...О конфликтах поколений я знаю только из книжек...

Бывший СССР  Александр Сергеевич Пушкин 
0
492
Время на чтение 18 минут

Лет десять назад нам c Олегом Кривошеей, лидером рок-группы «Братья Карамазовы», посчастливилось, милостью Божией, вместе побывать на Святой Земле. Мы пешком обошли весь Иерусалим, и в самых знаковых местах наш проводник, отец Исаакий из Голосеевской пустыни, доставал из кармана подрясника маленькое Евангелие и читал... И стирались границы времени и пространства, и посреди шумного города и восточного базара оживали события двухтысячелетней давности. И среди всего удивительного, что хранят воспоминания о той поездке, мне запомнился необычный трофей Олега - листочек огромного галилейского кактуса, растущего у стен храма Двенадцати Апостолов в Капернауме. Тогда все подтрунивали над Олегом. На удивление, заморский листочек ожил, пустил корни в украинской земле и долго радовал хозяина воспоминаниями о той незабываемой поездке. Наверное, он один из нас верил, что оторванный лист способен пустить корни. И эта по-детски чистая вера оправдала надежды верующего, даже в малом. И для меня в этом весь Олег: открытый миру и людям, добродушный, по-хорошему авантюрный и очень талантливый - музыкант, поэт, продюсер и, как вы уже знаете, немного селекционер. Уютно устроившись за чашкой чая, мы долго сидели, как старые друзья, у которых есть что вспомнить. Умилительное детство, бесшабашную юность и одну на двоих родину - страну, которой больше нет на карте мира. И это ни хорошо, ни плохо. Просто нет - и «...ни тропы, ни ключей, только дверь в навсегда...»

«Рождённый в СССР» для тебя это исторический факт или самоощущение?

- Я родился весной в Днепропетровске, воспоминания детства - это цветущие майские деревья, молодая, смеющаяся мама, немного строгий папа и невероятная красота вокруг. Это рыбалка с дедом, это бабушкины сказки перед сном, это детский садик с первым трёхколёсным велосипедом, это игры в войнушку с пацанами и с дружбой, в которой казалось, что всё - навсегда. Это девочка, всё в том же детском садике, за которую почему-то хотелось отдать геройски жизнь в бою, это первый гребок по воде, когда не захлёбываешься, а уже плывёшь! И... во всём этом - ожидание неизвестной и огромной жизни впереди!

Для меня, когда я думаю о детстве, вот этот ряд воспоминаний всегда перед глазами. И ничего больше. Я, конечно же, как обычный ребёнок, был ограждён от чего-то связанного с государством и политикой. Я совершенно недавно узнал от своей мамы, что, оказывается, во время моего детства были сложности с продуктами. Мы ведь в детстве не знаем, откуда берётся картошка или конфетка у тебя кармане. У меня были прекрасные родители, бабушки и дедушки. Дедушки, которые вернулись с войны, мне мало чего рассказывали о ней. Но они брали меня с собой на рыбалку, рассказывали удивительные вещи о космосе, о дивных дальних странах, где они сами не были, но где мы обязательно должны побывать! Мир моего детства, в котором я жил, он прекрасен, и этот мир я не разрушаю и живу с ним в памяти до сих пор.

Мальчишки твоего поколения мечтали стать носителями героических профессий: космонавтами, пожарниками, лётчиками. Кем ты хотел стать?

- На протяжении жизни, с самого её начала есть люди-маячки, люди-знаки, по сигналам которых ты идёшь. Конечно же, это твои родные, знакомые, из круга которых образуются твои друзья. Также это люди, с которыми ты не знаком, но о которых узнавал из книг или телевизора, а позже - магнитофонных кассет, например. Я появился на свет на следующий год после первого полёта человека в космос, и поэтому, конечно, как и у всех мальчишек того времени, у меня была мечта - авиация, космонавтика и обязательно освоение космоса, конечно же, вместе с Юрием Гагариным - первым космонавтом Земли. Кстати, позже я закончил университет и защитил диплом по специальности «инженер-механик по беспилотным летательным космическим аппаратам», так что, возможно, ещё слетаем! О кумирах детства - это космонавты, мореплаватели и, конечно же, футболисты. Сначала, пока жили в Днепропетровске, с отцом ходил на «Днепр», знал всех игроков, дома - фотки команды, вырезки со статьями из газет. Когда переехали в Киев, то, конечно же, «Динамо». В футбол и сам играл за город. А первая трагедия, которую я прочувствовал в детстве, была связана с тем, что однажды в маленьком телевизоре я увидел страшную картинку прощания с погибшим космонавтом. Это была гибель «Союза-1» и космонавта Владимира Комарова. И я помню, как плакали и родные, и соседи. А ещё я помню то ощущение пустоты. Это было невероятное горе, как будто я и мои близкие потеряли своего, родного. Мои родственники тогда были все ещё живы, и я впервые почувствовал, что ушёл кто-то из близких. Таким тогда было моё ощущение страны, как семьи.

Сейчас модно, особенно у политиков, в воспоминаниях о том времени рассказывать, как кто-то был изгоем, потому что не хотел вступать в комсомол, быть пионером, октябрёнком. У тебя была такая история?

- Нет, у меня всё совершено обычно складывалось. И понятно, что эти организации я не связывал с политикой. Я был октябрёнком, потом очень хотел стать пионером - игры в «Зарницу», сборы спортивные разные, костры, всё это было интересно и притягивало. Когда принимали сверстников в пионеры, мы с родителями из Днепропетровска переезжали в Киев, переехали - а здесь уже одноклассников, большую их часть, приняли, ну и меня потом уже с оставшимися. У меня прекрасное воспоминание об этих годах - это же детство! Из школы я ушёл после восьмого класса в специализированную городскую группу по футболу, среднее образование мы получали в ПТУ, и всё никак времени не хватало, то тренировки и сборы, то игры, поэтому в комсомол поступил не сразу. Но в то время для меня это уже было скучное сообщество! Потом была юность и взросление. Юность - это, прежде всего, отрицание, отрицание почти всего того, что видишь. Юность всегда революционно настроена, и это нормально. Юность моя была полным отрицанием того, что я видел вокруг, с поиском «альтернативных источников питания и существования в открытом космосе» - во всём! Это поиск книжки, которую не в школе выдают, а самиздатовской, юность - это пластинки с чёрного рынка или кассеты не из магазина, а где-то подпольно записанные. Юность - это желание выпить стакан портвейна втайне от родителей, это рок-н-ролл, который тоже был секретом и тайной. И если детство для меня было частью «Незнайки в Солнечном городе» - моей любимой сказки, то юность - это уже совсем другая история. Безбашенная, ершистая, революционная, босяцкая. История, которая стремительно пронеслась по моей жизни и которую я сейчас вспоминаю с улыбкой. Всё было: драки, скользкие крыши домов, ножи, задержания правоохранителями и много всякого и разного. Всего этого было через край, и сейчас я благодарю Господа, что остался живой!

Олег, а какая музыка, литература формировали твой вкус, у тебя были кумиры?

- Среди музыкантов первыми, чьи записи я услышал, были The Doors и Pink Floyd. А когда у моего лучшего друга детства Коли Корсунова появились бобины Высоцкого, «Машины времени» и «Воскресения», у меня тут же появилась первая гитара. Мне очень нравился Алексей Романов и группа «Воскресенье». Сейчас это один из ближайших моих друзей. А тогда я его плёночки с записями находил, переписывал и пел, конечно же. Для меня счастье огромное - дружить с этим человеком. Немного позже половину неба для меня занял Юра Шевчук и «ДДТ», мы очень сдружились! Журналы, которыми я тогда зачитывался, - «Новый мир», «Иностранная литература». Книга, которая меня потрясла, - перепечатанный на каком-то аппарате и выданный мне на три дня роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита», после прочтения которого я сразу же стал искать Библию. И нашёл - не мог не найти, это была для меня необходимость тогда. А любимые книги из юности - это Пушкин и Гоголь, Булгаков и Достоевский, немного позже Сковорода и Бердяев. Иосифа Бродского читал, по-моему, всегда. Обычные маячки для советского юноши. А если говорить о кумирах, то все они остались в детстве.

Но в какой-то момент ты понял, что будешь музыкантом. Что или кто повлиял на твоё решение?

- Пока я слушал The Doors и Pink Floyd на английском языке, мне и в голову не приходило, что я могу это делать. Это было божественно и космически далеко. Но когда я услышал «Воскресение», «Машину», Майка Науменко - меня зацепило то, что это можно делать на родном языке, и захотелось делать этот рок! И дальше уже были первые попытки создания рок-групп с ребятами со двора. Гитара, кастрюли вместо барабанов - обычные дворовые музыкальные опыты того времени. А уже в университете это были полноценные группы, с аппаратом и концертами для своих. Я учился в Днепропетровском государственном университете на физико-техническом факультете, и там мы вместе с другом Пашей Федосеевым создали первую нашу рок-группу, писали свои песни и даже уже ездили по полуподпольным концертам и студенческим фестивалям. Потом вернулся в Киев, и однажды в 1990 году нас пригласили на фестиваль, который организовывали люди из культовой программы «Взгляд». Это была ТВ-программа, которую смотрела вся страна, и если тебя показали сегодня в программе «Взгляд», завтра ты становился известным миллионам людей. Ты сразу попадал в эту обойму и, как барон Мюнхгаузен, незримо садился в пушку и тут же попадал «на Луну». Вот и мы тогда попали на такой фестиваль, где и познакомились с «ДДТ».

Правда, что именно Шевчук придумал название вашей группе?

- «Братьев Карамазовых» придумал всё же Фёдор Михайлович Достоевский, а Юра действительно предложил нам так назваться. Возвращаясь к «Взгляду», я хочу напомнить, что это было начало новой эпохи в жизни страны - им закончилось время, когда на всю страны была одна газета «Правда» и ещё парочка, один телеканал, одна радиостанция, а всё остальное - это были самиздаты и разговоры о жизни на кухне. Поэтому, когда разрешили этим парням выйти в прямой эфир и рассуждать на какие-то темы, это было не просто круто, это было как полёт Гагарина в космос. Народ начал узнавать не только о своих реально великих свершениях, но и правду о революции и ГУЛАГе, о голоде и о политических репрессиях. Поэтому «Взгляд» и стал программой культовой, так как появился вовремя и открыл людям глаза и души, на многое. Как и рок-музыка, рок, который был невероятно крут и востребован тогда, по тем же причинам. А сегодня... Я и сам играю его редко, так как почти обо всём сказано и сыграно. А повторяться достаточно скучно. Хотя всегда ждёшь новые слова и звуки, надеюсь, они ещё родятся!

А что ты сейчас думаешь о том времени, о перестройке, о развале Союза сейчас, спустя двадцать пять лет?

- Это было время, которое Виктор Цой назвал одним словом: «Перемен!», ну а политики по-своему - перестройкой. И когда я спустя годы увидел студентов на Майдане, то вспомнил свою юность и то время. Неприятие окружающей тебя действительности - это юношеская норма в каждом поколении. Другое дело, что этим чувством юных душ всегда манипулируют опытные взрослые, но это уже о другом. Но я это чувство пережил в полной мере - когда «перемен требуют наши сердца». Я переживал процессы, которыми жила тогда страна, со всем своим юношеским максимализмом. Я сильно желал этих перемен, не понимая до конца их сути. Хотелось находиться на острие событий, отражать это в творчестве, добиваться идеального на Земле. Мы все с радостью прыгали на развалинах страны, иногда пытаясь всматриваться в будущее, которого не знали. Сейчас я понимаю, что ломать - не строить. Я думаю, что мудрее тогда было бы не ломать, а менять. Эволюция - это всегда природное и живое. Любая революция - это разрушение и смерть, и в любой революции всегда в основе торчит Ленин и ему подобные чуваки, которых я никогда не принимал и принять не могу. А в любой эволюции - всегда трава зелёная прорастает даже через асфальт, цветок растёт, солнышко светит, люди новые рождаются в любви... Хотя, понятно, и сорняков растёт много всегда. Но всегда же есть здоровое, плодоносное и то полезное, что человек может взять для себя. Я, как и многие, понимаю, что людей убивать нельзя и разрушать - это против всякого смысла, но мы же видим, что во все времена революции творили одни, и часто с идеальными помыслами, а другие по их спинам залазили во власть и продавали страну. Очень похожую историю, которую я видел в конце 80-х и начале 90-х, мы переживаем и сейчас, страну ломают точно так же, наживаясь на людской беде.

А тогда было ощущение, как в песне у твоего друга Юрия Шевчука: Ты вчера был хозяин империи, а теперь сирота?

- Ну, это Юрий Юлианович с иронией, ему присущей, пел! Я никогда не ощущал себя хозяином империи и не говорил от имени поколений. Я всегда говорил от себя и максимум - от «нашей маленькой стаи», небольшого количества близких мне людей. При этом я всегда ощущал себя частью чего-то большого, неведомого. Догадываюсь, что это чувства сакрального порядка, когда душа-христианка ощущает себя крошечной частью огромного, бескрайнего Царства Господнего, которое не имеет границ земных, и империя для душ там другая совершенно.

Двадцатый век можно разложить чуть не по пятилеткам, таким насыщенным и разным он был. Было поколение переживших крах Российской империи и ужасы Первой мировой, а затем гражданской войны, были знакомые нам военное и послевоенное поколение - шестидесятники, яркое культурное явление. А вот твоё поколение - родившихся в 1960-е, переживших развал СССР - какая у него особенная черта?

- Ощущение сопричастности к большому народу для меня с детства было не искусственным, не книжным. Отец имел огромное количество друзей. Если в доме были мандарины, я знал, что в гости к нам приехал папин друг из Грузии. Какие-то якуты с Севера к нам приезжали, молдаване с вином. Мы часто гостили у родительских друзей. Для меня с детства это было совершено нормально - такой замес разных народов и людей. У меня всегда было такое чувство, что все мы одна большая семья. И все проблемы в семье были общими. Я не ездил на БАМ и не воевал в Афганистане. Но у меня были друзья, которые строили великие магистрали, а во время войны мы всем двором хоронили парня по кличке Рыжий, погибшего в Афгане. Так сложилось, что наше взросление совпало с концом той страны, в которой мы родились. Хорошо это или плохо - не знаю, но так сложилось. Чьё-то поколение победило в войне, чьё-то подняло страну из руин, во время моего поколения одна страна закончилась, а начала рождаться другая, но тоже моя! И поэтому наше поколение отвечать будет уже за ту страну, которую мы знаем сегодняшней Украиной, за неё спросят наши дети и внуки. А за СССР? Наверное, тоже спросят, но в меньшей степени. Я половину своей жизни прожил в Украине Советского Союза, а полжизни - в независимой Украине. Есть что сравнивать. Всегда, в любой стране, при любом государственном устройстве, в любом времени есть и хорошее, и плохое, были и есть великие люди, и, увы, были и есть негодяи. Всегда и везде была несправедливость, и всегда была жажда света и правды, и человеку всегда нужно в первую очередь смотреть в себя, менять сначала самого себя. Надо стараться жить по совести, а вот это и просто, и трудно.

Скажи, а ты ощущаешь конфликт поколений? Поколения рождённых в СССР и поколения появившихся на свет в 1990-х, уже на обломках рухнувшей империи? Если да, то в чём он?

- Я в 1987 году закончил университет, после по распределению отработал три положенных года, и с тех пор моя жизнь связана только с творчеством. Может, если бы я был банкиром, или полицейским, или депутатом, мне была бы понятна какая-то иерархия отношений и конфликт между поколениями. А в моей жизни я знаю, что в каждом поколении «...есть люди близкие и есть дальние, но все родные», как говорил Блаженнейший Митрополит Владимир.

Тебе легко общаться со своими сыновьями?

- Легко. У нас много общего. Нам легко говорить на любые темы. У нас нет границ и определений - кто старший по званию. И компании у нас часто общие. Все мы с бородами, все ходим в кроссовках и джинсах, читаем одни и те же книги. И в этой истории - с разницей в возрасте - у нас нет конфликта.

А может, и нет никакого конфликта поколений? Может, мы просто бухтим по-стариковски?

- Моё поколение ещё петляет по сегодняшним дорогам, и я обижу многих, если начну от имени поколения подводить какие-то итоги. Что касается лично меня, то я никаких конфликтов между людьми разных возрастов не переживал никогда. Например, в Самтредии под Кутаиси я, будучи тридцатилетним, сутки пил вино с дедушкой Амираном, которому тогда было сто четыре года, и мы с радостью и взаимным интересом говорили на разные темы, смеялись и печалились, и ощущали себя ровесниками. Мои сыновья и их друзья всегда вместе с моими друзьями, а пока был жив мой отец, я всегда был в кругу его друзей. Мне повезло, о конфликтах поколений я знаю только из книжек.

Чем однозначно плох был совок - массовым отступлением отверы. Как у тебя в семье обстояло дело с религиозным воспитанием?

- Крестили меня сразу после того, как забрали из роддома. А о Боге мои первые воспоминания - из дома моего отца. Весь дом у его родителей был заставлен иконами, и я, конечно же, расспрашивал о тех, кто на них изображён. Также меня очень удивляло, что бабушка Ира, когда гостила у нас, каждое утро и вечер становилась на колени и молилась. Я молчал до поры до времени, и однажды, когда её приезд совпал с очередным полётом наших космонавтов и сообщением об этом в новостях, я не сдержался и съехидничал на эту тему: «Ну вот, баб, наши слетали, а космос мёртв, там пусто, Бога нет...» Она ничего мне не ответила, посмотрела как на хворого, а мне стыдно по сей день. Потом уже, в юности, помнится, постоянные статьи в комсомольских газетах о бедных закодированных юношах и девушках, которые ходят в церковь и всякое разное, при этом я ходил с друзьями несколько раз на Пасху, родители чего-то там ворчали, но отпускали. Менты тоже вроде как молодёжь не пропускали, но пройти можно было. Меня тогда это не сильно волновало. Так, вроде как есть что-то, но не обо мне. Но уже думал, кто я, куда я, и крестик нательный я носил, уж не помню с каких дней. На церковь я обратил внимание, когда у нас директором работал Саша Мироненко - это вторая половина 1990-х. Мы ездили в его машине постоянно, он заезжал часто в Ионинский монастырь, помогал братии понемногу, ну и я вслед за ним, но пока так - только вслед, ничего серьёзного. Сейчас уже Саша Мироненко священник - отец Александр, служит в деревне недалеко от Чернобыля, молодец отец! Многие мои друзья и товарищи идут за Господом. И душа радуется за них. Мой друг Стас Початуха, когда-то музыкант нашей группы, сегодня служит в Киевском Свято-Пантелеимоновом монастыре звонарём. Лет десять назад, в очень тяжёлое для меня время, он открыл мне Иоанна Кассиана Римлянина, святителя Феофана Затворника, святителя Игнатия Брянчанинова, которые дали мне лекарство для жизни.

Твои друзья-музыканты Шевчук, Кинчев, Бутусов, кумиры миллионов, заговорили о вере со сцены. И это была проповедь, имевшая огромный резонанс. У тебя было ощущение, что сцена - это твой гражданский амвон и надо говорить о том, что тебя волнует в первую очередь: о вере?

- Многих своим творчеством и примером к облику человеческому ведут Юрий Шевчук, Константин Кинчев, Вячеслав Бутусов, Пётр Мамонов, которые сами пережили много всего и разного. Я гораздо позже них пришёл к вере, поэтому они в этом смысле - люди для меня знаковые. И то, что они делали и делают, для миллионов их поклонников - действенная проповедь. Я вот в этом году в июле, в канун Дня Крещения Руси, с Крестным Ходом по Киеву прошёл. Сто тысяч народу! Душа так трепетала и ликовала! А люди шли три недели по всей Украине, из Почаевской и Святогорской святых лавр, по жаре в плюс тридцать. Я когда их увидел, всех обнять хотел, до слёз - у них лица радостью Христовой светятся! Идут, молятся, за страну молятся, за мир, за любовь между людьми. Там человек ко мне подошёл, говорит: «Я из Хмельницкого, мой сын в храм начал ходить после вашего с Шевчуком концерта* ко Дню Крещения Руси в 2008-ом». Так что и мы, грешники, если дело хорошее, не зря хлеб жуём! (Смеётся.)

День Крещения Руси был придуман как всенародный праздник вот буквально здесь*, в этой комнате, где мы сейчас говорим с тобой.

- Это было 14 августа 2006 года. В тот день я не собирался в храм, ехал на репетицию и как-то спонтанно повернул в сторону Голосеевского монастыря. Зашёл в монастырь, встретил настоятеля монастыря, отца Исаакия, поговорили, и тот прощаясь поздравил меня с Днём Крещения Руси. Я помнил, как торжественно и мощно праздновали тысячелетие Крещения Руси в Киеве в 1988 году, и потому спросил - как сейчас празднуете, отче? «Да никак», - ответил батюшка. Я был очень удивлён, и уходя, сказал: «Хорошо бы такой день праздновать...» Через несколько дней мы с батюшкой снова вернулись к этому разговору. В Голосеевском монастыре у его настоятеля архимандрита Исаакия тогда собирались мы - хорошие знакомые и друзья: Юра Молчанов, Алексей Омельяненко, Василий Горбаль, Володя Рябика, Влад Ряшин, Вадим Романенко. Мы начали говорить и готовить проект по зарождению новой традиции - ежегодного празднования Дня Крещения Руси. Обратились к церковному начальству за благословением. Блаженнейший Митрополит Владимир благословил наше начинание, и уже в 2007 году в День Крещения Руси впервые в наше время был проведён праздничный молебен и крестный ход от Киево-Печерской лавры к Днепру, где было освящено место, а позже построена церковь в честь этой великой даты. У стен лавры на Певческом поле был проведён большой праздничный концерт, который открыл своим приветствием и благословением Блаженнейший Митрополит Владимир, и в котором участвовали лаврский хор, Нино Катамадзе и её группа, Юрий Шевчук и «ДДТ», «Братья Карамазовы». На сцену подымались богословы и историки, рассказывающие публике о времени, смысле и значении киевского, днепровского Крещения Руси. Отпраздновать тогда собралось более семидесяти тысяч людей, много молодёжи. Получилось! В том же году с Владом Ряшиным, Валерием Бабичем и компанией «Стар Медиа» мы сняли анимационный фильм «Сказание о Крещении Руси». С тех пор этот праздник отмечается ежегодно на всей канонической территории нашей Православной Церкви.

В этом году и Дню Крещения Руси, и крестному ходу пытались навешать политических ярлыков, не пускали мирное шествие в крупные города. Твои ощущения от прошедшего?

- Этот год был очень сложным, трагичным. Именно поэтому не надо было никаких праздничных концертов и пышных торжеств. Льётся кровь, и потому так важна молитва Господу, молитва каждого и всего народа. Крестный ход, который прошёл по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Онуфрия по всей стране, - молитвенное шествие народа за мир - это как раз то, без чего сегодня нельзя. Это и стало смысловым наполнением празднования великого события в этом году. Я шёл с крестным ходом, и это такая радость! Знаешь, с чем можно сравнить? С тем, когда священник впервые на пасхальной всенощной, стоя перед храмом, возглашает: «Христос воскресе!» И в душе после этих слов появляется такая радость неземная - «Воистину воскресе!». Эта радость покаяния, благодать прощения и любви была между людьми в праздновании Дня Крещения Руси в этом году, и казалось, Сам Господь шёл с людьми по улицам Киева. Я желаю себе и всем любви к Богу и людям, знакомым и незнакомым, любви всегда!

* Концерт состоялся в рамках праздничного тура «Братьев Карамазовых» и «ДДТ» по Украине к 1020-летию Крещения Руси в 2008 году. - Ред.
* Беседа состоялась в Киевском Покровском Голосеевском монастыре. - Ред.

http://otrok-ua.ru/sections/art/show/o_konfliktakh_pokolenii_ja_znaju_tolko_iz_knizhek.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Стешенко-Григорьева
Живая вода пустыни
Монастыри Палестины
01.10.2016
Не герой
12.09.2016
«Хочу очиститься страданиями»
Надежда Стешенко-Григорьева
02.03.2016
Все статьи Надежда Стешенко-Григорьева
Бывший СССР
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
О генерале армии Иосифе Родионовиче Апанасенко
19.11.2024
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Полемика Анатолия Степанова и Романа Илющенко
18.11.2024
Колчак – предатель России или герой?
К 150-летию со дня рождения правителя России
18.11.2024
День памяти святителя Ионы, архиепископа Новгородского
Сегодня мы вспоминаем избрание Всероссийского Патриарха, которым стал митрополит Московский Тихон (Беллавин)
18.11.2024
Все статьи темы
Александр Сергеевич Пушкин
Все статьи темы
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08