Православие и цивилизационный выбор: существует ли раскол между Церковью и обществом

О реалиях общественно-церковных отношений - Сергей Бортник, доктор богословия, доцент Киевской духовной академии

0
250
Время на чтение 4 минуты

- Разговоры о возрастании или падении роли религии, притом неважно какой, активно ведутся на фоне кризисных ситуаций. Православие, став официальной религией на Руси, являлось духовно-нравственным стержнем общества, формирующим мировоззрение, культурные традиции, образ жизни... Что происходит сегодня? Каковы нынешние общественно-церковные отношения?

- Я порой бываю на разных международных мероприятиях, где можно из первых уст узнать о тенденциях в области социологии религии. Сейчас в Европе в целом можно наблюдать тенденцию преодоления эпохи умаления религиозного начала в обществе. Мнение о победоносном шествии просвещения и науки, когда религия как таковая перестает быть нужной, уже неактуально. Повсеместно наблюдается усиление религиозного фактора.

Однако, с другой стороны, нередко это усиление бесструктурной религиозности, т. е. отнюдь не возвращение к традиционным конфессиональным убеждениям условных «дедов-прадедов». Это скорее укрепление некоего религиозного чувства, которое мало отрефлектировано разумом человека - вместе с подъемом религиозности происходит разрыв между чувством и разумом. Сфера религиозного поглощается сферой приватного. «Это для меня, для моей души, индивидуально - и другие не вправе сюда лезть» - такова логика этой религиозности.

И вместе с тем существуют вызовы извне - в частности ислама, когда отсутствие четких ориентиров в сознании последователей христианства может обернуться поражением христиан как социальной группы. Эта тенденция ведет к радикализации религиозных установок и их воздействию на общественную жизнь.

- Какую тенденцию можно наблюдать в общественной жизни Украины?

- Полагаю, что вышеуказанные тенденции присутствуют в общественной жизни Украины. Так, по данным центра Разумкова, доля украинцев, считающих себя «просто православными», возрастает.

Люди осознают, что именно своими маленькими добрыми делами, помощью ближнему на бытовом уровне они способны сделать свой личный вклад в улучшение общественной атмосферы.

С другой стороны, разные государственные структуры пытаются пролоббировать некоторые законодательные изменения в религиозной сфере. Сегодня они нередко призваны привести к ослаблению влияния Украинской Православной Церкви на общественную жизнь, деятельности конкретных епископов и священников. Мне кажется, методы, посредством которых это зачастую делается, радикализуют настроения наших верующих, взращивая чувство причастности к «малому остатку верных».

- Православная социальная идея идет в ногу или вразрез с вектором цивилизационного развития? Существует раскол между Церковью и социумом?

- Недавно я был на открытии фестиваля «Покров». На нем приветствовали и награждали большое количество православных волонтеров, трудящихся ради ближних - больных детей, одиноких стариков и других подобных социальных групп. Любовь к ближнему - это воплощение социальной идеи.

Такая помощь, на мой взгляд, существенно отличается от той, которой хвалятся некоторые представители ныне провластных церковных группировок. В ситуации, когда государство способно обеспечить безопасность своих границ, реальной проблемой остается недостаток внимания к нуждам конкретных людей - и это независимо от того, оказались ли они беженцами с Донбасса или же их жизненные трудности не связаны с конфликтом на востоке Украины.Такая помощь ближним актуальна и востребована.

Мне кажется, что Церковь сегодня встала перед дилеммой: насколько вовлекаться в помощь государству, предоставляя ему, так сказать, идейную поддержку. Некоторые бросились на подмогу правительству, стремясь застолбить место «провластной конфессии». Наша Церковь находится скорее в оппозиции к нынешним политическим процессам.

Тенденция к сервилизму и обслуживанию интересов государства мне несимпатична, поэтому определенная самостоятельность позиции Церкви по отношению к государственным инициативам часто оправдана. Хотя в долгосрочной перспективе конфронтация с государством, в котором существует Церковь в нашем случае в Украине, вряд ли закончится чем-то хорошим.

Сегодня в УПЦ можно наблюдать усиление монашеской идеи, которая подчеркивает неотмирность природы Церкви. Например, празднование в этом году 1000-летия пребывания на Афоне монахов с Киевской Руси, особое трепетное отношение и любовь к Святой Горе Афон нашего Предстоятеля Митрополита Онуфрия и т. д.

Надо понимать, что только лишь обращение к Богу в молитве не может быть полноценным, если за ним не следует желание помочь ближнему в его различных нуждах. Именно соединение социального служения с осознанием неотмирности внутренней природы Церкви способно принести положительные плоды. Необходимы обе тенденции. Без социального служения Церковь может забыть, что Господь действует в поддержку нуждающихся через сердца и руки конкретных людей. Но опасна и чрезмерная вовлеченность в социально-политические процессы без должной укорененности в молитве.

Ora et labora, т. е. «молись и трудись» - вспоминаются слова святого Бенедикта Нурсийского, одного из основателей монашеской традиции. Полагаю, что именно в этом залог успеха Православной Церкви в ее общественной деятельности.

- Каково значение Православия для государства, нации, социума?

- Думаю, что моральная поддержка и утешение наиболее ожидаемы от простых людей. Укорененность в молитве и любовь к ней - это то, что дает Церкви возможность пережить невзгоды и давление со стороны. «Единое на потребу» - это как раз взыскание горнего Царства, стремление просветить свою жизнь памятью Божией.

Помнить о Боге и деятельно любить ближнего - это универсальный ответ на все времена, включая периоды невзгод и испытаний.

Беседовала Наталья Горошкова

http://pravlife.org/content/pravoslavie-i-civilizacionnyy-vybor-sushchestvuet-li-raskol-mezhdu-cerkovyu-i-obshchestvom
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Бортник
Все статьи Сергей Бортник
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:25
На картошку!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 17:22
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 17:02
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59