История Свято-Иверского монастыря начинается с 1997 года. Именно тогда возле аэропорта, в северной части Киевского района Донецка, по благословению митрополита Донецкого и Мариупольского Иллариона, был заложен храм, рядом с которым планировалось основать православное кладбище.
В 2000 году храм с прилегающим участком земли стал подворьем Свято-Николаевского монастыря, а в 2002 году решением Священного Синода Украинской Православной Церкви получил статус монастыря, освященного в честь Иверской иконы Божией Матери.
В настоящий момент сестричество насчитывает шесть инокинь во главе с игуменьей Михаилой (Шевченко).
Постепенно неприглядный пустырь на окраине миллионного промышленного города превращался в цветущий сад: диковинные деревья, подаренные ботаническим садом, сосны и ели, цветники, радующие глаз многоцветием с ранней весны до глубокой осени, оглашались пением птиц.
Великого духовного и телесного труда стоило преображение монастыря, но Матерь Божия не оставляла, зримо придя в образе Своем со Святой горы Афонcкой.
Монах Свято-Пантелеимонова русского монастыря - Янис, выполнил список с чудотворной иконы Матери Божией Иверской. Полгода Крестным ходом обходила Она храмы и веси Донецкой земли, чтобы в 1999 году - год бомбардировок Югославии блоком НАТО - стать святыней возведенного к этому времени храма, где неисходно пребывала до начала бомбардировок Донецка.
Обитель созидалась постепенно: к церкви пристроили колокольню с просторным притвором, где помимо свечной лавки располагалась и просфорня. Внутри храм украсили фресками, выполненными по византийским канонам, резными иконостасом, фигурными каменными колоннами. Неподалеку появился двухэтажный келейный корпус с библиотекой, трапезной, жилыми кельями - белые стены, красная черепичная крыша, утопали в зелени, создавая иллюзию сельского пейзажа. Схожесть эту усиливал обширный земельный надел с садом, ягодником, огородами, где трудолюбием монахинь и мирян выращивались овощи и фрукты - стараясь прокормить себя, заготавливали урожай на зиму.
Сходство с сельским монастырем могло оказаться полным, не будь непрестанно взлетающих и садящихся самолетов. О близости большого города напоминал Донецкий аэропорт, находящийся в нескольких сотнях метров, расширенный в 2012 году строительством международного терминала - шум двигателей стал фоном повседневной жизни монахинь, однако, привыкнув, они перестали его замечать.
Но не только внешнее убранство требовало внимания и сил насельниц - общение с прихожанами, проповедь, обучение детей основам Православной Веры дополняли жизнь сестер.
Так продолжалась до 26 мая 2014 года - дня, когда в Донецк пришла война...
Учреждая монастырь, разве можно было предвидеть, что окажется он на линии огня... Первые взрывы, звук штурмовика, обстреливающего терминал, автоматные очереди... монахини, работавшие в огороде, сначала не поняли, что происходит.
Пробоины и щербатые выемки в белых стенах, срезанные осколками ветви подросших деревьев, развороченные могильные плиты и кресты...
«У нас нет охраны в обычном понимании этого слова. Мы каждый день совершаем Крестный ход с Иверской иконой Божией Матери. Просим Ее заступничества - в этом вся наша охрана. Если Она не защитит - не спасет никто», - рассказывала игуменья Михаила задолго до описываемых событий.
Сколько могли, оставались монахини в обители, ночевали в храме под чудотворной иконой Иверской, прячась от пуль и осколков, когда обстрелы усилились - эвакуировались, продолжая наведываться и следить за порядком.
Ни вещей, ни икон не забирали - не верилось, что посягнут на святыню, думали - стоит лишь немного перетерпеть... Но монастырь оказался стратегически-важным объектом: возвышался средь открытого места храмом и колокольней.
30 сентября 2014 года от прямого попадания загорелась крыша церкви. Деревянный сруб воскресной школы сгорел еще раньше, в келейных корпусах расположились ополченцы и огневые точки. До середины января 2015 года еще надеялись восстановить частично разрушенный храм, но штурм аэропорта и бои за него перечеркнули эти надежды.
Сейчас территория монастыря уже разминирована, и хотя жить там еще невозможно, матушки с помощниками разбирают завалы, сажают рассаду, обдумывают планы строительства новой церкви.
Господь поругаем не бывает!
Мы знаем: пройдет время, залечит искалеченная земля свои раны, наступит тишина, нарушаемая только пением птиц (да быть может еще гулом взлетающих и садящихся самолетов), вновь вознесутся ввысь маковка церкви да островершие колокольни, вырастут диковинные деревья, запестрят цветники, радующие глаз с ранней весны до глубокой осени -располагая к созерцанию, благоприятствуя главному монашескому деланию - молитве.
ХРАМ СВЯТОГО ИОАННА КРОНДШТАДСКОГО
Донецк. Район Петровский.
Храм святого Иоанна Крондштадского находится в бывшем поместье Карпова. В здании постройки начала века, до Революции, располагалась гимназия, после - школа-восьмилетка, со временем упраздненная. Так и осталась бы школа-поместье в запустении, не откройся в ней, в начале 90-х годов, храм святого праведного Иоанна Крондштадского, освященный в 1995 году.
12 июля 2014 года, в день первоверховных апостолов Петра и Павла, начались обстрелы Петровского района, причем, по храму наносились удары намеренно. В начале августа, снаряд «Града» не долетел до церкви метров 20 - до сих пор в огороде чернеет воронка. Через неделю прилетело уже с другой стороны: угодив в дерево, взрыв прогремел над кухней и хозяйственными постройками, обрушив крышу, выбив стекла и двери. Последний обстрел вели из гаубицы: снаряд упал за воротами, потом, метрах в 50-ти, в парке, третий угодил в купол. Судя потому, что крыша быстро занялась, снаряд был фугасным, храм выгорал, выскочившим из подвала настоятелю, отцу Александру Матвееву, с пономарями и сторожами под обстрелами удалось погасить пламя на крыше прилегающей крестильни, где сейчас продолжаются богослужения.
7 февраля 2015 года храм опять подвергся бомбардировкам. Был разворочена металлическая ограда, снаряд упал во дворе, последнее уцелевшее окно было разбито. 8 февраля литургия отслужили в подвале.
Наталья Батраева