Еще в своем великопостном послании Митрополит Лавр написал: "Эта поездка ни в коем случае не является "началом объединения", как иногда выражаются журналисты. Не идет речь и о молитвенном общении, которое должно стать завершением всего процесса уврачевания. Это лишь смиренная попытка изыскать путь к осмыслению наших общих основ и взаимопониманию". Такая позиция и настроения РПЦЗ отчетливо выражены и в официальном заявлении для прессы, и во всех последних интервью Вл. Лавра. Все говорит о том, что делегация РПЦЗ не собирается выходить за эти очерченные пределы.
Митрополиту Лавру вторит митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: "Другое дело, что диалог этот, конечно, потребует и времени, и терпения. За 80 лет много всего накопилось...".
Быть может, это к лучшему. Не секрет, что среди воспитанных в духе противостояния с "Московской Патриархией" клира и паствы РПЦЗ существует значительная оппозиция курсу на сближение двух частей Русской Церкви. Очень трудно избавиться от вбитых в сознание стереотипов, от затверженного в течение десятилетий представления о "патриархийных" архиереях как о сонме отступников и "агентов КГБ" с накладными бородами и погонами под рясой.
Поэтому главный расчет враги Церкви из т.н. "альтернативных" группировок делают на эту оппозицию - спровоцировать раскол в РПЦЗ, обвинив Ее иерархов в отступничестве и капитулянтстве, с торжеством живописав какие-то особо изощренные унижения, которым подверглись иерархи-"капитулянты", "сдавшие" свою Церковь ненавистной "МП".
Отсутствие признаков немедленного объединения / слияния / унии / поглощения вызывает злобное отчаяние СМИ, близких к "альтернативщикам". Стоит обратить внимание на истерический тон последних статей П.Н.Будзиловича - главного пропагандиста "изгнанцев" из РПЦИ. Боюсь, как бы старика не хватил удар. Впрочем, таков же точно тон и "Портала Кредо.Ру", там уж и не знают, что бы еще сделать. Они, конечно, воспрянут, но сейчас находятся в глубоком нокдауне.
Раскольники из суздальской "РПАЦ", изгнаннической РПЦИ, "катакомбной" РИПЦ бьют изо всех пушек, действуют совместно, почти не скрываясь.
Цель у них общая: воспользоваться тем, что единства по вопросу объединения с Русской Православной Церковью в Отечестве нет ни среди паствы, ни среди священства и архиереев РПЦЗ, и отколоть от нее как можно больше людей. Крайне важно для изгнанцев, например, выбить хоть кого-нибудь из Синода РПЦЗ, да вот епископы - противники "объединения" ни на какой раскол не идут.
Внутри самой РПЦЗ рупором противников объединения стала выходящая в Аргентине монархическая газета "Наша страна", из номера в номер печатающая их статьи и заявления.
В свое время эта газета была органом "народно-монархистов" И.Л.Солоневича, боролась с "Внутренней Линией" в РОВСе и с послевоенным НТС, затем - органом легитимистов - в противовес изданиям Монархического Союза-Ордена (в годы, когда Орден возглавлялся Н.И.Сахновским). Но все это было в давние времена, когда не только жили, но и действовали ген. Смысловский со своим штабом, штабс-капитаны В.В.Орехов ("Часовой") и сам Клавдий Александрович Фосс; полковники Ряснянский и Степанов (Снитков)...
С тех пор прошло не менее 35 лет.
"Наша Страна", которую совсем недавно уже никто не знал, ибо она практически не существовала, воспряла к жизни месяцев семь тому назад - в качестве единственного органа маститых и почтенных противников объединения внутри РПЦЗ. "Тайная теория" состоит в том, чтобы опереться на тех синодальных преосвященных, которые солидарны с противниками объединения. Но редактор Казанцев, похоже, зашел слишком далеко, и те, на кого он намеревался опереться, помаленьку начинают его рассматривать как "Будзиловича номер 2". Кто питает его - неизвестно, и если посмотреть, как выглядит эта газета (размножаемая на принтере), вопрос о материальной стороне дела отпал бы сам собою. Но деятельность ее расширяется, - теперь более в Сети; вскоре будет ясно, кто за всем этим стоит.
Выразитель "линии" изгнанцев в Москве писатель В.Г.Черкасов, опусы которого раньше можно было читать как хохмы на последней странице "Литературной газеты" времен развитого социализма, окончательно превратился в злобного шута, и его писания уже вызывают не смех, а тягостную гадливость. Как я и писал в статье про "виртуальную церковь - РПЦИ", он нужен только для шумовых эффектов. Вообще, поскольку российское отделение РПЦИ полностью управляется из-за границы, всю отечественную команду изгнанцев можно отнести к "шумарям". А между тем, именно в Отечестве проживает основное количество рядовых поклонников изгнанства, его "массовка".
Состоящей в конкурирующей "альтернативной" группировке "суздалец" Василий-Григорий Лурье, к которому Черкасов испытывает сложное чувство любви-ненависти, стращает: "ясно, что капитуляция состоялась, основные детали уже оговорены, а осталось только оформить документально и обеспечить пиар-прикрытие". Далее в той же статье, на которую ссылается Лурье, излагаются оценки Максима Шевченко того, "как поглощение РПЦЗ повлияет на МП". Лурье возражает, заявляет, что Шевченко "совсем не прав, не повлияет - никак" поскольку "там именно полная капитуляция". От неудовольствия происходящим он совсем упростился - почти до Черкасова. Думается, что позже он остынет, успокоится и изобретет что-нибудь более хитрое. А покамест у него есть единственное "доказательство капитуляции" - собеседование (не переговоры в нейтральном месте, в какой-нибудь "церковной Женеве", а именно прием гостей) проходило под председательством принимающего лица, а именно Патриарха, - и потому Патриарх сидел на своем, председательском месте. Это, конечно, означает полную капитуляцию, которую осталось только оформить документально.
Иногда хочется воскликнуть голосом простака из очереди в кабинет к какому-нибудь былинному советскому бюрократу: "И за что только ему, Лурью/Черкасову этому, деньги платят?!"
Главред "Портала Кредо.Ру" А.В.Солдатов разразился целой статьей по случаю отслуженной Святейшим Патриархом панихиды по Патриарху Сергию. В ней он обращается к десятилетиям вбивавшемуся пастве Зарубежной Церкви штампу-стереотипу "сергианства". "Сильный ход", поскольку это затверженное слово, склонявшееся на все лады в сотнях томов "антисергианских" сочинений, вызывает рефлекторную реакцию. После столь долгой пропагандистской обработки сознание людей не вмещает одновременно, что
а)никакого сергианства как "еретического учения" нет и не было;
б) митрополит Сергий в качестве заместителя Местоблюстителя Патриарха далеко превысил свои полномочия и, таким образом, навязывал всей Церкви свои человеческие слабости и несовершенства.
Вот и все, что можно сказать о пресловутом "сергианстве". Жаль только, что из Патриарха Сергия сейчас у нас пытаются сделать мудреца и великого стратега, этакого церковного Кутузова. (Мудрецом он не был никогда. Это был типичный "ученый архиерей" - модернист, даже "декадент" начала ХХ века, - недаром его так любили в Религиозно-Философском Обществе, где он председательствовал и валял дурака с Мережковским и подобными. Ему же мы обязаны искажением славянских богослужебных текстов, которые ему поручили "русифицировать"). О стратегии его судить сложно, но мне кажется, - не было у него никакой стратегии, он действовал от случая к случаю, под давлением обстоятельств, не будучи ни минуты свободным после своего тюремного заключения. Сейчас же происходит как бы реакция противодействия разнузданной "антисергианской" кампании: сегодня церковные патриоты начинают поднимать его на щит. Объяснение здесь, по-моему, в том, что у нас "психологический кризис", связанный с "нехваткой героев". Отсюда все соблазны с Грозным Царем Иоанном и Г.Е.Распутиным. Теперь к ним добавят В.И.Чапаева и Патриарха Сергия (Страгородского).
А один из интернет-пропагандистов "отечественных зарубежников", издевательски прозванных "беглосергианами", уже выставляет отслуженную Патриархом Алексием II панихиду по скончавшемуся 60 лет назад Патриарху Сергию как нарочитую демонстрацию верности "сергианскому" курсу. Так и хочется снова "успокоить" тех, кто "перешел в РПЦЗ" в России. "Объединения", как его теперь обычно понимают, не видно. Но когда и если дойдет до дела, для вас обязательно будет найдено какое-нибудь условно-каноническое решение, чтобы "не сделать никому больно", как выразился вл. Кирилл. Скажем, приходы преобразуют в подворья зарубежных монастырей или что-то еще придумают.
Итак, налицо парадокс: Главными противниками объединения оказываются те, кто сознательно подгоняют процесс (те, кто действуют из самых добрых побуждений и по простоте душевной - к ним это не относится), а также те, кто кричит - все, уже, мол, объединились, ура! (или - караул!).
Андрей Рюмин, Русская линия