20 марта по новому стилю (7 марта по старому) Церковь празднует память Семи священномучеников Херсонесских - Ефрема, Василия, Евгения, Елпидия, Агафадора, Еферия, Капитона.
Икона Семи священномучеников Херсонесских
Многие бывали в Крыму, в Севастополе и посещали древний Херсонес, остатки древних базилик, знакомились в музее со старинными изделиями и христианскими святынями, попадавшими в этот портовый город со всей ойкумены. На экскурсиях по Херсонесу слышали кое-что и о святых, просвещавших этот некогда языческий город. Но мало кто знает жития этих святых, хотя в домонгольской Руси их почитание было велико.
Священномученики Херсонесские были сиро-палестинскими миссионерами, епископами, проповедовавшими Христа в Причерноморском городе Херсонесе в IV веке. Святители Василий, Евгений, Елпидий, Агафадор претерпели мученическую кончину от рук херсонеситов. Святитель Ефрем также стал мучеником в одной из областей Причерноморья. Епископы Еферий и Капитон при поддержке Константинополя совершили коренной перелом в жизни Херсонеса. Благодаря христианской политике императоров, проповеди святителей и их чудесам жители Херсонеса стал исповедовать Христа.
Несомненно, что почитание этой славной седмерицы святых было велико в домонгольский период, поскольку Креститель Руси князь Владимир принял святое крещение в Херсонесе. Тогда еще сильно было предание и влияние Херсонеса на церковную традицию утверждавшейся в вере Руси. Эти святые были покровителями епископов-греков, которые просвещали северные земли нашего Отечества.
Почитание этой славной седмерицы святых было велико в домонгольский период, поскольку Креститель Руси князь Владимир принял святое крещение в Херсонесе
Об этом косвенные свидетельства мы находим в истории древнейших обителей Руси. Традиция посвящения алтарей в честь Семи священномучеников восходит к древности, когда в России было еще мало своих русских святых, а просветителями русских были греки, и на Руси были распространены славянские минеи, переведенные с греческих.
Муромский Спасо-Преображенский мужской монастырь
В древнейшем Спасском монастыре в Муроме есть храм Священномучеников Херсонесских. Посвящение этому празднику, скорее всего, уходит в глубь истории монастыря. Мы знаем, что эта древняя обитель была связана с именем святого страстотерпца Глеба - сына святого равноапостольного князя Владимира, принявшего крещение в Херсонесе. В Суздале также имеется домовая церковь Святых Мучеников в Херсоне епископствовавших.
Напоминание о святых мучениках есть и в Москве, в самом ее центре, - в Рождественском монастыре надвратный храм посвящен священномученику Херсонесскому Евгению.
Икона сщмч. Евгения Евгения Херсонесского в надвратном храме Богородице-рождественского монастыря в Москве.
Тысячелетняя сложная и насыщенная история Христианства на Руси дала массу своих святых, мучеников, исповедников. Слава Херсонеса угасла после исторического события 988 года, да и жизнь города окончательно прекратилась после нашествий литовцев и татар в XIV веке. Хотя в свое время Херсонес прославили священномученики Климент Римский, Мартин Исповедник, Семь Херсонесских просветителей, преподобный Иосиф Песнопевец...
Вспомнить об этих святых нас заставляют события 2014 года. 18 марта - дата воссоединения Крыма с Россией - хронологически соседствует с праздником Семи Херсонесских священномучеников. В Севастополе, на территории заповедника «Херсонес Таврический» - бывшего Свято-Владимирского монастыря - с XIX века существует храм в честь этих святых, и возносятся молитвы об Отечестве.
Святая седмерица епископов, пострадавших в правление императора Диоклетиана и миссионерствовавших в эпоху Константина Великого, Феодосия Великого, были первоначально прославлены как местночтимые херсонесские святые, но после крещения русского князя Владимира они стали святыми Константинопольской Церкви, и их жития широко распространились по всей Церкви.
Об их деятельности сохранилось множество свидетельств в источниках, в том числе в минеях и синаксарях византийских императоров Михаила IV и Василия II. Сохранились пространные жития и синаксари на латинском, грузинском, армянском языках. Имеются списки житий на старославянском языке, происходящие из Болгарии.
Приведем описание житий по Синаксарю, составленному для императора Василия II Болгаробойцы (976-1025)[1]. В нем присутствуют две статьи, касающиеся Херсонских епископов. Первая, за 8 марта, посвящена памяти «Василея, Евгения, Агафодора и остальных», а вторая, за 22 декабря, вспоминает только Капитона. Позднее церковная традиция установила одну дату почитания этих святых - 7 марта по старому стилю.
«Месяц март. День восьмой.
И (еще в этот день поминается) подвиг епископов, которые были в Херсоне: Василея, Евгения, Агафодора и остальных. При царе Диоклетиане Гермон, епископ Иерусалима, послал епископов: в Туркию Ефрема, а в Херсон Василея. Там возвещая о Христе, он был побит и принужден уйти. Он же воскресил из мертвых сына архонта, снова призвал на сходку (горожан), крестил и архонта, и многих других. Неверные же, неистовствуя, поволокли его за ноги на веревках. И так влекомый, он скончался. После же его кончины пришли Евгений, Агафодор, Капитон и Елпидий, возвестили о Христе. И восставшие эллины убили их.
После же этого был послан из Иерусалима Еферий. Видя, что народ свиреп, он пришел к Великому Константину, царствовавшему тогда в Византии, и просил его. И были изгнаны из Херсона идолопоклонники. Он же основал дома собраний, вновь пришел к царю с благодарностью. И взяв у него святые предметы, направился обратно в Херсон. И на обратном пути он был отброшен к реке Данаприй и там скончался».
«22 декабря
Память святого (священномученика) Капитона, епископа Херсона. Сей был послан в царствование Феодосия Великого епископом в Херсон после кончины Эферия-епископа. Прибыв в этот город, он учил народ вере во Христа. Был же в Херсоне храм, называемый храмом идола Парфения. И, желая его уничтожить и вместо него построить храм во имя святого апостола Петра, он сделал негасимые печи, дабы приступить к постройке. Эллины же и иудеи разъярились и стали поносить святого, как уничтожителя их бога. И окружили его, сказав, что если ты войдешь в одну из печей и выйдешь невредимым, то не только мы все уверуем, но и детей наших бросим в печь. Епископ вошел в печь и вышел здравым. И идолопоклонники, увидев, что так стало, все уверовали во Христа; и тогда уничтожили храм идолов. Сотворив многое, святой в мире переселился к Господу».
Херсонес чрезвычайно богат событиями христианской жизни. И многие события, известные по письменным источникам, подтверждаются материалами археологических исследований. В том числе и события из жития Семи священномучеников.
Как мы видим, священномученики были присланы иерусалимским епископом Ермоном. Это реальное историческое лицо, фигурирующее в сочинении Евсевия Кесарийского. Он был иерусалимским епископом, занимавшим кафедру как раз на момент диоклетиановских гонений. Но эта кафедра относилась к Антиохийскому патриархату, так как в IV веке Иерусалим не был самостоятельной церковью, а был в составе этого патриархата. События, изложенные в житиях, косвенно подтверждаются влиянием сиро-палестинской традиции в херсонесских захоронениях.
С повествованием о святителе Василии археологи связывают пещерный храм на Главной улице Херсонеса. Предположительно в нем он скрывался перед тем, как его попросили воскресить усопшего сына местного архонта. В подземный храм ведет лестница, а над самой криптой в средние века была воздвигнута наземная базилика.
С христианской просветительской деятельностью святого Капитона связано два других археологических свидетельства. В результате деятельности Капитона происходит разрушение синагоги в Херсонесе - ее материалы использовались для строительства христианской базилики, которую современные исследователи именуют по году открытия «Базилика 1935 года». Все, кто бывал в Херсонесе, помнят остатки этого строения с прекрасными колоннами на берегу моря.
Еще одна находка подтверждает чудо епископа Капитона - его вхождение в горящие печи, где он пробыл час
Еще одна находка подтверждает чудо епископа Капитона - его вхождение в горящие печи, где он пробыл час. Согласно житию, после этого чуда некрещеные язычники Херсонеса обратились ко Христу. Четырехапсидный храм, построенный на печах для обжига извести далеко от центра Херсонеса, подтверждает это событие. Большая часть ученых признает, что этот храм, безусловно, связан с событиями, описанными в житии священномучеников. В ХХ веке археологи проводили раскопки этого уникального храма. Построен он был в месте неудобном, в связи с серьезным событием в христианской истории Херсонеса, каким могло быть обращение язычников епископом Капитоном.
Предшественник Капитона епископ Херсонеса Еферий упоминается как реальное лицо среди участников Второго Вселенского собора.
На протяжении многих веков Херсонес был хранителем чистоты христианства. Сюда в ссылку был направлен борец с монофелитами папа Мартин Исповедник. Здесь же пребывал в ссылке знаменитый гимнограф и борец с ересью иконоборчества Иосиф Песнопевец, выдающийся создатель христианской музыки, чьи каноны и стихиры и поныне используются Церковью. Именно он, находясь в херсонесской ссылке в 830-840-х годах, составил канон в честь Семи священномучеников Херсонесских.
Ученые считают, что широкое почитание святых священномучеников, епископствовавших в Херсонесе, начинается именно после взятия города князем Владимиром и Крещения Руси. Возможно, это было одно из чудес, совершившихся по молитвам им. Но, видимо, Господь предуготовлял этот город для будущей миссии - передачи христианского наследия от Византии Руси и будущему Третьему Риму.
Святые Климент, священномученики Херсонесские, исповедник Мартин, святые равноапостольные братья Кирилл и Мефодий, посещавшие Херсонес в ходе своей Хазарской миссии, борцы с ересями в период иконоборчества - все они освятили Херсонес для его великой миссии.
Святые мученики также имели свое значение в христианизации Руси, как и мощи священномученика Климента, перенесенные в Киев. Сам князь Владимир почитал их и понимал значение места, в котором он принял крещение. Херсонес духовно был связан со Святой Землей, с Римом первых веков христианства, с Константинополем. Для Владимира были важны глубокие корни херсонского христианства.
Понимали это и в Константинополе, потому повсеместно в Византии распространяются и массово переписываются жития Семи Херсонесских священномучеников именно с конца X века. Не позднее начала XI века их жития проникают в славянском переводе на Русь.
Сегодня мы можем предположить, что еще одно чудо было явлено этими святыми - воссоединение русского населения Крыма с Россией. Так как дата референдума 2014 года (18 марта) близка к постоянной дате празднования памяти священномучеников Херсонесских (20 марта).
Потому вместе с жителями Крыма обращаемся к святым: священномученики Херсонесские Ефрем, Василий, Евгений, Елпидий, Агафадор, Еферий, Капитон, молите Бога о нас и о всей земле Русской!
[1] Могаричев Ю. М., Сазанов А. В., Саргсян Т. Э., Сорочан С. Б., Шапошников А. К. Жития епископов Херсонских в контексте истории Херсонеса Таврического // Нартекс. Byzantina Ukrainensis. - Харьков: Антиква, 2012. - Т. 1. - 416 с.