Святость в главной роли

0
499
Время на чтение 8 минут

Её спектакли о святых собирают полные залы. Чтобы сыграть у неё в постановках, актёры прочитывают тома религиозной литературы. А зрители после премьер открывают - иногда впервые в своей жизни - творения святых отцов.

«Отрок» побывал на спектакле «Отрада и утешение (страницы жизни Сони Гринёвой)» и спросил у автора, как получается рассказывать о новомучениках настолько пронзительно. «Революционную» тему номера закрывает актриса и режиссёр киевского Нового театра на Печерске Елена Лазович.

- Елена, как ваша жизнь впервые пересеклась с театром, и когда вы поняли, что станете актрисой?

- В третьем классе я сыграла Кошку в «Кошкином доме». Папа подошёл и сказал: «Ты держалась хорошо, свободно, не смущалась». У нас такая патриархальная семья, папа любящий, но строгий. И вдруг так меня похвалил... Не будь тогда этой поддержки, я бы, наверное, не стала актрисой. А так папино одобрение дало мне путёвку в жизнь и сыграло ключевую роль в выборе профессии.

Потом я очень много думала над тем, как можно рассказать всем людям, что есть добро на свете. Мы жили на Севере, в посёлке Северо-Эвенск Магаданской области, из окна было видно Охотское море. И вот я часами сидела на подоконнике и думала, думала. И придумала. Самый подходящий вариант рассказать о добре - это театр. Все собрались, сидят и тебя слушают. И ты можешь выйти и сказать: да, добро есть!

Но как же мне попасть в этот театр? Ведь красотой и талантом я не отличаюсь... И решила, что и не очень красивые актрисы играют разные роли, а талантливой можно притвориться. Приехала поступать в ГИТИС, все экзамены сдала на пятёрки, а на последнем собеседовании мне вдруг поставили двойку. Видимо, надо было кого-то отчислить.

Чтобы не возвращаться домой, я поступила в Московский институт культуры на библиотечный факультет. Потом приехала к бабушке в Киев и увидела объявление о наборе в студию «Чёрный квадрат». Тут же бросила институт в Москве и поступила в студию.

«Чёрный квадрат» воспитал во мне абсолютную сценическую свободу. И через год я уже стала студенткой Киевского театрального института имени Карпенко-Карого. На базе нашего курса у Николая Николаевича Рушковского и был впоследствии организован Новый театр на Печерске, где я до сих пор и служу.

- Повлиял ли на отношение к профессии ваш приход к вере?

- Помню, мой духовник вздыхал, молчал, не понимая, что и зачем я вообще делаю в театре. А потом я поехала в Почаев и там купила книжечку - особую подборку рассказов Антона Чехова. Пришла с этой книжечкой к духовнику, а он так строго: «О чём?». «О мудром, добром, вечном», - отвечаю. «Скрипя сердцем», он благословил. Так появился спектакль «Святой ночью».

Представьте, пасхальная ночь. Монах Иероним работает паромщиком на переправе. И случайному путнику рассказывает, что накануне Пасхи умер его друг - монах Николай, который писал акафисты. Всю дорогу вспоминает, как тот красиво умел слова подбирать, какой у акафистов слог... Этот спектакль я посвятила убитому на Пасху оптинскому иеромонаху Василию (Рослякову). У меня была мечта: встретить того, кто знал отца Василия лично. И спустя десять лет, на краю света - на Севере, в доме своих родителей, совершенно неожиданно я повстречала такого человека, и он мне о батюшке много всего рассказал. Для меня это было настоящим чудом.

Но вернёмся к спектаклю. В «Святую ночь» вошли несколько чеховских историй: мы их объединили вокруг парома. Герои рассказывают каждый о своём, а в финале они вместе плывут на пароме после пасхальной монастырской службы. Этот спектакль очень нравился режиссёру Александру Столярову, он всё хотел снять по нему фильм.

- Вы же снимались у Столярова?

- И снималась, и озвучивала его фильмы. Саша был моим другом. Это вообще был мой режиссёр, он снимал мою душу. Я всегда была у него красивой... Слава Богу, что на моём актёрском пути встретился такой человек. Как он любил своих актёров, как он умел снимать! На первую съёмку меня привела знакомая артистка, и Столяров утвердил мою кандидатуру без проб. Когда я спросила, почему он взял даже без кастинга, Саша ответил: «Ленка, какой кастинг? Неужели ты думаешь, что Бог мне хуже человека пошлёт, чем я сам выберу?». По такому принципу он жил.

Вообще, знаковый был человек. А на моём режиссёрском пути главным стал художественный руководитель нашего театра Александр Владимирович Крыжановский. Его система заключается в том, что актёр сам выбирает себе роль, и она воспитывает в нём актёра-режиссёра. Он возглавил наш театр и никогда не препятствовал моим идеям.

- Кстати, как в театре отнеслись к вашему предложению поставить спектакль о святых? Ведь кассовый сбор - упрямая вещь...

- Опасения, конечно, были. Но, слава Богу, зал был полным.

«Отрада и утешение» - спектакль о настоятельнице киевского Покровского монастыря преподобноисповеднице Софии (Гринёвой). Перед этим была постановка ещё об одной удивительной святой - преподобномученице Елизавете.

- Святые Елизавета и София - почему именно они?

- Не мы выбираем, нас выбирают. Новомученики нам по времени ближе всего, они почти наши современники. И, наверное, именно их молитвами мы сейчас имеем возможность свободно ходить в храмы.

Меня в своё время потрясло письмо матушки Елизаветы к отцу, где она просила благословение на принятие православия. Она говорила о православии так, как чувствую я. Внучка английской королевы, принцесса Дармштадтская, Елизавета вместила в себя всё лучшее, чем обладала европейская культура. Долгие годы скрупулёзно, с немецкой педантичностью изучала православие и совершенно осознанно пошла на этот шаг.

И ещё одна деталь меня зацепила. Когда подняли тела Алапаевских мучеников, увидели, что голова князя Иоанна перемотана апостольником матушки Елизаветы. То есть, шахту взорвали, и преподобномученица, сама раненая, оказывала помощь. Такой вот пример служения ближнему до конца. Этот апостольник мне никогда не давал покоя...

Но если жизнь матушки Елизаветы - сама по себе высокая драматургия: убийство мужа, прощение убийцы, то у матушки Софии всё как-то тише, спокойнее. И я боялась, что спектакль не найдёт у зрителя такого отклика. Но однажды в Печорах, по молитвам отца Иоанна (Крестьянкина) (его я тоже считаю исповедником), в день его кончины, который как раз приходится на праздник новомучеников и исповедников русских, я вдруг чётко поняла одну вещь. За матушкой Софией стоят все новомученики, просиявшие на нашей земле в годы репрессий. Её история - это история тысяч, миллионов. Поэтому в финальной сцене у нас идут фотографии святых, которые последуют за ней: и матушка Елизавета в этом сонме, и царственные страстотерпцы.

- Ладно, один, два спектакля... Но как руководство отнеслось к вашей идее создать целый цикл о святых?

- Мученически! Но проект «Киевские святые жены» мы начали по благословению Блаженнейшего Митрополита Онуфрия, и в театре все с интересом и пониманием отнеслись к этому эксперименту. Слава Богу, продолжаем экспериментировать до сих пор. Зритель идёт, а значит, есть для кого работать.

- А для какого зрителя вы работаете: для воцерковленного или неверующего?

- Я всегда ставила себе задачу, чтобы человек, пришедший на спектакль, - неважно, воцерковленный он или нецерковный совсем - не ушёл из зала равнодушным, чтобы спектакль тронул его душу. Только лишь на людей верующих я не ориентировалась. Но тем радостнее видеть, когда они приходят и приводят своих друзей. Были у нас и епископы, и священники, и монахи.

Но самым строгим зрителем, наверное, стала для меня матушка София из Покровского монастыря, постриженная в честь преподобноисповедницы Софии. Она книгу писала о святой, и я очень боялась, что «Отрада и утешение» ей не понравится. Но сестра София одобрила.

Следующий спектакль готовим о матушке Анастасии, тоже из Покровского монастыря.

- Продолжение цикла «Киевские святые жены»?

- Да. Эти святые для меня уже как родные люди. Поскольку я сама женщина, вот и женские судьбы мне ближе. Все разные, у каждой свой крест и свой подвиг.

Есть дева - Иулиания, совсем девочка ещё; есть исповедница - матушка София; есть матушка Димитра, прошедшая войну, раненная, потерявшая мужа, женщина-жена. Есть женщина-мужчина - матушка Досифея, которая тайно подвизалась в мужском монастыре, жила в пещере. Есть матушка Олимпиада Арзамасская. Она с детства мечтала попасть в Киев. Ей явились преподобные Антоний и Феодосий Печерские и сказали: «Ты наша». Человек прожил всю жизнь с мечтой о Киеве, и только уже совершенно недвижимую её переносят сюда на руках, она умирает в Лавре и становится киевской святой. Я так благодарю её за эту любовь к моему городу, которую я, живя здесь, не чувствую так, как она. В её лице - вся древняя Русь. Все паломники за ней стоят - как за матушкой Софией исповедники. Русь, которая пешком, больными ногами идёт в Киев.

Или тихая монахиня Елена Флоровская. Мечтала о монашестве, и ей оно не сразу давалось, но какой кроткой она была! Вот такой сонм разных женских судеб и путей к Богу.

Есть у меня мечта сделать спектакль о княгине Ольге. Ольга - это Византия, корни нашего православия. Представьте, человек поехал из бревенчатого низкого сруба и попал в древнюю Софию Константинопольскую. Увидел эти светящиеся золотые фрески, это небо на земле. Женщина, которая встретилась с древней византийской православной культурой и привезла её сюда. Святой князь Владимир всего этого не видел; заморские гости могут хоть сто раз рассказывать, что такое Византия, но Ольга поехала и восприняла всё сердцем. С неё всё началось. Для меня она - женщина-бабушка, тот «белый платочек», который веками хранит веру на нашей земле.

- Ваш новый, премьерный спектакль: почему Достоевский, почему именно Алёша?

- Это очень личное, из детства. Роман «Братья Карамазовы» я прочла в 13 лет, и он, наверное, всё определил в моей дальнейшей жизни. Именно тогда решила, что стану актрисой. Всё нравственное, серьёзное, все мои мысли о Боге - из этого романа.

А Алёша в моей жизни главный герой. Хотя, с точки зрения драматургии, он совсем не герой. И в этом - колоссальная проблема. Он не герой, он - праведник. Он сокрыт в себе. Он как зеркало, всегда кого-то отражает. Его поступки косвенны. У всех действующих лиц километры монологов, а Алёша стоит и молчит. Это мука была! И я очень благодарна Богу, что послал мне двух замечательных молодых актёров на эту сложную роль.

- То, что вы сегодня делаете в театре, - это некое личное покаяние или для вас это - миссия?

- Поначалу, конечно, я ставила себе миссионерские задачи. Думала, вот, делаю что-то для людей, для Господа Бога нашего. А сейчас понимаю, что всё это нужно исключительно мне самой. Господь просто смилостивился надо мною: артистка, так артистка. Я не молитвенница, только так вот и могу молиться, что-то понять для себя. Просто беру и читаю жития святых вслух.

Отрок

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Надежда Стешенко-Григорьева
Все статьи Надежда Стешенко-Григорьева
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08