Не бойся

0
434
Время на чтение 6 минут

Христос во время шторма на море Галилейском. Рембрандт, 1633 г.Источник: Православие.ру

Христос во время шторма на море Галилейском. Рембрандт, 1633 г.

– Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне настоящий день…

Каждое утро в конце молитвенного правила произношу молитву оптинских старцев (как и многие из вас, наверное) – и каждый раз осознаю: встретить всё, что может выдать мне этот день, с душевным спокойствием я не в состоянии.

– Дай мне всецело предаться воле Твоей святой…

Понимаю и соглашаюсь: довериться Его воле необходимо. Но я ведь живой человек, уязвимый и со всех сторон проблемный. А тут на каждом шагу – вещи, которые невозможно принять и очень трудно выносить – не «вынести», а именно выносить изо дня в день. И не успеешь адаптироваться к одному «жалу во плоть» (в душу, с ее нормальным понятием о том, как должно быть, а как не должно), как тебе уже воткнули три других.

– На всякий час сего дня во всем настави и поддержи меня…

Он поддерживает, конечно. Если бы Он не поддерживал, не подталкивал как-то нас в верном внутреннем направлении, если бы не даровал Он нам «страшное сие и животворящее таинство» – нас бы не вылечили, наверное, никакие психиатры. Но вот душевное спокойствие, где его брать? Мир сердечный – где искать? Сколько заваленных экзаменов за спиной – именно потому, что не смогла сохранить себя в спокойствии, полном доверии, безропотности и мире; потому что не смогла справиться со страхом.

Страх. Вот явление, о котором мы, наверное, мало думаем – а зря. Мы ведь не только переживаем какое-то скорбное явление нашей жизни, мы всегда уже заранее боимся его.

 

Мы боимся остаться без чего-то, что нам необходимо – иногда без денег, а иногда без любви и понимания. Мы боимся разочароваться в чем-то или в ком-то, совершить ошибку, оказаться наивными, узнать что-то такое, с чем будет трудно жить дальше, боимся в очередной раз не справиться с собой, выбиться из сил, затосковать. Боимся за себя и за близких, боимся беды, болезни, старости, которая, бойся не бойся, все равно придет… Третьей мировой боимся, конечно, а как ее не бояться?..

Нет, конечно, все перечисленное не означает, что мы каждую минуту своей жизни трясемся, как зайчата от собачьего лая. Если так, то тут уже впрямь доктор нужен. А в большинстве случаев мы живем внешне нормальной, обычной жизнью, воспринимая свои страхи как естественную реакцию на нашу реальность.

 

Но на самом деле весь этот букет страхов держит нас в незаметном плену, не давая нам обрести подлинное смирение и доверие к Богу. Ведь для того, чтобы взяться за Его протянутую уже нам руку, надо собственные руки освободить, перестать беспомощно хвататься за что попало – например, за надежду, что «всё обойдется» и «всё будет хорошо». Может быть, и впрямь будет всё хорошо, а может быть, не будет. И вообще, дай Бог, чтоб хоть что-то хорошо было, какое тут «всё». Мы к любому повороту должны быть готовы, в том числе и к очень для нас тяжелому: Бога ведь меньше не становится, чтобы здесь с нами ни происходило. Вера стоит не на «всё будет хорошо», а на «Да будет воля Твоя». На доверии и послушании. Которых лично мне очень заметно не хватает.

«В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Тогда Он сказал им: где вера ваша?» (Лк.8,22–25).

Где вера моя? Она вроде бы во мне есть. Но, когда именно она-то и нужна, когда необходимо спокойно вооружиться смирением и доверием к Тому в Кого веришь, – тогда-то я шарю растерянно по всем своим душевным полочкам и шкафчикам, ища, куда же она, вера моя, запропастилась.

Нет, она во мне, конечно. И не просто вера во мне. Во мне, в нас с вами – Сам Христос, Который сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом, так и ядущий Меня жить будет Мною» (Ин. 6, 56). Значит, в каждом из нас можно видеть тот самый корабль, на котором пересекает житейское море Учитель. Да, иногда Он спит. Это не значит, что Его нет. Это значит другое – что мы должны быть самостоятельны и не кидаться к Нему каждую минуту с воплями беспомощности.

 

Когда будет нужно, Он Сам встанет и вмешается в нашу ситуацию. Постоянная память о Боге вовсе не выражается в поминутных беспомощных воплях. А смиренное признание бессилия сделать что-либо без Него (ср. Ин.15, 5) – совсем не то же, что отказ от той самостоятельности, которую Он же нам и вручил. Читая Евангелие, мы видим, как относился Учитель к Своим ученикам. Он не руководил каждым их шагом, Он их, выражаясь современным языком, не «строил», не оказывал на них давления и не держал возле Себя – напротив, отправил, как «агнцев среди волков» (Лк. 10, 3), в жестокий и опасный мир с проповедью. Он знал, что предстоит Его ученикам и «верующим по слову их» (Ин.17, 20), и потому хотел видеть их – нас! – самостоятельными, сильными и готовыми ко всему.

Конечно, совсем избавиться от страха невозможно, пока мы в здешней, не преображенной плоти. И воплощенный Бог боялся, и молился Отцу: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия» (Мф. 26, 39), однако находил в Себе силы продолжить: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты». В тяжелые периоды моей жизни меня хронически не хватало на это самое «но как Ты». Произносила, но через силу, «одними устами», душа же плакала и протестовала. Но в этих страданиях рождался опыт: я видела, что наше доверие к Отцу должно быть полным. Каждый из нас по-своему видит пределы собственных душевных сил: «Нет, только не это, Господи, этого я не переживу!» Вот тут-то нас и держит своими когтями страх: он уже заранее ослабляет нашу волю, внушает нам отчаяние от «самого страшного», от того, что пока не случилось, но вполне может случиться… а мы окажемся неготовыми. Надо снова и снова пытаться (мы ведь, на самом деле, только на попытки и способны) произнести это «не как я хочу, но как Ты» от всего любящего сердца, пусть это самое любящее сердце – лишь крохотный размягченный участок сердца окаменелого. Отец помог Своему Сыну: во время ареста, перед судом, перед Пилатом и Иродом Христос совсем уже не похож на боящегося. А мы теперь можем надеяться на Сына, на Его содействие нашим попыткам, которые без Него остались бы лишь попытками – «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2,18).

Доверие к Богу означает радость, радостное восприятие действительности. Понятно, что в действительности радость вызывает далеко не всё. Но мы не потому радуемся жизни, что в ней всё прекрасно, а потому, что Христос с нами, в нас, и мы в Нем.

 

Ему ведомо всё, что с нами происходит, и Он послал нас вот сюда, в это время, в это место – не случайно, а потому что и Ему, и нам на самом деле так надо; чтоб мы вот здесь находились, вот через это прошли, вот это, с Его помощью, преодолели: «аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси. Жезл Твой и палица Твоя та мя утешиста» (Пс. 22, 4).

Господь предначертал наш путь, не ограничив при этом нашей свободы. Поэтому всякая ситуация, в которой мы оказались, всякое препятствие, вставшее перед нами – это наша задача, и, коли мы, опять же, хоть попытаемся справиться, – наша ступень к Нему. И это в самом деле радостный путь, а где радость – там энергия, сила, там желание идти вперед, оставив страх позади. И никакие психологические методики и школы «позитивного отношения к жизни» не дадут той живой радости, которую дает переживание всего происходящего вместе с Господом: «Не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой, Светом Трисолнечным, просвещающим мир» (Симеон Новый Богослов).

Надо знать и помнить: никакое событие не происходит только здесь, в этом мире: всё происходящее с нами здесь имеет продолжение, суд и разрешение там, в Вечности. «Не бойся, малое стадо, – говорит нам Христос, – ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство». И далее – призывает Своих учеников (а значит, и нас) не держаться за земное имение: «приготовляйте себе влагалища не ветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах (…), ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк.12, 32–34). Мы бренны, немощны, уязвимы, мы подвержены скорби и страху, но, когда сердце обращено к Небу, когда «чресла препоясаны и светильники горящи» (ср. Лк. 12, 35), – страх отступает, и мы с радостью дочитываем молитву оптинских старцев: «…научи меня молиться, надеяться, верить, любить и прощать. Аминь».

Марина Бирюкова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Оставьте комментарий

Ваш комментарий будет опубликован после модерации
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:
На Урале у мужчины врачи нашли беременность: чего?
как по 6 фразам понять, что вас не могут терпеть
СМИ: Осиротевшая Голубкина показала фото настоящей семьи
Отдыхать не будем на майские: почему и за что?

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Последние комментарии
Жёсткие кадровые решения
Новый комментарий от Владимир Николаев
26.03.2025 05:38
Почему чиновники не хотят заняться проблемой абортов?
Новый комментарий от Андрей А
26.03.2025 03:40
Эпилог Украины
Новый комментарий от Русский танкист
26.03.2025 03:23
Как часто надо причащаться?
Новый комментарий от Виктор Фролов
26.03.2025 03:16
Одесса – русская, а не еврейская
Новый комментарий от учитель
26.03.2025 02:25