Величие и кротость

Об одном из главных действующих лиц Ветхого Завета - боговидце Моисее, который вывел Израиль из египетского рабства, провел его через бесчисленные трудности и искушения, получил из рук Самого Бога Закон для него и привел его, наконец, в Землю обетованную, мы беседуем с известным библеистом, доцентом Московской Духовной Академии, клириком храма во имя Иова Многострадального в Брюсселе (РПЦЗ) протоиереем Леонидом Грилихесом.

- Отец Леонид, Ветхий Завет - это неисчерпаемый источник, в нем столько ярких личностей, потрясающих человеческих историй, он столько тем дает для разговора... Почему Вы предложили побеседовать именно о Моисее?

- Моисей - это центральная фигура Ветхого Завета. Четыре из пяти книг Пятикнижия - главных и начальных книг Ветхого Завета - рассказывают о Моисее, причем очень подробно, о некоторых событиях буквально день за днем. Моисей стоит в основании Ветхозаветной Церкви, он - посредник между Богом и народом. В четвертой из Пятикнижия книге Чисел, в 12-й главе, рассказывается о том, как Аарон и Мариам, брат и сестра Моисея, упрекали его за то, что он взял себе в жены ефиоплянку, и притом дерзали сравнивать себя с Моисеем: одному ли Моисею говорил Господь? Не говорил ли Он и нам? И вот как отвечает Аарону и Мариам Сам Господь: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; но не так с рабом Моим Моисеем, - он верен во всем дому Моему: устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? (Чис. 12, 6-8) Другим Бог открывается в образах, Моисей общается с Ним непосредственно, лицом к лицу, как друг общается с другом. Кто еще из пророков мог бы сказать Богу: «Покажи мне Твою славу». И Бог отвечает Моисею: «Хорошо, завтра я покажу тебе всю Свою славу».

- История Моисея и начинается ведь не совсем обычно...

- Мы не так много знаем о жизни Моисея до Исхода. В Египте, в египетском плену, рождается еврейский мальчик, который должен быть убит по приказу фараона. Мать прячет его три месяца, потом, не имея возможности скрывать его дольше, пускает его по воде в тростниковой корзине - надеясь, возможно, на его спасение. Дочь фараона, пришедшая на реку купаться, спасает его, мать младенца приглашается к нему в качестве кормилицы, он воспитывается в доме фараона... Конечно, все это говорит о Божием Промысле. Как этот мальчик воспитывался, чему учился, об этом мы ничего не знаем, но, вероятно, он как-то сохранял память о своем происхождении и переживал из-за рабского состояния своего народа. Потом он вступается за своего единоплеменника, убивает египетского надсмотрщика. И, опасаясь огласки, бежит в пустыню. По преданию, ему было сорок лет, а следующие сорок лет он проводит в пустыне. И это совершенно уникальный опыт, мало кто из нас может это представить себе: ведь мы живем в городах, среди людей, в постоянном общении. А Синайская пустыня - это особое место, где все сведено к минимуму, даже количество цветов: сверху синее небо, снизу желтые пески и камни, потому что это в основном каменистая пустыня. Это очень красивое место, и в его простоте много изящества. И абсолютная тишина. И это воздействует на человека особым образом, потому что в пустыне человек скорее обращается к самому себе, вовнутрь; там он имеет возможность постоянно пребывать в состоянии внутренней собранности. Он не рассеивается взглядом и не рассеивается умом. И все это, конечно, его приближает не только к самому себе, но и к Богу. В пустыне воспитывается пророческий слух. Годы, проведенные Моисеем в пустыне, подготовили его к первой встрече с Богом, когда Тот открылся ему в Неопалимой купине (Исход, главы 3 и 4), и это открыло новый сорокалетний период жизни пророка Моисея. Вот такая удивительная жизнь: сорок лет царедворец, сорок лет пастух-пустынник, сорок лет пророк.

Почитаемое место явления Моисею Бога в Неопалимой купине- Бог является Моисею в горящем и несгорающем растении, в Неопалимой купине: но Моисей явно не рвется исполнять великую миссию. Сначала он боится, что соплеменники ему не поверят и не пойдут за ним, потом говорит: человек я не речистый (...) я тяжело говорю и косноязычен (Исх. 4, 10). Почему величайший из пророков столь нерешителен?

- Читая Священное Писание, мы видим, что пророки по-разному реагируют на Божий призыв. Исайя слышит голос Господа, говорящий: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И тут же отвечает: Вот я, пошли меня! (Ис. 6, 8). Правда, предварительно он был очищен от греха Серафимом (см.: Ис. 6, 6). А до этого и он трепетал перед величием Божиим, говоря: Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами (5).

Пророк Иона убегает от своего призвания и готов плыть хоть на край земли (см.: Иона 1, 3).

Когда Господь обращается к Иеремии и говорит ему, что Он освятил его и поставил его пророком для народов, то Иеремия отвечает Ему: О, Господи Боже, я не умею говорить, ибо я еще молод (Иер. 1, 6).

Я не могу отвечать за пророка Моисея, но, думаю, он мог бы сказать, что уже слишком стар. Ему было уже 80 лет, а ведь в старости человеку очень сложно что-либо менять. Кстати, когда Исайя воскликнул: «Пошли меня», ему было всего лет двадцать.

Но из библейского повествования мы видим, что Моисея останавливали две вещи. Во-первых, то, что он был косноязычен (но Бог сказал, что при нем глашатаем будет его брат Аарон (см.: Исх. 4, 14-16)), а во-вторых, что народ не поверит в то, что он передает слова Божии (но тогда Моисею были обещаны некоторые чудеса, удостоверяющие его служение  (см.: Исх. 4, 17)).

- После неопалимой купины история Моисея излагается уже подробно, детально...

- Потому что начинается уже не история одного человека, а история народа. Пятикнижие рассказывает о происхождении избранного Богом еврейского народа. То, что было до Моисея, то, что изложено в книге Бытия, история Авраама и его потомства - это история богоизбранной семьи. А в книге Исхода мы видим народ, обладающий собственной волей, особыми интересами, стремлениями, народ, называемый «сыны Израилевы». Но происхождение этого народа, как оно дошло до нас в изложении Пятикнижия, представляется весьма необычным. Повествования о начале своей истории сохраняли многие народы - в виде мифов, преданий, эпоса и так далее. Но у других народов начало всегда выглядит жизнеутверждающе, оно окрашено в самые радужные цвета, это - Золотой век. У евреев все начинается иначе. Народ находится в рабстве, в тяжелых работах, подвергается унижениям, имеющим, видимо, цель совершенно сломить его дух, убить в нем память о Боге отцов: И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом и надзирателям, говоря: не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесем жертву Богу нашему; дать им больше работы, чтоб они работали и не занимались пустыми речами. И вышли приставники народа и надзиратели его и сказали народу: так говорит фараон: не даю вам соломы; сами пойдите, берите себе солому, где найдете, а от работы вашей ничего не убавляется. И рассеялся народ по всей земле Египетской собирать жниво вместо соломы. Приставники же понуждали, говоря: выполняйте работу свою каждый день, как и тогда, когда была [у вас] солома. А надзирателей из сынов Израилевых, которых поставили над ними приставники фараоновы, били, говоря: почему вы вчера и сегодня не изготовляете урочного числа кирпичей, как было до сих пор? (Исх. 5, 6-15). Вот так они живут: их угнетают, заставляют работать, повышают нормы и т. п., а все лучшее, все светлое, напротив, - где-то в будущем. Это Земля обетованная, которая давно-давно была обещана их праотцам, и куда народ призван идти. Земля, которая течет молоком и медом. И все Пятикнижие Моисеево, начиная с книги Исхода, говорит нам об этом движении из рабства к этой земле.

- Но сразу же после казней египетских, после первого из чудес на пути из рабства - разделения моря (Исход, глава 14) - у Моисея начинаются, как бы мы теперь сказали, проблемы.

- И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом (Исх. 16, 2-3).

И далее, в главе 17 - и не было воды пить народу. И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: что вы укоряете меня? что искушаете Господа? И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши? Моисей возопил к Господу и сказал: что мне делать с народом сим? еще немного, и побьют меня камнями.

Так происходит не раз. Бог приходит на помощь Моисею, дает манну, перепелов, пресную воду. Но народ вновь и вновь впадает в искушение, народ просит Аарона, брата и глашатая Моисея: встань и сделай нам бога, чтобы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что сделалось (Исх. 32, 1). Так появляется идол - золотой телец. Моисей в это время находится на вершине Синая, с ним говорит Бог. И Он предлагает Моисею - да истреблю их и произведу многочисленный народ от тебя (Исх. 32, 10). Казалось бы, какое величие ждет преданного Богу Моисея - от него произойдет великий народ, не такой жестоковыйный и непослушный, как этот, а покорный Богу до конца... Но Моисей, вместо того чтобы согласиться, вымаливает у Бога пощаду для Израиля. И так повторяется не раз. Народ призван идти в землю, где ему обещаны свобода и благоденствие, но он туда идти не хочет и при каждой возникающей трудности готов повернуть обратно в Египет. Бог, видя весь этот ропот и малодушие народа, готов уничтожить его. И если эта история не обрывается, не заходит в тупик, то только благодаря Моисею. Моисей оказался между народом и Богом, и он сохраняет верность Богу и любовь к своему народу, даже несмотря на все непростые обстоятельства, о которых мы читаем в его книгах. Моисей находит слова, чтобы приклонить милость Божию и отвратить Его гнев, он находит слова, чтобы убедить и поддержать народ. И если народ продолжает идти, если Исход не превращается в безысходность, если не останавливается это великое шествие от рабства к свободе, от неведения к боговедению, то в этом, конечно, заслуга пророка Моисея. И в этом, несомненно, величие его жизни и веры.

- Но ведь были такие минуты, когда овладевало Моисеем отчаяние, и он был готов сбросить с себя эту ношу. В четырех книгах Пятикнижия мы видим не монументальную фигуру великого вождя и пророка, нет, мы видим живого человека, в чем-то и немощного, и грешащего...

- Этим-то как раз и отличается Библия от эпических повествований, в которых происходит идеализация героев, и где мы видим не реального человека, а мифического сверхчеловека, лишенного каких-либо слабостей. Библейские повествования отличаются реалистичностью, они изображают человека таким, какой он есть, в его падшей человеческой природе, в его хрупком естестве. Но эта хрупкая природа способна быть открытой для Бога, отвечать на призыв Божий. Конечно, она и остается хрупкой, уязвимой, и все переживания, которые человек способен испытывать, никуда от него не уходят, они остаются с ним. Но что отличает Моисея - любое переживание (даже боль, скорбь, сомнение) рождает в нем молитву. Книги Священного Писания, рассказывающие о Моисее, показывают нам именно это. В 11-й главе книги Чисел (11-15) мы читаем, как Моисей воззвал ко Господу: для чего Ты мучишь раба Твоего? и почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? разве я носил во чреве весь народ сей, и разве я родил его, что Ты говоришь мне: неси его на руках твоих, как нянька носит ребенка, в землю, которую Ты с клятвою обещал отцам его? откуда мне [взять] мяса, чтобы дать всему народу сему? ибо они плачут предо мною и говорят: дай нам есть мяса. Я один не могу нести всего народа сего, потому что он тяжел для меня; когда Ты так поступаешь со мною, то [лучше] умертви меня, если я нашел милость пред очами Твоими, чтобы мне не видеть бедствия моего. Это даже не отчаяние, а большая скорбь, в первую очередь от непонимания, которое его окружает. От того, что народ быстро увлекается чудесами и так же быстро забывает о них. Чудес Израилю по пути в Землю обетованную Бог даровал очень много: и пресная вода, и манна небесная, и перепела, и столп огненный, в виде которого Сам Бог вел Израиль... А ведь чудо дается для того, чтобы человеку было на что опереться. Чтобы и в беде человек не отступил от Бога, не предал Его. Память о чуде должна дать человеку силы, чтобы он шел дальше. Но с Израилем почему-то этого не происходит. Более того, когда чудо становится повседневным явлением, каким стало выпадение манны, люди вообще перестают воспринимать это как чудо (см.: Исх. 16). И Моисей болезненно переживает это нечувствие народа, он очень страдает. Но при этом не противопоставляет себя народу, а, напротив, отождествляет себя с ним; он часть этого народа, и он болеет всеми его болезнями. Наверное, нам сегодня не так-то просто это вместить.

Синайская пустыня- Но почему же Моисей - избранник Бога, величайший из пророков, бывших в Израиле, - не вошел в Землю обетованную, куда сорок лет вел по пустыне и привел, наконец, двухмиллионный (по некоторым данным) народ?

- Этому есть объяснение в 20-й главе книги Чисел. Народ очередной раз возроптал и был готов наброситься на Моисея и Аарона: для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас в это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда... (5). Моисей с Аароном идут к скинии собрания, обращаются к Господу, и Он велит Моисею сказать скале (8), то есть извлечь из нее воду одним только словом. Моисей же вместо этого ударяет в скалу жезлом (11). Казалось бы, какие мелочи, какая разница, как именно извлечь воду, лишь бы она была. Но, видно, когда человек предстоит перед Богом и когда он пророк Божий, то вещи, которые нам сегодня кажутся незначительными, оцениваются совершенно иначе: как отступничество, как проявление недоверия Богу, как малодушие.

- И все же Моисей очень мало похож на человека кроткого. Почему он назван кротчайшим из всех людей на земле (ср.: Чис. 12, 3)?

- Потому что он во всем доверяет Богу. Кроткий вовсе не означает слабый и нерешительный. Кротость перед Богом и есть величие духа. Кроткий человек каждую ситуацию принимает как посланную Богом, он не сомневается, что Бог всегда преследует благую цель, и те испытания, которые посылаются Богом, - тоже во благо. Умение принять любые испытания с благодарностью - вот это и есть кротость. Но это одновременно и высочайшая сила веры. Поэтому, когда мы называем Моисея кротким, то имеем в виду: кроткий перед Богом в первую очередь. Потом это прозвучит из уст Христа: Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф. 5, 5).

- Во время битвы израильтян с амаликитянами (см.: Исх. 17, 8-13) условием победы Израиля становится то, чтобы руки Моисея все время были воздеты к небу; мы должны это воспринимать как символическое изображение непрерывной молитвы?

- Непрестанной молитвы и непрестанной связи с Богом. Необходимого бодрствования, неизбежного при всякой брани.

- Моисей сходит с Синая, неся в руках скрижали откровения, и не знает, что лицо его сияет как солнце от того, что Бог говорил с ним (Исх. 34, 29). Мы можем сравнить это с тем, как сияло лицо Серафима Саровского, например?..

- На самом деле, в Библии есть такие сюжеты, о которых очень сложно рассуждать, потому что они выходят за рамки не только нашего современного опыта, но и человеческого опыта вообще. Мы с этим сталкиваемся, например, когда читаем о сотворении мира, или когда читаем Апокалипсис, возвещающий нам о том, что еще только будет. И об этом очень сложно говорить. Богообщение Моисея - это явление того же порядка. Опыт Моисея совершенно уникален, исключителен и чрезвычаен, и вряд ли мы можем его как-то объяснять или анализировать, исходя из нашей жизни и практики. Мы можем только приблизиться к пониманию или лишь попытаться понять, что за этим стоит, но тайна так и останется тайной. Мы видим лишь малую часть, потому что жизнь Моисея сокрыта в Боге. И именно это делает его самой значительной личностью в истории Ветхозаветной Церкви.

- Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор. 30, 19). Давайте остановимся на основных смысловых моментах духовного завещания Моисея, на последних страницах Пятикнижия. Моисей знает, что дни его сочтены, что за Иордан он не перейдет... Знает и другое - что народ его богопослушным не станет...

- Завещание - это особый и всегда волнующий жанр. Человек оставляет своим наследникам, детям, потомкам самое дорогое, то, что он приобрел, копил, сохранял всю свою жизнь, то, что должно поддержать наследников, сберегаться и, возможно, умножаться ими. Так обстоит дело с обычным, имущественным завещанием - со сбережениями, коллекцией и т. п., но то же касается и завещания духовного. Кроме того, завещание - это рубеж, итог целой жизни, и если мы говорим о завещании как о духовном наставлении, то это также возможность сосредоточиться на главном. За долгий путь из Египта в Землю обетованную Моисею приходилось решать множество самых разных насущных практических вопросов: споров, судебных тяжб, разбирательств (обращений было столько, что по совету своего тестя Иофора Моисей избирает себе многочисленных помощников (см.: Исх. 18, 13-27)), народ надо было кормить, поить и т. д. Но теперь перед смертью Моисей говорит лишь о главном, о самом дорогом. Ничто не отвлекает его взор от Бога: Нет подобного Богу Израилеву (Втор. 33, 26), Который истинно любит народ Свой (Втор. 33, 3) и Который есть щит, охраняющий народ, и меч славы его (Втор. 33, 29). Но чтобы быть под этим щитом, сыны Израилевы должны исполнять те заповеди, которые Бог возвестил Моисею. Вот слова стодвадцатилетнего старца, величайшего и кроткого пророка: Положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещавайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего. Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша (Втор. 32, 46-47). Дети, то, что я написал, - не пустые слова, не просто свод законов, предписаний, юридических постановлений: в этом ваша жизнь, это то, что приблизит вас к Самому Источнику Жизни, к Живому Богу - вот последний призыв Моисея.

Журнал «Православие и современность» № 36 (52)

Протоиерей Леонид Грилихес, Беседовала Марина Бирюкова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/velichie-i-krotost
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Бирюкова:
Все статьи автора
Леонид Грилихес:
Все статьи автора
Последние комментарии
Несколько замечаний об относительности времени
Новый комментарий от Русский Иван
2020-08-07 16:31
В «Двуглавом орле» революция
Новый комментарий от иг.Петр
2020-08-07 16:11
Революция в «Двуглавом орле»
Новый комментарий от Русский Иван
2020-08-07 15:27
Размышления по поводу «Размышлений»
Новый комментарий от В.Р.
2020-08-07 15:25
Арест 33 россиян в Минске оказался провокацией спецслужб Украины
Новый комментарий от Русский Иван
2020-08-07 15:17