itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Духовный модернизм: кто такие протестанты

0
576
Время на чтение 5 минут

В рамках беседы с Сергеем Михайловичем Бортником, доцентом Киевской духовной академии, мы подняли тему, менее известную в Украине, но вполне привычную для стран Западной Европы - о протестантизме. Повод - 500-летие Реформации, начатой Мартином Лютером в далеком 1517 году от Рождества Христова. Если для нашей страны протестантизм является скорее привнесенной конфессией, то для многих государств Европы он вполне традиционен.

- Сегодня можно услышать: Православие застряло в веках, оно несовременно; не использует популярные нынче протестантские методы миссионерства: доступная проповедь, приспособление норм христианской морали к современной жизни, отсутствие духовных подвигов и идеалов... Насколько верным является такое мнение?

- Мне кажется, что в данной мысли лишь доля правды. Действительно, консервативность Православия налицо: в богослужении мы придерживаемся древних Уставов, мало приспособленных к сегодняшней жизни в мегаполисах, язык богослужения зачастую остается малопонятным для посещающих богослужение и т. д. Но, с другой стороны, это делает человека способным остановиться в быстром движении времени, побыть в молитвенной атмосфере, перевести дух, если можно так выразиться.

Прошлый год ознаменовался выдающимся событием: на Крите состоялся собор, который поначалу планировался как Всеправославный. К сожалению, по ряду причин на него не прибыли представители ряда Поместных Церквей. Однако представители Русской Православной Церкви были одними из важнейших участников подготовительного процесса, продолжавшегося более 50 лет - с Родосского совещания 1961 года и вплоть до предсоборного совещания Предстоятелей Поместных Церквей в январе 2016 года. Так что попытка посмотреть в лицо современным проблемам, объяснить свою позицию своим верным и окружающему миру - это в том числе и часть православного сознания.

- А что можно сказать о протестантизме? Мне кажется, несмотря на названные подвижки, отношение Православия и протестантизма вполне вписывается в пару «консервативное христианство» против «либерального христианства». Вы согласны с таким мнением?

- По-своему Вы, безусловно, правы. Для Православия особой ценностью является Предание, или же традиция. Однако традиция - это не просто повтор и отнюдь не только обращенность к прошлому. В моем понимании традиция - реализация христианской жизни в наших современных условиях, это укорененность не в прошлом, а в вечности.
Когда-то выдающиеся учителя нашей Церкви казались модернистами. Таковы в богословии попытки введения новой терминологии. Это касается, например, термина «Троица», «единосущие» и т. д. Однако, будучи однажды зафиксированными, они остались фундаментом христианского богословия. И так остается по сей день.

- А как обстоит ситуация у протестантов?

- Прежде всего важно отметить, что мир протестантизма - большой и разнообразный. К примеру, в Германии (где немалое время я учился) католицизм и протестантизм - две христианские конфессии, имеющие особый статус в обществе и государстве. Но под «протестантизмом» подразумеваются традиционные протестанты, прежде всего лютеране. Их социальная роль во многом схожа с ролью Православия в Украине или России.

- Но в нашем восприятии протестантизм - это скорее привнесенная конфессия, которая не имеет укорененности в жизни общества?

- Да, я и сам не раз сталкивался в Украине с такой свободной интерпретацией христианства протестантскими миссионерами. Такое есть и на Западе. Но там они именуются иначе - у них есть понятие «свободные церкви», в отличие от «земельных церквей». Используется там и понятие «сект» - к ним относятся и «Свидетели Иеговы», и адвентисты, и так называемая Новоапостольская церковь.

- И все же. Насколько справедливо говорить о либеральных и модернистских тенденциях в протестантизме в целом?

- Есть ряд проблем, которые не существовали ранее. И нередко руководство традиционных протестантских Церквей попадает под влияние светской повестки дня. Таков вопрос феминизма, переросший в введение женского священства, или же проблема гомосексуализма, приведшая к благословению однополых союзов и даже к рукоположению людей с такой сексуальной ориентацией.

Однако есть и группы христиан-протестантов, пытающиеся идти против течения. Существуют немалые группы, которые вполне верны традиционным нормам своих конфессий. Проблема в том, что их голос в западных обществах слышен намного меньше, чем этого хотелось бы.

- Это любопытный поворот. Получается, что церкви Запада зависимы от либеральных идеологий, которым у нас представители церквей активно сопротивляются?

- Полагаю, что ситуация как раз такова. И причина здесь в организации церковной жизни. На Западе каждый взрослый человек имеет право четко заявить о своей конфессиональной принадлежности. Для этого обычно еще в школе он посещает «уроки религии», на которых преподаются основы христианства в целом и его конфессии в частности. В этом смысле ситуация в Европе заметно лучше, чем у нас. Можно спорить о качестве знаний. Но для европейцев «основы религии» в школах, богословские факультеты в университетах - это норма. А в Украине мы все еще вынуждены за это бороться. Слава Богу, что в последние годы в этом направлении наметились сдвиги.
К тому же на Западе церкви финансово зависимы от каждого конкретного работающего человека. Если мне интересна такая-то церковь, я плачу ей десятину. В Германии государство способствует ее сбору - и работающий человек отдает 8-9% своего дохода в качестве «церковного налога». У нас же принадлежность к Церкви напрямую не связана с финансами, индивидуальное членство отсутствует. Православие является, так сказать, составной культурного кода, фактором культурной идентичности.

- А какова ситуация с посещением богослужений? Многие храмы на Западе пусты, церковные здания продают и используют как рестораны или клубы. Это ведь не выдумки?

- Действительно, такая проблема есть. В ХХ веке многие наши храмы были разрушены, и последнюю четверть века мы находимся в стадии возрождения церковной жизни. На Западе не наблюдалось таких процессов. Из-за обмирщения людей, из-за миграции населения, из-за увеличения доли мусульман в населении сегодня заметна иная тенденция.

Однако можно говорить об огромном духовном движении харизматического характера. Это и пятидесятнические церкви, и харизматические общины внутри традиционных церквей (это касается, кстати говоря, и Католической Церкви, и даже некоторых православных общин на Западе). Мне кажется, что период спада религиозности на Западе прошел. Очевидны такие проблемы, как индивидуальная религиозность или же вытеснение религиозного на периферию социальной жизни; коммерциализация Рождества и т. д. Но в целом наблюдается ряд положительных тенденций в жизни протестантских сообществ Европы.
Мало того, многие протестанты открыты к ценностям восточного христианства. Я встречал студентов-протестантов, писавших работы о тех или иных православных мыслителях и богословах.

- Спасибо за Ваши ответы. Надеюсь, мы сможем продолжить наше общение в следующий раз.

- Спасибо и Вам. Я открыт для общения и к попыткам взаимного понимания христиан. Думаю, главное нас все же объединяет: Христос в центре жизни православного или протестанта - это залог взаимного интереса.

Беседовала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/duhovnyy-modernizm-kto-takie-protestanty

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горошкова
Все статьи Наталья Горошкова
Сергей Бортник
Православие и цивилизационный выбор: существует ли раскол между Церковью и обществом
О реалиях общественно-церковных отношений - Сергей Бортник, доктор богословия, доцент Киевской духовной академии
27.10.2016
Все статьи Сергей Бортник
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09