема привлечения внимания через насмешку над традиционным прочтением евангельских тем. Сейчас уже жители города Перми могут видеть на фасаде здания Музея современного искусства огромный баннер, растянутый на весь фасад, на котором показаны двое криминализованных подростков, у которых нет половины зубов и которые красноречиво изображают улыбку, радуясь чему-то своему, подростково-криминальному. И под этим баннером приведена цитата из Евангелия: "И кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает". Причем надпись сделана с ошибками, потому что подход Гельмана и Врубеля к евангельским текстам очень неаккуратный, например "Меня" написано с маленькой буквы, хотя прямая речь идет от лица Иисуса Христа. Они тем самым показывают, что евангельский текст им, как сейчас принято говорить, "параллелен", что им важнее самовыражение, для которого все средства хороши".

Выставка "Евангельский проект"Р.Багдасаров привел другой пример кощунства. На выставке есть картина, на которой малолетний наркоман делает себе укол в вену, а рядом надпись "Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие". "К чему эта надпись? К тому, что наркотические вещества приводят в Царствие Небесное? И поэтому мы не должны препятствовать детям принимать наркотики? При всем желании истолковать эти изображения, которые делает Врубель, иначе, чем кощунство и скрытая насмешка, очень трудно", - уверен эксперт.

При этом координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" считает, что сама концепция этой выставки не так уж и плоха. "Выставка, которая в первый раз была показана в Москве в мае прошлого года, подверглась справедливой критике. Ее концепция расходится с тем, что получилось. Но куратор и художник, видимо, посчитали, что их творение совершенное, и не пожелали прислушаться к критике специалистов. Хотя сама по себе задумка выставки неплохая, она исходит из того, что Евангелие можно интерпретировать как хорошую новость и, соответственно, можно соотнести ежедневные чтения Евангелия, положенные согласно церковным правилам, с новостной лентой и с теми изображениями, которые возникают на барабанах новостных агентств каждый день. Это задумка интересная, она имеет право на существование, но возникает вопрос, как это интерпретировать. При серьезном анализе выясняется, что концепция проекта невыдержанная, потому что в ней не говорится о том, какой конкретно берется день чтения Евангелия и на какой конкретный день берется новость. Половина изображений имеет отношение ни к новостным агентствам, а скорее к сайту, где выставлены фотографии социального мира нашей молодежи, которые имеют право на существование, но никак не соотносятся с концепцией этой выставки", - отметил Р.Багдасаров.

Культуролог обратил внимание, что Врубель использует в основном материалы агентства Рейтер, которое "дает особую, понятную русофобски и антитрадиционно настроенному западному обывателю картинку мира". "Если взять картинки с этого агентства о нашей стране, то мы увидим очень неприглядную картину: это либо криминальное дно, либо странные персонажи, подобранные тенденциозно. Это именно та картинка российской жизни, которую с большим удовольствием будет транслировать Рейтер и все СМИ, заинтересованные в создании монструозного образа современной России. В случае с выставкой "Евангельский проект" мы видим некую антииконографию, то есть Гельман и Врубель стремятся понравиться каким-то западным кураторам и, видимо, выдать то, что от них, как они считают, там ждут. Но на самом деле отношение к России и к сакральной теме на Западе гораздо тоньше", - полагает координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" Роман Багдасаров.
Русская линия
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Роман Владимирович Багдасаров
Роман Багдасаров: Телеэлита испытывает ненависть к молодёжи
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" о реакции журналистской общественности на ограничение трансляции "Дома-2"
01.08.2009
Роман Багдасаров: "Нужно поддерживать в обществе правильное отношение к умершим"
Координатор арт-проекта "Декалог-XXI" предлагает поднять на государственном уровне вопрос о необходимости введения светского дня поминовения усопших
29.04.2009
Роман Багдасаров: Русский стиль - это альтернатива американизации
Координатор арт-проекта "Декалог-XXI" призывает восстановить нравственные основы общества и культуры
17.04.2009
Попустительство сквернословию угрожает безопасности граждан
Координатор арт-проекта инициативы "Декалог - XXI" размышляет о проблеме нецензурной брани
23.03.2009
Все статьи Роман Владимирович Багдасаров
Новости Москвы
Все статьи темы
Декалог XXI
"И восстановление, и преображение общества начнутся с восстановления заповедей Божиих"
Священнослужители о необходимости преобразовать общество по Божьему закону
20.08.2009
Александр Чуев: "Нужно лишать проституцию ее социальной базы"
Известный политик прокомментировал неэффективность борьбы милиции с проституцией
26.06.2009
Протоиерей Димитрий Смирнов: Мы будем увещевать алиментщиков и взывать к их совести
Федеральная служба судебных приставов и Русская Православная Церковь договорились совместно добиваться выплаты алиментов и возврата долгов
24.06.2009
Протоиерей Александр Новопашин: "Спорт уводит молодежь от пороков"
Новосибирские спортсмены пригласили известного священника на турнир по пауэрлифтингу
24.06.2009
Александр Рудаков: "Неэквивалентный обмен - это нарушение библейской заповеди "Не укради""
Координатор инициативы "Декалог - XXI" о понятии "неразделимая безопасность", упомянутом в Итоговом документе IV Всемирного саммита религиозных лидеров
19.06.2009
Все статьи темы
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06