itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Протоиерей Александр Пелин: Погрузиться в настоящее колоссально сложно

0
466
Время на чтение 5 минут

Русская Церковь в начале XXI столетия оказалась в беспрецедентном положении. Однако Христос «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13:8). О том, как христианские общины могут менять мир, и о «нашем ответе» терминам западной демократии мы поговорили с протоиереем Александром Пелиным - членом Общественной палаты России, главой отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.

Священник побывал в Архангельске на семинаре «Современные методы разрешения межэтнических и межконфессиональных конфликтов на ранних стадиях».

- Отец Александр, когда вы выступаете на различных семинарах и конференциях, чувствуете себя больше священником или представителем Общественной палаты? Как вы воспринимаете свои разные идентичности и отделяете ли их друг от друга?

- Если бы я сильно отделял эти идентичности, распался бы, представлял бы атомизированную деконструированную личность эпохи постмодерна. А в Общественную палату я шел от республики Мордовии, меня направили именно как представителя духовенства. Сейчас комиссия Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, где я тружусь, представляет собой достаточно интересную мобильную структуру, взаимодействующую со множеством ведомств. Мы создали рабочую группу по медиации межрелигиозных конфликтов. Готовим специалистов, которые могли бы оперативно выехать в любой регион в случае назревания таких проблем.

- Внимание российского государства к вопросам межэтнического и межрелигиозного мира - это новое явление?

- Сейчас все больше внимания уделяется именно профилактике конфликтов. Медиативные технологии как раз позволяют людям почувствовать новые тенденции в отношении к этносам, народностям, религиям. Дать интересующимся специалистам и вообще людям вербальные и невербальные сигналы, которые бы позволили на местах делать выводы. Есть вещи, которые не впишешь в законы. Есть законы совести, есть нравственная ответственность, есть внутренние глубокие законы - они начертаны на скрижалях сердца. Все это невозможно исчерпать законодательством. Нужно вернуть в общество понятие мира, круга людей свободной воли, которые хотят по-доброму устроить жизнь вокруг себя.

- Это аналогично тому, что называется гражданским обществом?

- Гражданское общество - это более широкое понятие в целом, хотя единого определения нет. То, о чем я говорю, это не совсем гражданское общество. Дело в том, что на Западе противополагают государство и человека, а гражданское общество рассматривается как система неформальных институтов, где происходит социализация индивида - это такие общественные организации, которые занимаются продвижением демократии и занимают активную позицию. Мы понимаем, что идеи демократии, которые продвигаются через некоторые институты гражданского общества, через некоторые так называемые НКО или НПО, часто, наряду с позитивными моментами, имеют и деструктивную направленность. Они могут подогревать нарастающие тенденции национализма, этнонационализма, секулярного вида либерализма, имеющего экстремистский оттенок.

Понятие «мир» - это наш ответ западной терминологии. Это понятие общинности, такого способа бытия церковного прихода, такого образа жизни, который предполагает взаимную ответственность. Приход - это ячейка общества, малая Церковь во главе со священником, которая вместе идет ко Христу, занимаясь помимо прочего социальной деятельностью. Сейчас много приходов, где немало молодежи и хорошо образованных людей. Эти сообщества и есть субъекты активного гражданского патриотического действия. Будущее российское общество тем ценно и крепко, что оно, сняв шелуху лихих девяностых, убрав ненужные ценности, которые навязывались по западным лекалам, будет состоять из неформальных сообществ духовно-патриотического действия, а они, как правило, связаны с приходами. Это и казачьи формирования, патриотические клубы, клубы благотворителей. А приходы цементируют это все. Тогда можно говорить о выстраивании модели российского общества не как вертикальной структуры, а как сложной сетевой, горизонтальной структуры, где точками непотопляемости и устойчивости являются православные общины.

- Было ли так когда-либо в истории России?

- В России монастыри были центрами общественного развития, в частности, здесь, на Севере. Монастырь - это и крепостные стены, и защита, и свое хозяйствование, свой устав и правила жизни, свое время. Нам нужно возвращаться к этим идеям, и где-то это уже происходит.

- Размышления о сетевых структурах вписываются в современные философские метафоры разрушения единства, деконструкции целостности. Многие увидели бы в этом пресловутый постмодерн и прочие вещи, которые принято ругать в православной среде.

- Я считаю, что здорово, что мы живем в такое удивительное время. Постмодерн парадоксальным образом, в отличие от модерна, смыкается с премодерном. То, что было в архаике, в традиционном обществе, ныне становится новым и актуальным.

- Интересна такая картина...

- Мои рассуждения - это плод размышления над разными книгами, в частности, Александра Дугина. У нас в церковном сознании почему-то раздувается идиотская истерия, постоянно звучат крики, что все погибло, кошмар, все ужасно, все разрушается. Я думаю, что положение, в котором сейчас находится Церковь в России, никогда ранее не было для нее характерно, это уникальное состояние. Погрузиться в настоящее всегда колоссально сложно, потому что мы постоянно бежим. Сейчас в Церкви делается много. Вот, например, буквально с полгода или год назад Патриарх благословил создание общественных организаций вокруг приходов. Почему это важно? Зачем нужны НКО? Активные миряне вокруг Церкви пусть занимаются благотворительностью, социальной мобилизацией народа Божия и поддержанием его в тонусе. Мы можем сколько угодно ругать Католическую Церковь, но у них огромное количество активных мирян. У них миллионы молодых человек собираются, например, в Польше на разные мероприятия. У нас ни на одно церковное событие ни разу столько не собиралось. Нужно формировать точки активного действия, развивать проактивную позицию, апостолат мирян. И сейчас для этого благоприятные времена!

- Наше общество раздирается и другими проблемами, вот установка памятников Иоанну Грозному, Сталину, эти конфликты столь же опасны, как конфликты межэтнические?

- Это повод, с которого кто-то пытается получить дивиденды. Ничего страшного, есть памятники крокодилу Гене, старухе Шапокляк. Я бы считал невозможным ставить памятники Сталину в ближайшее время, до тех пор, пока эмоциональный накал живущих и пострадавших в те времена людей не ослабнет. Я хочу сказать, что невозможно искусственное объединение. Нельзя всех объединить, сделать одинаковыми, модерн умер, сейчас это невозможно, сейчас время многих возможностей, люди стали свободнее. Мы в России живем очень свободно, далеко не в каждой стране так живут. Мобилизация людей, в том числе социальная, происходит вокруг крупных проектов, например, спасти страну от ига. Разумеется, не дай Бог, чтобы еще раз была война! Так как такого большого мощного проекта нет, есть какие-то точки сборки, вокруг которых народ собирается. Например, посткрымский консенсус собирает народ, тема патриотизма, возрождения армии, которая последние 3-4 года наметилась.

- То есть вы предпочитаете анализировать не поводы для разделения, а объединяющие моменты?

-Последние два десятилетия нам рассказывали, что мы алкоголики, ваньки-дураки и что за границей лучше. По показателям ВЦИОМ, люди о себе стали думать как о нелюдях. Теперь все изменилось.

Думаю, что у нас и в дальнейшем продолжиться изменятся законодательство о религиозных организациях. Очевидно, что будут происходить изменения в отношениях между разными религиозными силами. К слову, часть протестантов сегодня активно ортодоксализируется, ведь они последнее время мимикрируют, становятся все больше похожими на православных. Многие их священники стали носить бороды, где-то за богослужением используют кадильницы и иконы. Проживающие в России люди разных исповеданий более объединены темой российской идентичности, чем разделены по религиозному признаку. Я могу доказать это тем, что мы как православные братья во многом ближе нашим мусульманам, чем например, мусульмане Саудовской Аравии, Кувейта или Египта, потому что мы вместе - жители России.

Беседовал Марк Полосков

Источник: журнал "Вестник Архангельской митрополии", №6/2016

http://arh-eparhia.ru/publications/64159/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
Протоиерей Александр Пелин
Петербург показывает, что это город святых
О значении и смысле Крестного хода, посвящённого празднику перенесения мощей святого Александра Невского
13.09.2022
Петербург — город решений. День памяти
Александра Невского
07.09.2022
Он всегда на острие общественной жизни
3 апреля исполняется 80 лет известному учёному и общественному деятелю Валентину Семёнову
02.04.2022
«Важно, что люди чувствуют отзывчивость и тепло других людей»
Петербуржцы собрали 80 тонн товаров первой необходимости для ДНР, ЛНР и беженцев с Донбасса
15.03.2022
Все статьи Протоиерей Александр Пелин
Марк Полосков
Все статьи Марк Полосков
Последние комментарии
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2023 23:26
Может им не нравится моё православие?
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2023 23:23
Перспективы «белого» патриотизма
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.01.2023 22:55
Философам нравится поархаичнее
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
28.01.2023 22:44
Когда мы победим?
Новый комментарий от Кожухевич
28.01.2023 19:20
Эх, тельняшка!
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
28.01.2023 19:14
Экономика войны должна быть экономной
Новый комментарий от Тюменец
28.01.2023 19:02