Два друга

Косовские зарисовки

Наталья Батраева 
Косово 
0
18.02.2014 193
Пожилой человек с грустными глазами, склонив голову, сидел в гостиной монастыря Печ Патриаршая. Тяжело, честно прожив жизнь и вырастив троих сыновей, под старость скитаться по квартирам вдали от родных мест.

Мог ли он подумать в счастливое время второй половины ХХ века, что так будет не всегда? Мог ли предположить, что толстые стены его дома будут разрушены, а добротное, на протяжении многих лет организованное хозяйство, разорено? Тогда все казалось незыблемым. Сейчас, приехав в родные края, Вукое Марковичу стоило большого труда добраться в село, где находятся его дом и земля...

Вукое Маркович. Фото: Н. Батраева / Православие.Ru
Вукое Маркович. Фото: Н. Батраева / Православие.Ru

Путь пролегает по проселочной дороге в стороне от основной автомагистрали, через опустевшее село, где жили цыгане, как и сербы, изгнанные из родных мест. Позади возвышается живописная горная гряда, припорошенная снегом. Совсем по-весеннему греет яркое февральское солнце. В селе Лаго муниципалитета города Печ находится родовая усадьба семьи Маркович. Полтора гектара земли, дом, гараж для машин и сельхозтехники, коровник, искусственный водоем для разведения рыбы - так выглядело хозяйство отнюдь не самого зажиточного, но непременно работящего крестьянина в Югославии.

Вукое, по-хозяйски отбрасывая лежащий на дороге камень, приглашая нас войти...

Рассказ Вукое

На этой земле жили мои прадед, дед и отец. Я тоже родился здесь и прожил до 55 лет. Здесь женился. Здесь появились на свет мои сыновья.

Вукое Маркович в родном селе. Фото: Н. Батраева / Православие.Ru

До Второй мировой войны наше село насчитывало по 45 сербских и албанских дворов. При социализме число сербских семей осталось прежним, а албанских увеличилось в четыре раза. Несмотря на это, еще в 1960-70-х годах мы жили как братья и сестры, словно одна большая семья! Албанцы были нам хорошими соседями - мы вместе делили радость и горе: они приходили к нам на свадьбы, Крестную славу; нас приглашали на свои праздники. Если кто-то умирал - вместе хоронили и справляли поминки. Никто никого не трогал - я не припомню ни проблем, ни национальной вражды.

Наша семья вела большое хозяйство. Держали пять коров молочной породы, которые я привез из Швейцарии, разводили рыбу, выращивали овощи. Для обработки земли использовали трактор с необходимыми приспособлениями, плуг, круг для помола кукурузы. Я работал на фабрике «Печ» и сельхозпредприятии, работа начиналась с семи утра и продолжалась до трех-четырех дня - оставалось еще достаточно времени для себя. Жили в хорошем доме с гостиной и двумя спальнями - сейчас от него и других построек почти ничего не осталось...

В 1999-м наше село не пострадало от бомбардировок, основной удар пришелся по Печи. Тогда многие шиптары бежали в Черногорию и Албанию, но некоторые остались: если они не выходили из дома - практически не подвергались опасности, но если перемещались, могли быть ранены или убиты.

По окончании бомбардировок югославская армия покинула Косово, с ней бежало и большинство сербского населения, в том числе и наша семья. Сербы села Лаго больше не вернулись - лишь иногда мы наведываемся, смотрим на разоренное хозяйство... В округе сохранилось всего несколько сербских сел, благодаря людям, оставшимся в своих домах: Бело Поле, Цига, Брестовик, Лазовичи, Льош, Гораждевац.

Вукое Маркович внутри оскверненного храма Святой Троицы. Фото: Н. Батраева / Православие.Ru
Вукое Маркович внутри оскверненного храма Святой Троицы. Фото: Н. Батраева / Православие.Ru

В июне 1999 года, через десять дней после нашего ухода, из Черногории переправились никогда не жившие здесь албанцы (целая банда) - они разграбили все! Забрали скотину и оставшееся имущество, разрушили и сожгли дома. Им никто не препятствовал - НАТО не вмешивалось.

Сейчас мы с женой снимаем квартиру в городе Кралево на юге Сербии. Двое моих сыновей работают в полиции Косово, третий - инженер по профессии - на гидроэлектростанции на границе с Болгарией. Они все женаты, имеют детей, у каждого свое жилье. Мы с женой снимаем квартиру и платим 200 евро в месяц, в то время как мою землю уже восемь лет обрабатывает сосед-албанец Юзеф Мучкуртай. Он самовольно захватил и другие сербские участки, но мы ничего не можем сделать, закон нас не защищает - такие здесь порядки.

Но, несмотря ни на что, если у нас будет возможность вернуться - мы вернемся! Это наша земля! Здесь родились мои отец и мать, сестра и братья. Мы всегда жили мирно, и только политика все испортила и всех рассорила. Я не знаю, возможно ли сейчас жить вместе? Все зависит от государства: без уверенности в будущем, в своей безопасности, нам сложно вернуться.

Церковь Святой Троицы

На окраине села Лаго находится старинное православное кладбище, о возрасте которого свидетельствуют древние каменные кресты. Здесь, перед храмом, похоронены отец и дяди Вукое, чуть поодаль покоится мать. Сейчас все надгробия осквернены и разрушены. Кладбище постепенно и целенаправленно превращается в свалку. Над памятниками сербских полицейских, убитых албанцами, вандалы поработали с особой жестокостью: надгробные плиты и фотографии разбиты на мелкие куски, изображения лиц уничтожено. Когда один из вскрытых склепов родственники стали приводить в порядок, то не обнаружили головы лежащего там человека.

Церковь Святой Троицы и сербское кладбище. Фото: Н. Батраева / Православие.Ru
Церковь Святой Троицы и сербское кладбище. Фото: Н. Батраева / Православие.Ru

Церковь Святой Троицы, стоящую там же, возводили всем миром на фундаменте храма XVI века. Битая черепица и строительный мусор под ногами, закопченные стены с надписями, выщербленные окна... Вукое, сгорбившись, заходит в алтарь, где от Святого Престола остался только каменный столб, да скинутая поперечная плита. Он зажигает свечу и, осенив себя крестным знамением, ставит ее на место принесения Бескровной Жертвы.

В альтаре церкви Святой Троицы. Фото: Н. Батраева / Православие.Ru
В альтаре церкви Святой Троицы. Фото: Н. Батраева / Православие.Ru

- Я руководил строительством этого храма: каждый камень здесь трижды прошел через мои руки. Строили на деньги поселковых властей и пожертвования простых людей: собирали от дома к дому в трех муниципалитетах: Печ, Клина, Исток и частично в Ораховце. Многие люди здесь потрудились, причем, местные албанцы помогали наравне с сербами. В три года завершили строительство, освятили, подготовили стены к росписи (сразу не хватило денег), но всего через год, в 1999-м, ее осквернили и подожгли. Причем, те, кто это сделал, пришли со стороны и никогда здесь не жили. Принимали ли в этом участие местные албанцы, я не знаю.

Юсуф

Мы стояли посреди растерзанного кладбища. Я задавала вопросы и записывала наш разговор, и вдруг боковым зрением увидела идущего по дороге молодого албанца (сербов в этом районе нет), через некоторое время он прошел обратно, пристально глядя на нас... Предательски заныло где-то внутри - мы находились далеко от города, полиции и основной автомагистрали.

Разбитые могильные плиты на сербском кладбище. Фото: Н. Батраева / Православие.Ru
Разбитые могильные плиты на сербском кладбище. Фото: Н. Батраева / Православие.Ru

Далее последовала сцена в лучших традициях голливудского жанра... Не прошло и пяти минут, как в нашу сторону на полной скорости неслась машина с албанскими номерами... Когда она резко и с разворотом затормозила, все замерли (помимо Вукое, наша «съемочная группа» состояла из девушки Людмилы и водителя-серба). Как в замедленном кино увидела я распахнувшиеся двери и бегущих в нашу сторону мужчин... Я не шевелилась. Мозг лихорадочно просчитывал варианты поведения, тело же бездействовало, понимая всю тщетность любых усилий. Окинув взглядом развороченные могилы, я подумала, что более подходящего места для неожиданной встречи трудно сыскать: в случае неудачного исхода найдут нас нескоро, если вообще найдут...

Каково же было мое удивление, когда Вукое, пристально вглядевшись в бегущих, бросился навстречу, и они по-дружески обнялись.

Вукое с албанцем и его сыном
Вукое с албанцем и его сыном

Оказалось, что старший из албанцев - Юсуф, друг Вукое! Много счастливых дней насчитывало их общее детство в той, другой жизни... Переходя с сербского языка на албанский и с албанского на сербский, они обменивались новостями, в нетерпении перебивая друг друга:

- Как ты? Семья? Соседи? Ахмед жив? - скороговоркой спрашивал Вукое.

- Жив, но плохо себя чувствует. Как твои жена и дети? - вопросом на вопрос отвечал Юсуф.

- Хорошо! Ты когда вернулся из-за границы?

- Три или четыре года назад.

- Это - твой сын? - показал Вукое на молодого рослого парня...

Диалог длился бесконечно. Тени прошлого, восстав из небытия, показывали пример истинности добрососедства и искусственности развязанной вражды. Если люди не хотят убивать друг друга, их надо заставить, и тогда мир качнется в ином, кем-то заданном направлении...

- Я помогал строить эту церковь от фундамента до крыши, как и многие другие албанцы нашего села, - показывает Юсуф на храм. - Разрушение церкви - это вандализм! Пришли чужие люди и сделали это... я не жил здесь тогда: 12 лет провел в Германии. Я родился в этом селе, наши отцы, деды, прадеды жили вместе. Мы 30 лет дружили с Вукое! Вместе играли в футбол, ходили на рыбалку, работали. Наши семьи никогда не имели проблем друг с другом, мои дети постоянно находились в его доме и наоборот. Я очень обрадовался, когда узнал о его приезде и поспешил повидаться и обменятся телефонами. Я каждый год езжу в Сербию, и очень хотел бы увидеть всю семью: Драгана, Мича, Сашу, Лазо, Ацу, Ранко, Бранко, Зорана... Пойдемте, выпьем кофе у меня.

Мы отказались. Не знаю, насколько искренне было это предложение - очень хочется верить, что говорил Юсуф от чистого сердца! Символична показалась мне эта встреча двух разных людей, предки которых из поколения в поколение в мире и согласии жили в одном селе.

* * *

На сербском кладбище. Фото: Н. Батраева / Православие.Ru
На сербском кладбище. Фото: Н. Батраева / Православие.Ru

Во время работы над рассказом я приехала на дачу, где не была полгода, и сразу заметила изменения в пейзаже. Пригляделась: нет дерева, растущего под окнами. Причиной стала 40-сантиметровая полоска земли, захваченная соседями в мое отсутствие... И поняла я, что испытывает Вукое и другие сербы, наблюдая, как агаряне хозяйничают на землях отцов. И горько стало от того, что не в войну и не от нужды... а русские да у русских... Только и хотелось сказать: «Ну, а дерево-то за что?» Вспомнились сожженные сербские дома и дичающие земли - а ведь тоже думали, что на века...

Пусть кто-то возразит: нечестие было всегда! Но не стало ли оно массовым в последние годы? Не произошел ли переворот в имперском сознании русского человека, урезав его до восприятия своих соток и квадратных метров, лишив ощущения Родины? Не случилось ли уже невидимое Косово у нас в России, где живут коренные жители в духовных гетто и, перебегая от анклава к анклаву, конвоируют чувства и произносимые слова, а недруги тем временем, не спеша, пядь за пядью, ставят заборы на чужой земле.

Наталья Батраева
Фото автора

http://www.pravoslavie.ru/arhiv/68497.htm

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Наталья Батраева
Донецкая Вратарница. Документальный фильм
+ книга. Донбасская трилогия. Фильм первый
28.04.2021
В стоянии с Богом
Памяти игумении Печского монастыря Февронии (Божич)
28.12.2015
Два друга
Косовские зарисовки
18.02.2014
Все статьи Наталья Батраева
Косово
Тополь ужаса
Стихотворение Александра Шинкарёва, посвященное Ясеновацким новомученикам
13.09.2021
Соболезнования в связи с гибелью Александра
Мельника и Евгения Зиничева
13.09.2021
Ясеновац – новое сербское Косово
О самой страшной сербской трагедии ХХ века
13.09.2021
Отстаивайте свои ценности
Вечная память Александру Мельнику и Евгению Зиничеву
09.09.2021
«Будущее России: Империя или новое Косово? Русский народ, миграция и межнациональные отношения»
Подготовлена резолюция по итогам международной видеоконференции
03.09.2021
Все статьи темы
Последние комментарии
Ложь и инсинуации православных ковид-диссидентов
Новый комментарий от Геннадий С.
18.09.2021 10:54
Миграционный топор в руках кукловодов
Новый комментарий от Калужанин
18.09.2021 09:44
Умудренная империя
Новый комментарий от С. Югов
18.09.2021 09:34
Вернуться в Россию
Новый комментарий от Русский Сталинист
18.09.2021 08:09
Надежда на обязательную вакцинацию для всех
Новый комментарий от Геннадий С.
17.09.2021 21:06
Остановим ли мы прогрессирующую дебилизацию общества?
Новый комментарий от Алексей Юрьев
17.09.2021 17:32
Во свете открывается тьма
Новый комментарий от Игорь Бондарев
17.09.2021 16:00