Глобализму, который всегда есть общество потребления, должно быть противопоставлено мировоззрение бессмертного человека. Россию нельзя победить, потому что в ней соединено настоящее, прошлое и будущее, потому что есть Россия земная, а есть небесная. Те, кто творил нашу великую державу, закончив свое земное служение, ушли в вечность. И они, ушедшие в прошлое, оказались у нас в будущем.
Расскажу про казачий кадетский корпус, который второй год функционирует в Самаре. Он интересен тем, что является результатом длительной работы с казаками. Процесс воцерковления казаков начался после встречи в семинарии нашего владыки, митрополита Самарского и Сызранского Сергия, с представителями самарского казачества. Практически все они были далеки от Бога и Церкви. Они были не атеистами, а так - светскими людьми. Этот процесс длился несколько лет.
И вот теперь у нас есть казачий ансамбль - хор, который поет в храме на богослужениях, даже архиерейскую литургию может спеть. Есть постоянно действующий крестный ход со списком чудотворной иконы Божией Матери «Избавление от бед», явление которой произошло в 1917 г. за четыре дня до октябрьского переворота. Крестный ход проходит по Приволжскому округу (территория Волжского казачьего войска), по всем 14 регионам непрерывно, зимой и летом, круглый год. Это две команды сопровождения, их называют «конвой Божией Матери», которые по две недели несут службу, потом меняются. Заходят во множество населенных пунктов, в том числе в самые глухие, удаленные от центра и лишенные храмов. Посещают также воинские части, школы, детские дома, исправительные учреждения. Везде по пути следования служатся молебны с акафистом, казаки проводят просветительские беседы.
И вот после того, как казаки начали молиться, у нас появился Казачий кадетский корпус. Нам дали школу-интернат, там уже были условия для создания жизни на казарменной основе. Детей сразу одели в форму. Сейчас уже есть детский хор в 350 человек. Дело идет.
Архимандрит Георгий (Шестун)
И я просто хотел подсказать, с чего надо начинать. Надо начинать с молитвы и воцерковления, иначе ни один кадетский корпус не родится.
Проблема кадров - очень тяжелая. Мы готовим воспитателей силами семинарии совместно с Самарским институтом повышения квалификации работников образования. Читают полноценные курсы, слушателям дают свидетельства о том, что они могут быть воспитателями казачьего корпуса.
Но хотелось бы сказать в первую очередь о главной беде нашего современного образования - о том, что оно западно-ориентированно. Но говоря о глобализме, мы с вами должны подумать, а что мы можем глобализму противопоставить? Если противопоставить нечего, то все мы будем вписаны в глобальный проект, что бы мы ни делали и каких бы доктрин ни писали.
Есть принципиальные вещи, которые отличают Россию от западного мира. Часто приходится слышать лукавые речи о том, что Россия должна войти в Европу, в европейскую цивилизацию. Но мы ведь и так живем в Европе: Москва - в Европе, и Россия - это европейское государство. Исторически та часть света именовалась Новым или Христианским миром, после открытия Америки и до XIX века - Старым Светом, а «Европа» было всего лишь географическим названием. И когда этот свет стал из Европы уходить, то осталось только географическое наименование, как подтверждение отхода от Христа.
Но и Россию двигают в этом направлении, например, предлагая назвать Евразией - тоже по географическому положению. Но Россия - это не Европа и не Азия, это Русь, Святая Русь.
Что же мы можем противопоставить глобальному проекту? Думаю, что глобальному мы должны противопоставить вселенское. «Глобализм» происходит от слова «глобус» - земной шар, на котором живут люди. И вот люди по этому земному шару ходят, что-то делают, что-то думают. А потом земная жизнь заканчивается. И если мы живем только на земном шаре, то мы живем только земной жизнью. Это и есть глобализм, когда человек считается смертным, а жизнь его - только временной.
Кадеты казачьего кадетского корпуса
Надо отметить, что многие наши сограждане примерно так и думают. В Самаре несколько лет назад был такой эксперимент. Ученикам обычных школ задали вопрос, православные ли они. Около 80% ответили, что они православные. Потом их спросили: вы верующие? На этот вопрос утвердительно ответили приблизительно 40%. То есть получается, что у нас 80% православных, но верующих при этом только 40%.
Если ты считаешь, что жизнь твоя ограничена только земным существованием, то «бери от жизни все». Поэтому глобализм - это всегда общество потребления. То же самое общество потребления было и в России в ХХ веке. Вы скажете: у нас потреблять-то было нечего, а все лишь мечтали об этом. Да, мечтали о том, чтобы коммунизм построить: бери сколько хочешь и чего хочешь. И вдруг капиталисты построили этот идеал коммунизма у себя - тогда мы совсем разочаровались. И сейчас мы по-прежнему стремимся к этому потреблению. Советский человек хотел потреблять, но не имел возможности, а человек постперестроечный так до этого дорвался, что остановиться уже не может - потребляет и потребляет.
Когда мы противопоставляем глобализму вселенское миропонимание, то что под этим понимаем? Говоря о вселенской жизни, следует вспомнить пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Православие - это попрание смерти.
Глобализму должно противостоять вселенское мировоззрение: мировоззрение бессмертного человека, для которого жизнь земным существованием не заканчивается, а только начинается.
И когда мы говорим о России, то должны понимать, что есть Россия земная и небесная. Те, кто творил нашу великую державу, закончив свое земное служение, ушли в вечность. Они - ушедшие в прошлое - оказались у нас в будущем. И мы идем к ним, они нас ждут, на нас смотрят, ожидают, когда же мы к ним устремимся за помощью. Когда во время Великой Отечественной войны под Москвой была беда, Сталин к ним обратился - к Александру Невскому, Дмитрию Донскому, Ивану Грозному. И сколько чудес получилось: Божия Матерь воинам являлась, оружие у неприятеля заклинивало. Прошел крестный ход вокруг Петербурга - враг не смог переступить эту линию. Сразу пошла Божия помощь.
Избавительница от бед Чудотворная икона Божией Матери
Россию не победить, потому что у нас есть целая армия таких полководцев, как Суворов, Нахимов, Кутузов, Собор всех святых, в земле Русской просиявших. Все эти жители небесной России включаются в борьбу с врагом, когда на нас нападают.
Россию нельзя победить, потому что в ней соединено настоящее, прошлое и будущее. Вот это самое важное. Это и есть новый проект, вселенский проект. История России во времени - в прошлом, но в реальности она предстоит перед нами. Мы идем к этим людям - творцам нашей истории, которые ждут нас в мире ином. И мы стоим перед их глазами, и они смотрят на нас: а что же мы делаем, как живем, как служим Богу и Отечеству?
С точки зрения западного человека, история - это капитал, наследство, которые они получили. Но когда дети богатых родителей получают наследство, то часто начинают жить, как вздумается, и безбожно его проматывать. Они не знают, что делать с историей. Но мы-то знаем: мы - продолжатели этой истории, ее со-творцы, потому что мы перед ее глазами, мы идем навстречу этой истории, и мы войдем в эту историю.
В этом смысле гражданство России, гражданская идентичность - совсем не то, что на Западе. Одна дама из первого поколения послереволюционных эмигрантов сказала: «Мне предлагают гражданство России, но я не хочу российское гражданство - я хочу быть подданной России, верноподданной России». Думаю, что следует понятие «верноподданный России» вводить в оборот нашего образования. Надо воспитывать верноподданного человека.
Архимандрит Георгий с братией
Как раньше была устроена Россия? Был «Белый царь», как его называли инородцы, которому давали клятву верности все подданные: православные, мусульмане, буддисты, иудеи и пр. Православный народ, русский народ - это державный народ: он создал это государство. Но и все остальные давали клятву русскому царю. А царь служил Христу. Какая удивительная картина: мусульманин присягает православному царю и служит ему! Большевики дольше всех смиряли басмачей, поскольку они более других сохраняли верность царю, до конца боролись за имперское мироустроение. Царь служит Христу. Значит, служа ему, мусульманин кому служит? Тоже Христу.
Есть еще одна педагогическая категория, которая до сих пор не введена в научный обиход. Сейчас все говорят о развитии, реже стали говорить о формировании. Что такое развитие? Человек родился, он растет. Вы можете на него почти никакого внимания не обращать, но он живет среди людей - все равно учится, говорит и развивается. Разворачивается его природа, а мы должны успеть эту природу как-то облагородить. Например, из алмаза можно сделать бриллиант. И то и другое - все равно камень природный. И поэтому когда мы говорим о развитии, то имеем в виду развитие средства. Ведь Господь дал природу человеку как средство. А для чего Он дал это средство? Для становления личности. Педагогическая категория становления сейчас вообще отсутствует, никто даже не говорит об этом. Природа человека заключена в том даре, который Бог даровал ему как природному существу. А вот становление - становление личности! Человек должен стать личностью - не родиться, а стать ею.
Становление может происходить только в определенных условиях - благодатных. Когда человек попадает в благодатные условия, в церковные условия, тогда и происходит процесс обретения им личностного бытия. Если он не попадает в церковный мир, то останется «человеком плотским». Может стать и «душевным» - хорошим человеком, образованным, даже культурным. А вот духовным человеком - нет. Алексей Хомяков об этом писал: «Если ты хочешь получить Благодать Духа Святаго, то благодать изливалась на апостолов, она изливалась на Церковь. Стань членом Церкви, и тогда ты как член Церкви и получишь благодать». Это и есть становление. Ушинский говорил, что, если школа не приводит ребенка к вратам Церкви, она не исполняет своей главной обязанности. То есть не школа должна воцерковлять, но она должна учить тому, куда человеку нужно идти для спасения.
Может ли светское искусство быть благодатным? Может, если оно «призывающее»: если оно ведет тебя в Божий мир - это благодатно. Если оно ведет тебя из Божия мира - это вредоносно. То же самое образование: если образование ведет ребенка в Божий мир - это наше русское благодатное образование, а если оно не ведет туда - значит, оно ведет к ошибочной цели.
В кадетских корпусах обязательно надо иметь собственный храм. Надо иметь своего духовника. У нас в Кадетском казачьем корпусе заместитель по воспитательной работе - священник. И он тоже состоит в казачьем войске.
Хочу вам еще тайну открыть. В Конституции России написано, что в государственных образовательных учреждениях нельзя создавать религиозные организации. У нас в Самаре есть муниципальная общеобразовательная школа со своей домовой церковью. И когда министр образования губернии сказал, что через суд добьется ликвидации этого храма, то мы ему ответили, что ничего у него не выйдет, поскольку закон никто не нарушил: храм есть, но нет религиозной организации - там нет прихода. Приход не зарегистрирован, и церковь построена не на бюджетные средства, а на пожертвования благотворителей и родителей. Если построить храм на внебюджетные средства и если его не оформлять как приход, то религиозной организации нет, значит, никакого нарушения Конституции нет. А если еще батюшка - с педагогическим образованием и является заместителем директора по воспитательной работе, во неурочное время проводит богослужения, то совсем придираться не к чему. Это есть алгоритм создания домо́вого храма при государственных учебных заведениях. Просто чиновники, когда видят купол и крест, - все, говорят, нельзя! А в Конституции про купол и крест ничего не написано. Там написано, что нельзя создавать религиозную организацию. Ну и не надо создавать.
Еще хотел бы сказать о русофобии. Одна из причин русофобии заключается в том, что мы не всегда рассматриваем государственность как ценностное понятие. Мы говорим «родина», «отечество», «народ», «традиции». А где же государственность? Когда хотят разрушить наше государство, когда есть оппозиция государственной власти, то наши враги понимают, что государственность - это ценность русского народа. Чтобы победить государство, надо победить русский народ. И поэтому начинается борьба с русским народом, а это есть рождение русофобии. Наш народ - государственник. И мы не должны этого стесняться, что наша ценность - российская государственность. Мы жили при разных формах этой государственности, она меняется, но земля остается, остается народ, остается вера.
Архимандрит Георгий (Шестун)
Справка:
Архимандрит Георгий (Шестун) - настоятель Заволжского мужского монастыря
в честь Честного и Животворящего Креста Господня, доктор педагогических
наук, профессор, заведующий межвузовской кафедрой православной
педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, автор
учебника «Православная педагогика»