Какие пути к счастью Церковь не одобряет

0
378
Время на чтение 5 минут

Сергей Бортник, доцент Киевской духовной академии, задумался и решил разобраться, в чем же разница между общечеловеческими и христианскими ценностями.

Интересно, какими ценностями руководствуетесь вы?

- Сергей, что же это за понятие такое «общечеловеческие ценности»? Чем они отличаются от христианских?

- Думаю, что на этот вопрос могут быть разные ответы. Например, на рубеже XIX-XX веков активно действовала христианская миссия за пределами Европы. И тогда «общечеловеческое» означало скорее принципиальное общее между традиционным тогда христианством Европы и местной культурой, в которой проповедовали приезжие христианские миссионеры.

Сегодня «общечеловеческие ценности» порой ассоциируют с общим наследием иудаизма и христианства. В таком случае опора делается на наш Ветхий Завет, и из него особенным образом выделяются Десять заповедей Моисея. Эти заповеди даны для того, чтобы люди могли жить в обществе последователей единого Бога, но акцент все же делается на земной жизни и земном успехе.

Можно вспомнить заповедь «око за око, зуб за зуб». В обыденном сознании зачастую считается, что это заповедь мести, которая не велит прощать обидчику. Однако на самом деле это заповедь ограничения - за выбитый зуб можно выбить только один зуб, а не сломать всю челюсть.

Такие ценности - первая стадия христианства: мы признаны очеловечиться и иметь уважение к другим людям. Если же речь идет о сугубо «христианских ценностях», то это скорее заповеди блаженства, изложенные в Евангелии от Матфея. «Блаженны нищие духом» или же «блаженны алчущие правды» - это уже взыскание горнего, стремление выйти за пределы самодостаточности нашего посюстороннего бытия.

А «общечеловеческие ценности» могут иметь еще одно значение. Оно связано с послевоенным временем создания Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Ее первая статья гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

Кто-то видит здесь отголоски Французской революции 1789 года, кто-то предлагает конспиративные версии о влиянии гуманистической идеологии и масонства. Однако я думаю, что для Европы (и сюда должна относиться и Украина) - это зачастую неписаный стандарт. Критика работорговли, пыток, презумпция невиновности нормативны для нашего сознания.

И в этом смысле наш набор «христианских ценностей» соотносим с этим общим наследием европейской культуры. К примеру, долгое время рабство вполне благополучно существовало в христианских обществах, однако сегодня оно выглядит скорее дикостью.

- Абсолютно все люди: верующие, атеисты хотят быть счастливыми. Однако пути к счастью бывают разными, и некоторые из них Церковь не одобряет. Так ли это?

- Надо учитывать разные аспекты. С одной стороны, счастье может быть мимолетным и эйфорическим, и после него случается разочарование. Поэтому христианская Церковь призвана говорить о сложности жизни, о том, что сиюминутные удовольствия могут привести к печальным последствиям.

Один из примеров - счастье иметь ребенка. Сегодня наше общество испытывает дефицит постоянных отношений. Браки создаются, но часто рушатся, не просуществовав и одного-двух лет. И некоторые женщины выбирают вариант «иметь ребенка для себя». Да, это может принести счастье. Но это также огромная ответственность перед ребенком.

Или же пример из той же сферы - по поводу занятий со священником пар, которые собираются пожениться. Осознать, что счастье обретается не только для себя, что в семье нужно больше отдавать, чем брать, что важны навыки жертвенности - вот о чем должен рассказать священник молодым людям, переживающим этап влюбленности.
Но есть и другая проблема. Часто у людей церковность ассоциируется с насупленной серьезностью и безрадостностью. Церковь в такой ситуации воспринимается как система запретов, которая почти не предлагает альтернативы.
На днях я посмотрел итальянский фильм «Я предпочитаю рай» о средневековом святом Филиппе Нери. В картине акцентируется мысль о том, что христианство должно приносить человеку радость, что быть с Богом - значит испытывать и проявлять любовь и милосердие. Соответственно, возникает большой вопрос к нам, христианам: насколько мы воплощаем эту радость, любовь и милосердие в нашей жизни? Вспомним слова Евангелия: «По тому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собой».

- Для того чтобы ценности стали общечеловеческими, нужно, чтобы в их формировании участвовало все человечество? Однако у каждого народа - свои ценности. Что хорошо для Западной Европы, например, плохо для Китая...

- Да, Вы правы. Если строить «общечеловеческие ценности» по общему знаменателю, т. е. без учета всего того, что отсутствует в одной из общепризнанных мировых культур, то их смысл выхолащивается. Например, и сегодня в Индии сохраняется кастовость, в Южной Африке - элементы расизма и апартеида, т. е. раздельного проживания людей с разным цветом кожи.

Нам чужды вопросы кастовости и расизма. И поэтому, на мой взгляд, Украине нужно скорее ориентироваться на европейские христианские стандарты. Некоторые полагают, что сегодняшняя Европа отходит от традиционных христианских ценностей. Частично с этим можно согласиться. Тем не менее ментально мы находимся в сфере влияния европейской культуры, христианской в своих корнях.

- Н. Лосский определил: «Ценность есть нечто всепроникающее, определяющее смысл и всего мира в целом, и каждой личности, и каждого события, и каждого поступка».
Христианские ценности - понятия, на которые опирается христианин при достижении главной цели - спасения, или обожения. Каковы цели человека, руководствующегося общечеловеческими ценностями?

- В трактовке христианских ценностей я все же предпочитаю апеллировать к словам Христа о том, что основные заповеди - это любовь к Богу и любовь к ближнему. Зачастую «спасение» может иметь привкус духовного эгоизма - я себе молюсь, а что происходит с миром и окружающими людьми - мне безразлично.

Относительно общечеловеческих ценностей приведу такой пример. Однажды я участвовал в диалоге с Финской Лютеранской Церковью. После официальной части мы разговорились с местным пастором о пресловутой проблеме гомосексуализма. Как известно, наша Церковь осуждает однополые сексуальные отношения и обосновывает это рядом указаний из Священного Писания.

А этот пастор подошел к вопросу с совсем неожиданной стороны. Он сказал: «У меня есть жена и семья, и это делает меня счастливым. Если человек с такими вот наклонностями будет счастлив в своей своеобразной семье, то я ничего не имею против». Вот такой подход, когда желание счастья ближнему может противоречить традиционным христианским ценностям.

И мне кажется, что простого ответа нет. Все мы в той или иной степени греховны. Всем нам нужна Церковь как лечебница, исцеляющая и соединяющая нас с Богом. И счастье как общечеловеческая ценность и даже мечта - это и наша ценность.

Для христиан счастье имеет духовный характер, оно формулируется в виде «блаженств». Но навязывать такие формы счастья другим сам не решаюсь. Я сторонник идеи о том, что люди малоцерковные или даже неверующие должны убеждаться в истинности нашей веры через наш пример подлинно христианской жизни.

Записала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/kakie-puti-k-schastyu-cerkov-ne-odobryaet
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Наталья Горошкова
Все статьи Наталья Горошкова
Сергей Бортник
Православие и цивилизационный выбор: существует ли раскол между Церковью и обществом
О реалиях общественно-церковных отношений - Сергей Бортник, доктор богословия, доцент Киевской духовной академии
27.10.2016
Все статьи Сергей Бортник
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35