Священник Андрей Слиняков: Менять человека — не моя задача

0
619
Время на чтение 10 минут
Текст продолжает серию публикаций о жизни епархиальных подразделений в «Вестнике Архангельской митрополии». Для очередного номера сотрудник журнала Марк Полосков пообщался с главой отдела по делам молодежи священником Андреем Слиняковым.

О встрече договорились быстро и легко: пара сообщений, недолгая дорога в Соломбалу, и мы уже за столом в трапезной Преображенского храма. Отец Андрей деловито расставил провизию и налил чай. Собеседник — мой ровесник, и познакомились мы до того, как он принял сан, поэтому общались откровенно и без заранее очерченного круга вопросов, полностью подчинив разговор одной задаче — без формальностей и красивостей описать жизнь епархиального молодежного отдела.

— У нас в отделе в основном люди 18–25 лет, студенты или недавно закончившие учебу и службу в армии. Все они прихожане разных храмов, поэтому считаю главной задачей сделать так, чтобы им было интересно друг с другом, объединить. Когда молодой человек приходит в храм, видит там много бабушек и мало молодежи, ему кажется, что такая жизнь не для него. Цель молодежного отдела — помочь людям найти себя в Церкви, — начал разговор отец Андрей. — Люди разные, поэтому деятельности много, это и гитарный клуб, и два молодежных хора, волонтерское объединение. Духовная, культурная и социальная составляющие есть. Кажется, есть всё для того, чтобы сформировать облик христианина в молодых людях, дать им возможность себя проявить.

Собеседник поделился со мной планом: он хочет добиться от настоятелей храмов, чтобы в каждом из них была молодежная группа:

— Пусть совсем небольшая, но она должна быть, хорошо, если каждый приход сможет у себя создать уголок с микроатмосферкой для молодежи, чтобы человек знал, что он может прийти туда, и ему будут там рады. Мои собраться священники по-разному откликаются на такую просьбу-предложение. Кто-то с радостью, а кто-то воспринял в штыки, и я даже могу понять такую реакцию. У настоятеля, как правило, уже выстроена работа с епархиальными отделами, он всем что-то должен, кому-то отчеты, кому-то чтобы в школу, в больницу и в тюрьму сходил, чтобы социальные проекты реализовывал, поэтому у настоятеля постоянно болит голова. А тут еще я со своими идеями. Но ведь моя задача — не требовать с батюшек работу, а помогать им, поддерживать в работе с молодежью.

Никто не плох, просто таланты разные

В церковной жизни очень многое зависит от личности священника, продолжаем мы с отцом Андреем разговор, и он отмечает, что у молодежи, примкнувшей к отделу, разные духовные наставники. В разных храмах по-разному говорят, и говорят о разном. Для кого-то больше важна обрядовая сторона, строгое соблюдение уставов и правил, где-то больше думают о доброделании, волонтерстве. Есть, к сожалению, и такие приходы, где священники совсем не уделяют внимание прихожанам.

— Никто не плох, просто у всех разные таланты и разные условия, — считает «главный» молодежный священник Архангельской епархии. — Одно из свойств Евангелий заключается в том, что они написаны четырьмя апостолами, поэтому каждое из них чуть отличается. Евангелист пропускает через себя Духа Божия и пишет свой особенный текст. А когда диавол что-то диктует, он говорит четко, там ничего личного быть не может. Через нас по-разному проходит Господь, у всех свои дарования, поэтому и священники разные. Институт духовничества как рождался? Человек узнавал, что где-то есть святой подвижник, хотел у него учиться, приезжал в монастырь и отдавал этому человеку свою волю: «Я хочу быть как ты, научи меня». И старец начинал вести ученика. Я считаю, что правильно, когда человек находит своего священника и ходит к нему в храм. Плохо, если священник говорит то, что тебе нравится, и ты с ним, а потом он скажет что-то, что тебе не понравится, и ты уйдешь от него.

Контролирует ли отец Андрей духовную жизнь участников молодежного отдела? На этот вопрос он ответил, что каждый юноша и каждая девушка сами решают, когда и кому исповедоваться, и как часто причащаться.

— Мы живем в такое время, когда молодежь будет с тобой общаться, только если ты считаешь ее равной себе и доверяешь ей, — говорит мой собеседник. — Духовная жизнь только в их руках! Людей нужно слышать, подсказывать и советовать, если тебя спрашивают. Священник должен в равном общении показывать, что он действительно лучше и выше, хотя бы в том, что, например, он прекрасно разбирается в богослужении и может этому научить. Когда выполняешь роль учителя, к тебе есть уважение, но ты не с указкой, это другое, доверительное учительство. Недопустимо давить авторитетом, надо приводить аргументы, призывать человека подумать, оставлять ему возможность для личного познания.

Как объяснить человеку, что такое находчивость? Можно сказать, что это способность находить наиболее удобные решения для разрешения ситуаций. А можно привести пример. Решил в советское время человек поступить в ветеринарный колледж, там есть простенький экзамен. Человек начал готовиться, ему понравилось читать про блох, он изучил всю литературу по теме, вник во все подробности. Пришел на экзамен, тянет билет, там вопрос про коров. Он начал отвечать, что корова — это крупный рогатый скот, одомашненный человеком, у которого бывают блохи, и далее всё про блох. Второй вопрос про собак. Он рассказал, что это одомашненное человеком животное, которое иногда живет на улице, поэтому у нее бывают блохи. И стал дальше рассказывать про блох. Экзаменатор спросил про касаток. Касатки — дикие животные, которые обитают в океанах, у которых нет блох, но если бы они были…

Вот пример находчивости. В работе с молодежью важно давать толчок. Я могу сколько угодно говорить, что такое духовность и нравственность, но если не показываю пример, грош цена мне как священнику. То же самое в проповедях. Нужно не рассказывать про нравственность, а показывать ее.

Не клуб православных знакомств

Спрашиваю визави: все ли, кто пришел в отдел, там остаются? Или кто-то ушел? По каким причинам люди могут уйти? Отец Андрей емко отвечает:

— Наш главный враг — личная жизнь. Погружение в романтические отношения и семейную жизнь не позволяет человеку пребывать в молодежном «движе». Обновление в рядах епархиальной молодежки идет постоянно, и это нормально.

Одно время в воздухе витало убеждение, что вся работа отдела чуть ли не сводится к тому, чтобы молодые люди и девушки могли знакомиться и создавать семьи, просто православный клуб знакомств! — продолжает отец Андрей. — Это замечательно, но я считаю, что путь ко Христу у всех разный, жизнь не ограничивается поиском женихов или невест. Конечно же, когда кто-то уходит из нашего объединения, это расстраивает. Но радует, что еще никто не ушел, громко хлопнув дверью, разочаровавшись в церковной жизни. Конечно, есть люди, которые пребывают в духовном поиске, им пока сложно найти себя и свой путь, но это опять же нормально. Наша молодежь живая, меняющаяся, незашоренная, отчасти прогрессивная, ищущая. У нас активные люди, которым дома не сидится. Федора Конюхова спросили, как он совершил пять кругосветных путешествий, и он ответил: «А что дома сидеть?»

Поговорили мы с отцом Андреем и о том, что молодежному отделу не хватает собственного помещения:

— Нам нужно место в городе, которое будет только нашим, чтобы все знали, где собираться. Сейчас собираемся в Преображенском храме, но здесь кроме молодежи много всего, встречи, занятия, чаепития. А по-хорошему, наше место должно быть не при храме. Было бы хорошо, если бы нам выделили какой-нибудь подвальчик, мы бы его отремонтировали своими силами, навели бы красоту. Конечно, это должен быть центр города, чтобы всем было удобно добираться. Мы ищем. Скоро будет встреча с одним важным человеком, посмотрим, как он отреагирует. Место для встреч должно быть нашим домом, ни от кого не зависящим. Молодежи надо уделять отдельное внимание, не все это понимают. Казалось бы, пришел человек к Богу, и хорошо, что еще надо-то? С другой стороны, в трудный период поиска и искушений, можно свалиться и пропасть, поэтому нужен такой бережок, где помогут, согреют и подбодрят.

Пять начинаний

Глава епархиальной молодежки прекрасно понимает, что жизнь несводима к чаепитиям и разговорам, поэтому далее наш разговор естественно зашел о конкретных проектах отдела. Их пять.

«Благо в деревне». Об этом волонтерском проекте, который воплощается на деньги гранта Росмолодежи, отец Андрей отзывается так:

— Это в моем сердце. Практически все наши активисты вовлечены в работу, но основная команда состоит из 12 человек. Мы уже совершили восемь поездок в Луковецкий, Холмогоры и Емецк, по несколько раз в каждое место. Приезжаем, разговариваем с местной молодежью, на каждую такую встречу приходят примерно по 20 человек местных активных людей. Потом забираем обученных добровольцев, отвозим их в деревню и все вместе помогаем бабушкам, дедушкам, чистим территорию или находим другие возможности для добрых дел. Всего запланирована 21 поездка, проект закончится в сентябре.

Самое главное, что эти поездки приносят пользу для Церкви: люди меняются. Первый раз молодые люди приходят, видят меня в рясе, думают: понятно, будет долго и нудно. А потом мы с ними общаемся, они делятся своими восторгами, им очень нравится, глаза людей меняются после наших встреч. Так эти люди изменяют отношение к Церкви. Можно долго говорить, а можно приехать и показать, что может молодежный отдел.

Второй проект, о котором мы поговорили, это православный театр «Лествица» под управлением Елены Бускиной. Пандемия снизила активность этой культурной инициативы, посетовал отец Андрей, но в свое время было сделано многое, и это радует.

Также радует главу молодежки мужской хор «Вертоградье» под управлением Антона Гафарова и смешанный хор, которым руководит Анастасия Смирнова. Оба коллектива поют за богослужениями.

По понедельникам собирается гитарный клуб, вдохновители которого — Анна Соколова и Ульяна Ветошкина.

Отец Андрей напомнил, что до пандемии молодежь активно участвовала в волонтерских выездах в детский дом в Цигломени, маймаксанский психоневрологический интернат, кризисный центр «Мамина пристань» и в другие социальные учреждения.

Отдельное начинание — совершение ночных молодежных Литургий. Название очень условно, за ним скрывается лишь то, что на богослужении поет молодежный хор, и в алтаре тоже помогают представители молодежки. Проходит эта служба не так часто, обычно в ночь с пятницы на субботу. Разумеется, молиться за этой Литургией могут люди любых возрастов, никаких ограничений нет.

Быть хорошим винтиком

Сейчас молодежь — это группа риска, продолжаем мы разговор с отцом Андреем. В мире слишком много шума, который заставляет плыть по течению. Нет времени задуматься о Вечности, постоянный поток информации, ролики по шесть секунд, тексты по одному предложению, пролистываем дальше. Почему это плохо?

— Потому что человеку больше не нужен Христос, Его не уместить в шесть секунд, Он — смысл жизни. А весь этот шум позволяет человеку заглушить внутреннюю потребность в высоком. Молодежь в этом живет, — сетует мой собеседник.

Некоторые священники врываются в молодежный мир, ведут блоги, становятся тиктокерами. Отец Андрей даже подписан на некоторых из них, но сам этим заниматься не готов:

— Пытался сам, но не смог. У меня возникло чувство, что я как бы рекламирую Христа, а Он не нуждается в рекламе. Может быть, я предаю Господа? Здесь очень тонкая грань. Нужно показать человеку Истину, но она непереводима на этот язык, она при переводе теряется. Христос, на мой взгляд, не умещается ни в шесть секунд, ни в минуту. Конечно, 20 лет назад про интернет говорили, что это ужас, что это бесовское и мешает спасению. Но сейчас наше священноначалие говорит, что нельзя упускать поле интернета для проповеди. Молодые люди не делят реальность на виртуальную и реальную, грань стирается, поэтому нельзя туда не идти. Но пока что мы только учимся.

Молодежный отдел для самого отца Андрея — школа личностного роста. Сейчас он говорит: Я счастлив трудиться на этом месте! Но так было не всегда. За пять лет работы бывало всякое.

— В свое время накрыло жесткое разочарование. Когда я только был назначен возглавить молодежку, думал, что сейчас всем покажу, как надо работать, все на меня посмотрят, поймут, что я молодец и будут такими же, как я. Это было связано с гордостью, я был уверен, что я всё могу. За год я выгорел, люди чуть отошли, потом почти все вернулись. У меня была паника, я был недоволен собой и своей работой, недоволен людьми. Потом успокоился, начал искать способы взаимодействия. Сейчас понимаю, что менять человека — не моя задача. Нет задачи сделать из нехристианина христианина, или из неактивного человека — активного. Невозможно это. Это дело Бога. Мы можем быть лишь маленьким винтиком в огромной системе приведения человека к Богу, но мы не машина, которая приводит человека. Так не работает. Наша задача — быть хорошим винтиком, хорошо выполнять свою задачу. Задача сделать так, чтобы в каждом храме было что-то сделано для молодых людей, чтобы в каждом храме было хотя бы маленькое молодежное объединение. Пусть оно будет, чтобы люди могли прийти и что-то поделать. В этом плане не ставлю задачей увеличение количества православной молодежи в Архангельске. Это не мое! Меняет сердца людей только Господь Бог. Это один из уроков, который я извлек на своем послушании. По слову Серафима Саровского, спаси себя и тысячи вокруг тебя спасутся. Просто делай свою работу.

Всё стало налаживаться, когда начала убиваться гордыня. Случилось не то чтобы внутреннее перерождение, но пришло осознание, что Бог не требует горы свернуть. Я смог переключиться с мысли, что я молодец на молитву «Боже, помоги мне, научи меня». Шла незримая внутренняя беседа с Богом на протяжении долгого времени. Когда я с таким настроем подошел к работе, потихоньку что-то стало получаться, — поделился отец Андрей своим рецептом от выгорания.

Материал из «Вестника Архангельской митрополии» №2 за 2021 год

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марк Полосков
Все статьи Марк Полосков
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
13.11.2024 02:21
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41