Наше имя - очередь

Александр Сергеевич Пушкин  Миссионерская деятельность 
0
572
Время на чтение 3 минуты

 

- Проходите, пожалуйста, иконочки прикладываёте сбоку, креститесь заранее, пожалуйста, покомпактнее, да, вот так, сбоку, проходите, пожалуйста, здесь два ряда, на эту сторону тоже можно...

Солнечный луч часовой стрелкой обходит огромный купол храма Христа Спасителя, чередуется хор молебнов, золотятся облачения, курится ладан - и всё идёт, и идёт нескончаемо-непрерывно очередь: в минуту к мощам святителя Николая-чудотворца подходит до пятидесяти человек. Люди разных рас и национальностей, у многих в руках иконы, нередко - фотографии на бумажках, кто-то прикладывает к ковчегу смартфон, сложенные платки, звенят о стекло нательные крестики.

Мне посчастливилось оказаться на самой «передовой»: все восемь часов волонтёрского дежурства я провела буквально в двух метрах от мощей и наблюдала, пожалуй, самое волнующее: лица людей, отстоявших в очереди пять, а то семь часов и наконец приблизившихся к святыне. Выражение этих лиц было примерно одинаковым: наравне с очевидной усталостью - сосредоточенность, порой недоумение («Скажите, а о чём можно его попросить?» - обратились ко мне). Их пекло солнце, поливал дождь, продувал ветер набережной, а они стояли, упорно и настойчиво, иногда даже не осознавая, за чем именно стоят - душа несла тело, ещё не осознавшее всего, но отчётливо расслышавшее в вагоне метро: «Проход к мощам святителя Николая начинается со станции "Фрунзенская"».

Об очередях в России можно рассказать многое, давно устоявшийся феномен российской действительности - очередь. Об этом шутят, а больше плачут, много пишут и толкуют, об очередях куда угодно: за карточками и в открывшийся Макдоналдс, в поликлинику, на Серова в Третьяковку, в Манеж на «Рюриковичей», на Рафаэля в Пушкинский. Стоят за новым, за уценённым, за прекрасным, за неизведанным.

К святыням стоят со своей бедой. Именно у святынь устремляется в небо беззвучный стон: «Кормилец-батюшка, хлеба подай Христа ради, хлеба, хлеба!». А ещё работу хорошую, экзамен трудный сдать, чтоб ножки не болели - да мало ли зачем ещё стоят. Стоят даже просто посмотреть, кто такой этот «русский Никола», архиепископ Мир Ликийских.

У большинства верующих отношение к «стоянию» - как к добровольному подвигу, пройдя который многие испытывают ощущение духовного подъёма (счастливые селфи «8 часов - нас много, мы смогли, ощущения непередаваемые!»). Поддержка волонтёров в ситуации, когда надо помочь выстоять, просто необходима: проводя инструктаж, куратор моей группы попросил нас избегать безличных форм («Никаких "Проходим", только "Пожалуйста, проходите", люди ведь всё чувствуют»). Люди чувствовали и были благодарны. Отвлекаться волонтёрам нельзя ни на минуту: лишние секундные интервалы между проходящими в самом начале очереди выливаются в часы; правда, когда на очередной акафист пришли молодые грузины, их полифоническое пение было настолько своеобразно, что я всё же отвлеклась. Иногда рядом появлялись добровольцы с «уличной» смены, с обветренными порозовевшими лицами: подносили годовалых детей. К концу дежурства полученная у мощей маленькая икона чудотворца показалась мне буквально выстраданной.

«Пожалуйста, в одно касание...» - на миг приотворённая дверь к великой тайне, к надзвёздному и вневременному лишает очередь к святыне традиционного соперничества: у каждого свой разговор с Богом, здесь все равны, и опытные «практики», и любопытствующие «теоретики», и «странники», и вполне обеспеченные, те, кто, может, даже свечкой в храм не заглядывал, а тут вот - стоит. Конечно, всегда есть те, кто проходит вне очереди, но я не видела раздражения, которое могла бы понять, не слышала упрёков. Такое умение ждать, переносить «тяготы ближнего» нередко высмеивается, публично осуждается, звучат мнения, что «да в соседнем храме то же самое, да это же не подлинник, да вы просто серая масса» - очередь по-прежнему будет стоять, долго, упорно и молча. Очередь не огрызается в ответ: знают, что «по вере вашей да будет вам», а ещё потому, что перед Пасхой всегда бывает пост, потому, что прежде чем получить что-то, нужно и потрудиться, силы свои отдать, пот пролить, а то и кровь. Миру непонятно, миру неприятно обнаруживать нечто совершенно неуправляемое в таких, казалось бы, пассивных и зависимых от него - миру страшно такой очереди.

Проходит последняя на сегодня сотня человек, дочитывается завершающий акафист, и вот уже опустел собор. А мы всё стоим на своих позициях, под гудящими эхом сводами, зелёная дружина «Православных добровольцев» и сотрудники ФСО, величественные, как легионеры. Каждый погружён в свои мысли, в молитву, и совсем близ нас, в центре, на позолоченной иконе - святитель. Мы стоим долго.

Сегодня пошёл второй миллион, третий откроют в Питере.

Не об этом ли «желании пострадать» писал Достоевский?

Какая-то неизбывная тяга к бессмертию.

Завтра

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марфа Александровна Петровичева
Миссия выполнима
Из рассказов духовника олимпийской сборной России протоиерея Андрея Алексеева
01.03.2018
Вьюга
31.10.2017
Про это
На конкурс «Встанем всем миром против «Матильды»
14.08.2017
Все статьи Марфа Александровна Петровичева
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Миссионерская деятельность
«Основная проблема – неоязычество в армии»
В Петербурге прошла встреча митрополита Варсонофия с представителями православной общественности
15.11.2024
О современном миссионерстве
Многие православные не представляют, насколько многочисленны и активны протестанты
07.10.2024
«Давайте по-божески преподавать свои предметы»
Пожелаю учителям строить свои уроки в привязке к Слову Божию
04.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
22.11.2024 19:03
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Сергей из НН
22.11.2024 19:01
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский танкист
22.11.2024 17:53
Трамп – это просто «Вучич», но калибром побольше?
Новый комментарий от влдмр
22.11.2024 17:23
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
22.11.2024 16:54