Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с участниками VII Международного фестиваля «Вера и Слово»

Новости Москвы  Пастырская проповедь 
0
239
Время на чтение 18 минут
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с участниками VII Международного фестиваля «Вера и Слово»

25 октября 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками VII Международного фестиваля «Вера и Слово».

Хотел бы сердечно всех вас приветствовать. Рад тому, что вы в столь большом количестве собрались сегодня здесь, в Храме Христа Спасителя. Это означает, что наша информационная работа, новаторская в истории Церкви, вступила в ту стадию своего развития, когда можно констатировать, что начальный, организационный этап уже позади, как и формулирование основных направлений деятельности. Остается еще много вопросов и проблем, что естественно для такой огромной Церкви и большого количества епархий, но тот факт, что почти 500 человек вовлечены профессионально в информационную деятельность, свидетельствует о том, что последняя действительно становится очень важным фактором церковной миссии.

Прежде чем поделиться с вами несколькими мыслями относительно информационной работы, скажу, что только что посетил фотовыставку о недавнем крестном ходе на Украине. Всматриваясь в эти фотографии, я понимал, что за ними стоит. Иногда нам не хватает мужества, чтобы сказать в глаза правду, чтобы отстаивать ее перед теми, кто враждебен Церкви. Нас что-то шокирует и даже пугает. И какой же подвиг был совершен народом, который, несмотря на провокации, трудности, запреты, опасности, под дождем и под палящим солнцем шел из Святогорской лавры, из Почаевской лавры в Киев, мать городов русских, в Киево-Печерскую лавру! Я видел удивительно спокойные лица. Никакого озлобления и ожесточения, никаких политических лозунгов - крестный ход выражал саму суть Церкви, неразрывно связанную с осуществлением христианских заповедей, с жизнью по Евангелию. И если крестному ходу пытались мешать, значит, против него восстали «мироправители тьмы века сего» (Еф. 6:12), ведь кто еще мог бы в добром уме и ясном сознании противиться миссии мира? Восставали именно на духовную, молитвенную акцию, а борьба с молитвой и верой всегда проистекает от «духов злобы поднебесных». Считаю, что крестный ход в Киев был великой милостию, знаком благоволения Божия к нашей Украинской Православной Церкви, к украинскому народу и свидетельством о том, какой должна быть миссия Церкви в нашем разделенном противоречиями мире.

Мы живем в эпоху переизбытка информации. В окружающем нас информационном поле пересекаются различные интересы, различные убеждения, не только идеологические, не только мировоззренческие, но и чисто практические, коммерческие, политические, а вместе с ними - человеческое тщеславие и самоутверждение. Информационное поле - это взрывоопасное пространство. Каждый может легко в него вступить, но ведь и заминированное поле выглядит замечательно, если не знать, что в землю заложено. Подорваться на минном поле очень просто, если нет миноискателя. А если перевести все это в иные категории, в которых я бы и хотел говорить, то нужно чутье, точнее, способность различения духов. Собственно говоря, Церковь - это и есть сила, способная в своей полноте различать духов. Почему это так важно? Потому что на минном поле и самому взорваться можно, и других ранить, принести много зла и себе, и окружающим. Так что нужно быть максимально осторожным, с тем чтобы иллюзий не возникало, как все легко и просто в информационной сфере. Ведь как бывает? Ставятся «лайки», - включается чувство тщеславия, уверенности в себе: значит, людям нравится, значит, я становлюсь популярным, значит, у меня правильный образ мыслей и способ их выражения. А мысли могут быть совершенно неправильными, но человек, увлеченный виртуальной поддержкой, теряет жизненные ориентиры.

В далеком 1968 году в городе Уппсале, в Швеции, проходила IV Генеральная ассамблея Всемирного совета церквей. Я был самым молодым участником этого большого международного межхристианского съезда - мне был 21 год. Рядом со мной сидел пожилой священник из Соединенных Штатов Америки по имени Иоанн Туркевич, - сын митрополита Леонтия (Туркевича), который в свое время был женатым священником, овдовел, а потом стал главой русской митрополии в Северной Америке. Отец Иоанн был не только священник, но и выдающийся американский ученый-химик. Он всю жизнь проработал в Принстоне, участвовал в Манхэттенском проекте; это был человек огромных знаний и опыта, вместе с тем глубоко верующий. Значительную часть времени на этой ассамблее я провел в беседах с ним, и многое от него почерпнул. Именно ему принадлежат слова «умейте отделять сигналы от шумов», это он научил меня этой мудрости во время заседаний. Кто-то выступает, идет дискуссия, а я, по молодости, по рвению, по желанию все запомнить и проанализировать, непрерывно конспектирую. Вот он и смотрит на меня искоса и говорит: «Что это Вы делаете?» Я говорю: «Ну как же, надо записать, потом подумать». Он говорит: «Не надо все записывать. Внимательно слушайте и отделяйте шумы от сигналов». (Аплодисменты) Это мы хлопаем покойному отцу Иоанну. Это наказ, который меня сопровождает всю жизнь, и поверьте, очень помогает, особенно когда сталкиваешься с огромным объемом информации. Не нужно все запоминать и все воспринимать всерьез, - нужно отсеивать шумы. А что такое шум? Это пустые слова, произнесенные ради тщеславия, ради того, чтобы показаться остроумным, которые не несут смысловой нагрузки. Чем меньше внимания мы обращаем на шумы, тем больше своей энергии, своего внутреннего потенциала мы сохраняем.

Тем, кто помнит, как работали средства массовой информации в Советском Союзе, хорошо известно, что западные радиостанции обычно заглушались шумом. Как правило, сквозь эти «глушилки» их и слушали, потому что у государства была монополия на информацию, альтернативные точки зрения не допускались. (Как и сейчас в некоторых странах нет альтернативной точки зрения, а если она и появляется, то телестанцию лишают права пользоваться банковским счетом и так далее, то есть власти наступают на те же грабли, на которые когда-то мы наступили.) Так и в Советском Союзе народ потерял веру в средства массовой информации, потому что не было альтернативных точек зрения. Чтобы с ними ознакомиться, мы слушали сквозь шум, но никому же в голову не приходило на этот шум реагировать. Единственная реакция - отстраниться от шума.

Так нужно работать и в социальных сетях - не реагировать на шумы. Иногда по необходимости я в них бываю - шум составляет 99,9 или 100 %, однако нередко шум заворачивают в привлекательный фантик, прикрывают каким-то острым словом, на что человек реагирует, а этого-то и не надо, за этим - пустота.

Теперь перейду к теме, с которой у меня связан ряд вопросов.

Церковная информация, церковная пресса должны быть действительно привлекательными, а для этого они должны иметь достаточно яркое содержание, хорошую форму. Просматривая епархиальные сайты, я обращаю внимание на то, что большая часть - это формальные новости. Знаю, что у некоторых наших специалистов по церковной коммуникации очень критическое отношение к этому формату - мол, сплошные новости и фотографии архиерея, все это надо убирать, все это не нужно.

Я не вполне с этим согласен, ведь новости - это же церковная летопись! Вот летописцы в старину - разве они философские мысли клали на пергамент или на бумагу? Да нет же, они лишь фиксировали происходившее - но ведь сейчас цены нет этим свидетельствам! Поэтому в каком-то смысле наши информационные ресурсы - это летопись современной церковной жизни.

Но, с другой стороны, если есть только формальное отображение события, лишенное духовного, воспитательного, мировоззренческого комментария, то это, конечно, снижает значение такого источника информации. Очень важно, чтобы авторы, которые пишут на бумаге или входят с информацией в Интернет, всегда находили нечто, что помогало бы людям глубже понять смысл происходящего. Чтобы это не было плоским отображением события, ведь за каждым событием что-то стоит. Может быть, разглядишь не сразу, но если посмотреть на событие в контексте церковной жизни, то можно сравнить, чем, допустим, отличается нынешнее празднование от того, что было несколько лет назад. Ведь если сравнить, это же целая тема для повествования! Одно дело сказать: «Владыка съездил, послужил, помолился», и совсем другое - спросить участников: «А что было 30 лет назад в этот день? Как проходил этот праздник?» Такое интервью наполняет информационный материал очень важным мировоззренческим, историческим комментарием.

Я просто навскидку сейчас даю пример того, как, мне кажется, надо работать с информацией. Иногда это сделать невозможно - тогда спасибо и на том, что есть. Но если только отображение фактов из номера в номер, из публикации в публикацию, из интернет-сообщения в интернет-сообщение, то этого, конечно, мало, этого недостаточно.

Ну, а теперь, может быть, о самом важном. Конечно, актуальная информация строго ограничена рамками жанра, хотя, как я уже сказал, нужно и в эти рамки включать что-то такое, что помогало бы людям понимать самые существенные вопросы и темы, связанные с христианской жизнью, с христианским мировоззрением, с христианской верой. Но, в конечном итоге, можно очень многое делать, просто комментируя то, что вокруг нас. Иногда мы ограничиваемся исключительно церковной тематикой, а мимо нас проходят вопросы, связанные с культурной жизнью, с общественными событиями. Мы, конечно, не можем давать политических комментариев, потому что иначе мы станем политическим сообществом, но ведь мы можем предлагать духовный, мировоззренческий комментарий. Иногда Интернет просто разрывается от комментариев на те или иные события, связанные, в том числе, с присутствием Церкви в общественном пространстве. Листаю наши епархиальные сайты - как будто ничего не происходит (к сожалению, иногда так бывает и на наших телеканалах: ничего не происходит, никаких проблем нет). Есть только богослужебная жизнь, которая идет из года в год, но ведь неверно ограничиваться только ею! Возникает вопрос: а почему мы не касаемся сложных тем? Почему не даем свой собственный комментарий? Иногда нам кажется, что враждебные Церкви комментарии просто поглощают информационное пространство. Но ведь нас с вами здесь 500 человек, это же большая сила. Каждый может что-то сказать, как-то поучаствовать в этом дискурсе в рамках тех возможностей, которые у него есть. Я бы очень оценил более активное участие наших СМИ в обсуждении проблем на стыке церковно-общественных отношений, будь то область культуры, область отношений между полами, очень горячая сейчас тема абортов и всего того, что связано с сохранением жизни. Думаю, мы должны быть носителями соответствующих знаний и уметь свою точку зрения правильно артикулировать и передавать в информационное пространство.

Мне бы хотелось сказать несколько слов на тему милосердия, тем более что вы ее тоже обсуждаете. Конечно, «по тому узнают, что вы Мои ученики, если будете любовь иметь между собою» (Ин. 13:35). Как вообще возникла тема милосердия в ее нынешнем звучании? В первый же год Патриаршего служения мне приходилось слушать доклады священников о церковной жизни в городе Москве. Во всех этих докладах на епархиальных собраниях, на заседаниях епархиального совета, просто в беседах рассказывалось о чем угодно, чаще всего о ремонте, строительстве, организации богослужения, церковного хора или воскресной школы. Но никогда ничего не говорилось о реальных добрых делах, о том, совершаются ли они в приходе или нет. И я стал задавать простые вопросы: «Батюшка, все хорошо. Скажите, пожалуйста, сколько у вас старых, престарелых и одиноких членов прихода, которые нуждаются в помощи?» В 100 % случаев мне никто не мог ответить, и я подумал: стоп, что же происходит? Батюшки с энтузиазмом проповедуют, в том числе, на тему милосердия, рассказывают о милосердном самарянине, сопровождая толкованиями из святых отцов, - а что реально происходит на приходе? Ничего! Из этого простой вывод: а долго ли мы можем так существовать, говорить, но ничего не делать? Так возникла идея организации масштабной социальной работы. Социальная работа громкое слово - да просто благотворение, совершение добрых дел, и не где-то за горами, а в своем собственном приходе. Давайте разберемся, сколько у нас нуждающихся, как мы можем им помочь, особенно одиноким женщинам, прожившим тяжелейшую жизнь. Многие из них еще войну застали, вся жизнь в трудах и нужде, а сейчас единственное место прибежища - это церковь. Благодарю Бога, что абсолютное большинство духовенства поняло, о чем речь, и сегодня у нас на приходах очень активно разворачивается социальная деятельность. Может быть, не везде достаточно активно, но, по крайней мере, это происходит, и замечательно, что границами прихода мы сейчас не ограничиваемся. Большинство московских приходов имеют попечение о больницах, приютах, домах престарелых, учреждениях для детей-инвалидов, и вся эта деятельность развивается.

Конечно, для того чтобы все заработало, надо было произвести структурные изменения в жизни Церкви. Как вы знаете, был создан Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению. В сознание архипастырей и пастырей была внедрена идея, что аналогичные учреждения должны появиться и на уровне епархий, благочиний. Желательно, чтобы даже на уровне приходов были ответственные за это направление. Худо-бедно, но структура создана, причем весьма серьезная. Благодаря этому машина сдвинулась с места и пошла работа. По милости Божией во многих приходах сегодня есть те, кто отвечает за данное направление церковной деятельности.

Но этого было бы совсем не достаточно, если бы мы опирались только на тех, кто зарплату получает, кто профессионально выполняет свой долг. Для того чтобы что-то делать, нужна армия помощников, никаких церковных денег на это бы не хватило. Вот так потихонечку началась работа по организации добровольческого корпуса нашей Церкви. Я благодарю Бога за то, что в последнее время удалось сделать. Конечно, мы в самом начале пути, но уже сегодня тысячи и тысячи добровольцев, в том числе молодежь, участвует в реализации проектов, которые Церковь считает важным воплотить в жизнь.

Хорошо, что в центре вашей дискуссии сегодня и социальное служение, и молодежная работа. Одно тесно связано с другим, ведь именно молодежь в основном участвует в современном церковном добровольческом движении, хотя и люди среднего и даже старшего возраста с удовольствием вносят в это дело свой замечательный вклад.

Пожалуй, на этом остановлюсь. Я открыт к тому, чтобы отвечать на ваши вопросы и беседовать с вами.

http://www.patriarchia.ru/db/text/4649311.html

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников VII Международного фестиваля «Вера и Слово»

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников VII Международного фестиваля «Вера и Слово»

25 октября 2016 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя г. Москвы состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с участниками VII Международного фестиваля «Вера и Слово». Предстоятель Русской Православной Церкви со сцены Зала церковных соборов благословил участников форума и обратился к собравшимся с Первосвятительским словом, а затем ответил на вопросы участников фестиваля.

- Ваше Святейшество, благословите! Екатеринбург, Светлана Кислова, Православная служба милосердия Екатеринбургской епархии. Мы часто сталкиваемся с тем, что не каждый готов говорить о своем личном примере в делах милосердия, ссылаясь на то, что милостыня должна твориться в тайне. Участники фестиваля «Вера и слово» уже поднимали вчера этот вопрос. В то же время в Писании сказано: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Перед нами, собравшимися здесь, стоит эта очень важная задача популяризации церковного социального служения, дел милосердия и благотворительности. Чтобы рассказать об этом, очень важно приводить примеры из реальной жизни, указывать на конкретные дела. Поэтому хотелось бы спросить, каким важным критериям надо соответствовать, чтобы соблюсти золотую середину и при этом не смутить человека, который хотел бы и исполнить слова Священного Писания, и выполнить качественно и профессионально свое церковное информационное служение. Спасибо.

- Спасибо. Думаю, придерживаться надо следующего правила: социальная работа в Церкви, как и любая другая, есть служение, которое не должно использоваться для личного пиара. Очень страдаю, когда я наблюдаю такую модель поведения у священнослужителей любого ранга. Когда видишь, что на первом месте пиар, что все подстраивается под собственное «я», понимаешь, что такое доброделание не приведет ни к спасению души, ни к личному успеху. Именно это я бы хотел сказать всем, кто меня слышит. Люди, которые используют церковное служение для личного пиара, должны помнить: никакого успеха не будет. Церковная карьера зависит не только от нас, но и от Бога. Но какое бы положение человек ни занимал, - сестра милосердия, студент богословия, диакон, священник, епископ, - если он служит ради Церкви, не стараясь зарабатывать на этом очки, то его скромный труд несомненно, будет Богом благословлен, и человек многое получит, в первую очередь - глубочайшее внутреннее удовлетворение.

Поэтому полагаю, что критерий может быть только один - ни одно из церковных служений, в том числе социальное, не может использоваться в личных целях. В противном случае оно будет во вред. Собственно говоря, и в светском обществе доброделание воспринимается точно так же, ведь сразу видно, кто как себя ведет, включая тех, кто мелькает на экране телевизора. Люди безошибочно чувствуют, чем занимается благотворитель, стремится ли он реально помочь другим или работает прежде всего на себя. Подобное явление не должно иметь места в Церкви. Я бы хотел, чтобы сегодня меня услышали все - и те, кто занимается делами милосердия, и те, кто трудится в иных областях церковной жизни. Если мы служим Богу, то двойной бухгалтерии быть не может и служение не должно быть направлено не во славу Божию, а во имя собственных интересов. Вот что я бы мог сказать в ответ на этот вопрос.

- Ваше Святейшество, благословите. Константин Мацан, радио «Вера», Москва. Любое СМИ, которое говорит о вере и о Церкви, наверняка ставит своей целью говорить об этом с широкой аудиторией, но часто само понятие «широкая аудитория» не так легко определить, именно в силу ее широты. Вы как пастырь постоянно общаетесь именно с широкой аудиторией; более того, Ваша аудитория, возможно, самая широкая в стране, потому что Ваши проповеди и выступления слышат люди разных возрастов, социальных групп, из разных регионов, разных уровней образования и так далее. Какой совет Вы могли бы дать нам, журналистам, желающим говорить о вере с широкой аудиторией? Спасибо.

- Во-первых, я бы хотел поздравить радио «Вера» и сказать, что вам удается говорить с широкой аудиторией.

- Спасибо, Ваше Святейшество.

- Я не всегда могу следить за вашей работой, но иногда удается в машине услышать что-то интересное. Мне нравится, как идут ваши передачи.

Расскажу об одном эпизоде своей собственной биографии. В 1994 году, на Пасхальной неделе, ко мне обратились сотрудники Первого канала и попросили, чтобы я произнес проповедь на телевидении. В субботу перед Фоминым воскресеньем я выступил с проповедью. Я сказал то, что мог сказать, им понравилось, и вот они спрашивают: «А Вы не могли бы и в следующую субботу выступить?» Отвечаю: «Постараюсь». Но я понял, что эта просьба будет повторяться, поэтому сразу решил свои проповеди выстраивать в виде целого цикла, - чтобы из одной вытекала другая.

Первые две недели я размышлял вот о чем: а на каком языке я должен разговаривать с людьми? Ведь меня слушают все - и верующие, и неверующие, а неверующих было тогда гораздо больше, чем сейчас, многим даже терминология была непонятна. Есть высокоинтеллектуальная, просвещенная публика, причем с атеистическим воспитанием - надо на нее ориентироваться? Наверное, да, потому что важно, чтобы в сознании этих людей появилась какая-то мировоззренческая альтернатива. Но, с другой стороны, я понимал, что и верующие будут смотреть, а это совсем разные люди - и пожилые женщины, и люди среднего возраста, и молодежь, воцерковленные и не очень... Потом думаю: «Стоп! А мусульмане наши - они что, смотреть не будут? А иудеи сразу телевизор выключат? Нет, многие будут смотреть». На каком же языке говорить со всей этой публикой? Наконец я перекрестился и сказал: «Буду говорить, как могу».

Вот на этом языке я и разговариваю с людьми. Побольше искренности, правды, честности, и тогда люди будут не только воспринимать интеллектуально, но и чувствовать ваше настроение, а это самое важное - не только умом, но сердцем передавать христианское послание нашим ближним.

- Ваше Святейшество, благословите. Меня зовут Яна Лантратова, я руководитель Всероссийской общественной организации «Союз добровольцев России», которая представлена в 77-и регионах нашей страны. В последнее время на телеэкранах, в СМИ мы видим все больше и больше информации о проявлениях жестокости, насилия, агрессии, и так редко можно прочитать или увидеть новость про добрые дела, проекты и мероприятия. Наши активисты во многих регионах России выстроили плотное сотрудничество с православными епархиями, и поэтому хотелось бы задать вопрос: какими Вы видите дальнейшие перспективы участия православных добровольцев в нашем движении и возможен ли в будущем серьезный федеральный социальный проект с Православной Церковью? Спасибо.

- Спасибо, Яна. Я знаком с вашим Союзом. Какую-то информацию получаю и считаю, что вы делаете хорошее, доброе дело. Конечно, не могу Вам сейчас представить конкретный план, но мне кажется, очень важно, чтобы деятельность Союза расширялась, и я буду всячески приветствовать сотрудничество с православными добровольцами. Спасибо Вам за Ваши труды.

- Ваше Святейшество, благословите. Меня зовут Анна Данилова, Москва, продюсер, режиссер. Сегодня время кризиса в международных отношениях, многие СМИ пропагандируют ненависть, призывы увидеть в ком-то другом своего врага исходят со всех сторон баррикад. Как не этим не заразиться и что значит «стяжать дух мирен» в условиях информационной войны?

- Спасибо. Это очень хороший вопрос. Вообще, все вопросы хорошие! И знаете, как бы я на него ответил? Все сегодняшние информационные войны отражают напряженную внешнеполитическую борьбу, столкновение интересов. А как можно любить врага? Его ведь принято ненавидеть, с ним нужно бороться. Да, невозможно любить врага всеми чувствами и разумом, той любовью, которая охватывает все твое существование. Как бы вы ни напрягались, вы не сможете полюбить врага так, как любите самого близкого человека.

Что же тогда призыв Евангелия? Просто красивые слова? Совсем нет! Глубоко убежден, что любовь к врагам означает отсутствие злобы. Вы можете быть согласны с человеком или не согласны, вы можете быть согласны с позицией другого государства или не согласны - никто не ограничивает вашей свободы комментировать, критиковать, предлагать свою точку зрения. Но не надо заражаться злобой. Когда человек начинает сжимать зубы и кулаки - это от диавола, это не от Бога. Подобное внутреннее состояние только мешает трезво оценивать обстановку, вступать в диалог, если есть необходимость. А отсутствие злобы позволяет в любой момент перейти к совершенно спокойному разговору. И это будет не вымученным, а вполне органичным шагом, потому что в сердце нету злобы. Дар ли это Божий или приобретается молитвой, но отсутствие злобы есть замечательное состояние души, когда человек чувствует свободу над внешними обстоятельствами. Ведь тот, кто злится, всегда проигрывает - даже в простых спорах. Проигрывает тот, кто теряет самообладание, кто выходит из себя, кто чуть ли не драться начинает. А выигрывает тот, у кого злобы нет.

Господь, говоря о любви к врагам, призывал нас не иметь в сердце злобы, а тем более ненависти. Будем жить так, и все у нас получится - и отстаивать свою точку зрения сможем, и убеждать других, и двигаться вперед, но без того, чтобы повреждать свое внутреннее состояние и, в конце концов, разрушать целостность своей личности.

- Благословите, Ваше Святейшество. Я Мария Писаренко, родом из Донецкой области, учусь в Московском православном институте на кафедре журналистики. Ваше Святейшество, Ваша фотография с пингвинами, сделанная во время Вашего визита в Антарктиду, без всякой раскрутки стала одной из самых популярных в социальных сетях, особенно среди молодежи. Скажите, не планируете ли Вы что-то еще неординарное, интересное нам, молодым? Спасибо.

- Вы знаете, меньше всего, планируя свои поездки и работу, я думаю о реакции на фотографии. Говорю без всякой ложной скромности - это действительно так, я просто об этом не думаю. Более того, я иногда еще и одергиваю некоторых своих коллег. Здесь сейчас сидит отец Александр Волков. Я его одергиваю: «Не надо фотографировать, зачем вы это делаете?» А они меня, как специалисты, убеждают: «Слушайте, именно на это и обратят внимание!» Вот я шел вдоль Темзы, начали меня фотографировать. Позвал отца Александра, говорю: «Ну что вы делаете? Зачем это надо? Иду в плаще, в скуфеечке, дождь льет...» - «Нет, надо». А потом увидел, что газеты почему-то именно эту фотографию публикуют.

Так что все это происходит помимо моей воли. А что касается плана моей работы, то Патриарху поступает много просьб посетить те или иные места, но я считаю, что нужно посещать, пока есть силы, те места, где у людей мало шансов когда-нибудь встретиться с Патриархом. Я убедился, насколько это важно. А что касается поездки в Антарктиду, это был не туризм. Когда мы оказались в Латинской Америке, я вспомнил о приглашениях, которые мне из Антарктиды присылали полярники. Почему бы не полететь? Вот мы и полетели, и, по милости Божией, встретились с замечательной международной группой. Выступая перед ними, я сказал: «Вы знаете, у вас здесь что-то такое, что напоминает Царствие Божие, рай. Никаких конфликтов - межнациональных или политических, с природой или животным миром; никаких военных действий или приготовлений к войне. Вы просто мирно живете и занимаетесь своим делом». Я был очень рад встретиться с этими людьми; надеюсь, и они получили в этой беседе духовную поддержку.

Поэтому это не туризм, не развлечение. На туризм, к сожалению, не хватает времени. Но когда удается соединить свою программу с посещениями таких мест, то, конечно, получаешь двойное удовлетворение - и от трудов, и от созерцания красот природы. Я очень люблю животный мир, люблю природу, так что для меня это всегда вдвойне приятно.

- Благословите, Ваше Святейшество. Елена Христосова, пресс-служба Пятигорской епархии, редактор газеты «Лик Кавказа». Сейчас вспомнили про фото с пингвинами, но есть очень добрая фотография, где Вы выпускаете голубей в Нальчике. Нам памятны слова «мир всем», которые Вы произнесли на кабардинском языке во время Божественной литургии после освящения кафедрального собора. Я хотела бы передать Вам благодарность от православных кабардинцев за эти слова. Вы высоко оценили труды нашей епархии по созданию молитвослова на кабардинском языке. Кстати, отличительная особенность сайта нашей епархии «Благословенный Кавказ» заключается в том, что новости у нас дублируются на национальных языках - балкарском и кабардинском. Нас, живущих в многонациональном регионе, очень волнует вопрос: что еще может и должна делать Церковь для поддержки национальных культур? Спасибо.

- Спасибо. Во-первых, хотел бы сказать, что у нас очень многонациональная Церковь, многонациональный епископат, духовенство многонациональное. Когда мы принимаем решение об избрании епископа, мы никогда не задаемся вопросом, какой он национальности. Я говорю это для того, чтобы было ясно: Церковь открыта для всех. Это открытая община. Есть закрытые религиозные общины, куда можно попасть только по национальному признаку, а есть полностью открытые. Вот христианская Церковь полностью открыта миру. Почему? Потому что Господь сказал: «Идите, научите все народы, крестя их» (Мф. 28:19). Он не сказал «этот этнос» или «этот географический район», Он позвал учеников Своих к вселенской проповеди.

Поэтому все, что касается пастырского попечения о малых народах, живущих на территории России, - это наш прямой долг. Как вы знаете, на одном из Архиерейских Соборов мы приняли декларацию относительно народов Севера и Сибири, но то, что я говорю, касается всех народов. Нет никаких факторов, ограничивающих публикацию литургических текстов, Евангелия на языках народов России. С нашей стороны всегда будет поддержка, а Вам - спасибо за работу.

http://www.patriarchia.ru/db/text/4650234.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
«Церковь не отменяет экономическую науку»
О христианском начале в экономике, отношении к богатству и о православной корпоративной культуре
04.06.2024
«Патриарх Сергий осуществлял свою миссию, стоя на недвижимом камне веры»
Послание Предстоятеля Русской Церкви по случаю 80-летия преставления Святейшего Патриарха Сергия
15.05.2024
Христос Воскресе!
Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла
04.05.2024
«В Великий Четверг все должны причащаться!»
Что самое главное надлежит сделать и каковым является непременное условие причащения?
02.05.2024
Святейший ответил на вопросы участников
Всемирного фестиваля молодежи
04.03.2024
Все статьи Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев)
Новости Москвы
Все статьи темы
Пастырская проповедь
Не просто высокое учение, а свидетельство о истине
13 июня — Вознесение Господне
12.06.2024
Вера должна быть свободной и исходить от чистого сердца
Проповедь в праздник Вознесения Господня
12.06.2024
Перед светом, в котором нет никакой тьмы
11 июня — празднование иконы Божией Матери «Споручница грешных»
11.06.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Договорились уже и с Талибаном…
Новый комментарий от Рабочий
13.06.2024 19:21
Мина под будущее России
Новый комментарий от Константин В.
13.06.2024 18:05
Ещё раз о календарном вопросе
Новый комментарий от учитель
13.06.2024 17:02
Игорь Тальков – Господь воздаст отмщение
Новый комментарий от Русский танкист
13.06.2024 16:41
Путин против идеологии?
Новый комментарий от Александр Волков
13.06.2024 15:34