Они спасали красоту

В Царском Селе открылась мемориальная мастерская знаменитого реставратора

Александр Сергеевич Пушкин 
0
546
Время на чтение 6 минут
Они спасали красоту

Реставратор в Санкт-Петербурге - одна из наиболее почитаемых профессий. Особый интерес и у специалистов, и просто у ценителей петербургской архитектуры вызывает школа реставрации, возникшая в Ленинграде в первые годы после Великой Отечественной войны. Однако в городе на Неве нет Музея реставрации. Нет места, где бы все желающие смогли увидеть, как работали люди, кому судьба повелела возродить красоту, созданную предками.

О подобном музее в последнее время говорят и петербургские деятели культуры, и сами реставраторы - понимая, что время быстротечно, и уже через несколько лет формировать экспозицию будет все труднее и труднее. Ведь уходят из жизни те послевоенные реставраторы, чей труд был поистине титаническим: они не просто совершенствовали отдельные архитектурные детали, они поднимали памятники из руин.

О таком музее мечтала и Лилия Михайловна Швецкая, скульптор-реставратор, в последние десятилетия своей жизни неустанно трудившаяся в городе Пушкине - Царском Селе.

А началось все в 1954 году - выпускница знаменитого училища имени В.И. Мухиной стала сотрудником Ленинградских научно-реставрационных производственных мастерских. Тогда в Ленинграде и пригородах начиналась масштабная реставрация памятников архитектуры. Многие памятники были варварски изуродованы, а иные разрушены почти до основания. Выпускники «Мухи» были востребованными специалистами. Одни из них были участниками войны, другие - пережили блокаду и оккупацию. Из Псковской области, где более трех лет «хозяйничали» фашисты, приехала в освобожденный Ленинград и юная Лиля. Она еще в школе была «главным художником». Рисовала самозабвенно - для школы, для себя, для друзей... Поэтому выбор художественно-промышленного училища был не случаен. На старших курсах увлеклась скульптурой, особенно любила керамику. И конечно, мечтала о создании собственных больших произведений. Однако в послевоенном Ленинграде задачей номер один было восстановление уникальных зданий и их интерьеров. «Мы все, еще будучи студентами, так хотели восстановить любимый всеми Ленинград, что забывали обо всех своих личных делах, о быте... Мы не думали о хлебе насущном, об одежде, мы думали о красоте города».

 

«Забывать о личных делах» - с этим девизом в душе трудилась долгие десятилетия Лилия Михайловна Швецкая. Она участвовала в реставрации Летнего дворца Петра I, Домика Петра I, Петропавловской крепости, Меншиковского дворца, Мраморного дворца, Казанского собора, Музея этнографии...

 

Делала обмеры, лепила недостающие детали. Суток тогда не хватало. Много времени уходило на, казалось бы, рутинную работу - собирать осколки, обломки старинного лепного декора, старинных скульптур. Потом детали приходилось долго сортировать, с помощью старых фотографий и чертежей воссоздавать прежние украшения дворцовых интерьеров.

Любимым архитектурным стилем Лилии Швецкой был стиль барокко. Барочные фигуры вблизи выглядят неестественными, у них порой слишком длинные руки и ноги, слегка искаженные лица с чересчур пухлыми щеками и длинными носами. Однако когда барочные «девушки» или «юноши» «взлетают» на стены того или иного дворца, все меняется - и позы, и выражение лиц. Начинается жизнь со всем ее многообразием - жестов, мимики, образов, судеб... Начиналось волшебство, сказка. Лилия Михайловна в этой сказке сама чувствовала себя героиней и забывала о невзгодах послевоенной жизни. Впрочем, с этим ощущением жили тогда многие реставраторы. Красота интерьеров, которые они возрождали, возмещала многие тяготы послевоенного быта. При всех физических трудностях - грязь, холодные залы, запахи вредных для здоровья лаков, клея - реставрационный труд доставлял радость. Вот почему большинство первых послевоенных оставались верными своему делу до самой кончины...

Расцвет творчества Лилии Михайловны Швецкой - реставрация интерьеров Екатерининского дворца в Царском Селе. Более десяти лет она воссоздавала декоративную скульптуру Большого зала дворца - это свыше ста детских и женских фигур, детали обрамления оконных рам и дверей. Лилия Михайловна выполняла модели для воссоздания фигурных композиций Картинного зала, Кавалерской столовой, Зеленой столовой... Весь культурный мир сегодня знает о возрожденной российскими реставраторами Янтарной комнате.

 

Однако мало кто слышал имена этих талантливых мастеров, в том числе имя Лилии Швецкой, которая долгое время трудилась над воссозданием двадцати четыре барочных женских головок, которые потом вознеслись над зеркальными пилястрами этого уникального дворцового зала...

 

За годы своей работы Лилия Михайловна сменила несколько мастерских. Одна из них была на верхнем этаже самого Екатерининского дворца, другая - в царскосельской Певческой водонапорной башне (Певческой она называется потому, что когда-то там жили певчие дворцового храма - помещения позволяли), а после пожара в башне Лилия Михайловна поселилась на Средней улице - в маленькой мастерской, в одном из бывших подсобных сооружений Екатерининского дворца... Здесь Швецкая делала «своих китайцев» - так она называла фигуры для Китайского моста в Александровском парке Царского Села. В маленькую мастерскую на Средней улице всегда приходили люди - друзья, коллеги по реставрации, школьники, которые хотели научиться лепке, да и просто случайные прохожие. Увидев открытую дверь, ведущую в помещение, где находились удивительные гипсовые и глиняные «жители», мало кто мог устоять. И Лилия Михайловна всегда привечала любознательных прохожих. И часто одаривала своих гостей разными гипсовыми фигурками, которые иногда отливала тут же, при посетителе... Летом она с гостями любила выходить к роскошному кусту жасмина, который цветет и сейчас напротив мастерской. Налюбовавшись цветением, шли пить чай, читали стихи, пели. А потом, когда гости уходили, Лилия Михайловна продолжала работать. Многим казалось, что она вообще не покидает мастерскую...

Лилия Михайловна скончалась в 2012 году, в Рождественский сочельник. Отпевали ее в Знаменской церкви, которая едва вместила всех, кто пришел попрощаться с душевным человеком и талантливым русским реставратором. И долго все ее друзья не могли свыкнуться тем, что теперь они уже не откроют дверь маленькой мастерской и не увидят любимую Лилечку в синем платье, покрытом гипсовой пылью...

Лилия Михайловна часто говорила:

«Не будет меня - куда денутся мои скульптуры, модели, отливки, куда денутся мои фотографии?.. Так хотелось бы, чтобы люди смогли всё это видеть... Столько моих коллег ушло, такие архивы остались - неужели всё потихоньку растеряется, и в XXI веке молодежь не будет знать, как трудились реставраторы после войны? Нужен, нужен в Петербурге Музей реставрации и реставраторов...».

Мысль о том, что мастерская Швецкой должна жить и после ухода ее хозяйки, не покидала друзей Лилии Михайловны. Помещение стали приводить в порядок - убирали в кладовую предметы не столь значимые, расставляли модели и скульптуры - так, чтобы это являло собой достойную экспозицию, развесили старые фотографии, на маленьком стенде поместили книги и публикации, посвященные Лилии Михайловне. Наталья Геннадьевна Коршунова, Эрнст Валентинович Трускинов, Наталия Михайловна Фомичева, Наталья Митрофановна Яцук, Алексей Иванович Шевченко и многие другие жители города Пушкина (и не только этого города) устраивали в мастерской постоянные субботники. Инициатива членов «Швецкого клуба» (так в шутку называют себя друзья Лилии Михайловны) была поддержана и руководителями музея-заповедника «Царское Село»: ведь Лилия Михайловна Швецкая была одним из талантливейших реставраторов, восстановивших Екатерининской дворец.

«Наш музей чтит память тех, кто возрождал из руин былое великолепие, - говорит заместитель директора по научной и просветительской работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Куртовна Ботт. - Открыта мемориальная выставка в рабочем кабинете Александра Александровича Кедринского, выдающегося архитектора-реставратора. В залах дворца размещена экспозиция, посвященная художнику-реставратору Я.А. Казакову. И вот теперь мемориальная мастерская Лилии Михайловны Швецкой, замечательного скульптора, прекрасного человека, которого знали и почитали не только коллеги по музею, но и многие жители города Пушкина. Мы надеемся, что деятельность и творчество реставраторов послевоенного поколения всегда будут интересны и специалистам, и обычным посетителям музеев Петербурга и его пригородов».

...Мемориальную мастерскую украшают барочные фигуры, скульптурные портреты, здесь же находятся награды, диплом о присвоении звания «Почетный житель города Пушкина» (Лилия Михайловна получила это звание незадолго до кончины). Она создала серию портретов своих современников, в том числе барельефы поэта Анны Андреевны Ахматовой, легендарного директора Павловского дворца-музея Анны Ивановны Зеленовой, бюсты знаменитого мецената, барона Эдуарда Александровича Фальц-Фейна, архитектора, директора ГМЗ «Царское Село» Ивана Петровича Саутова, искусствоведа Абрама Григорьевича Раскина... Есть в мастерской и гипсовые модели китайца и двух китаянок - последний труд скульптора-реставратора Швецкой...

На столике у окна лежит альбом, где все посетители по просьбе Лилии Михайловны оставляли свои записи. Теперь этот альбом - исторический артефакт, здесь есть и строчки юных школьников города Пушкина, и автографы заграничных аристократов. Я часто бывала в этой дорогой моему сердцу мастерской и тоже однажды расписалась в альбоме: «Ваши руки гипс и глину превращают в вечность, мудрой красоте былого дарят бесконечность. 2003 год».

И вот создан новый маленький музей в Царском Селе - мемориальная мастерская скульптора-реставратора. Положен краеугольный камень большого Музея реставрации, о котором так мечтала Лилия Михайловна Швецкая...  

http://www.stoletie.ru/sozidateli/oni_spasali_krasotu_176.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Константиновна Кротова
«Отечество нам Царское Село...»
В городе Пушкине открылся Музей Императорской Николаевской Царскосельской гимназии
13.10.2015
Хранительница Павловска
Памяти замечательного реставратора Анны Ивановны Зеленовой
01.07.2015
«Не только именем я русский...»
Всеволод Рождественский, поэт редкого дарования, отразил в своих стихах целую эпоху
15.05.2015
Вместе с отцом
Послесловие к параду «Бессмертного полка» в Санкт-Петербурге
14.05.2015
Русская дорога в Словении
Словенцы считают: часовню под Вршичем должен увидеть каждый приехавший из России
28.04.2015
Все статьи Марина Константиновна Кротова
Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература 15.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
21.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 14.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
20.12.2024
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 13.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
18.12.2024
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Туляк
26.12.2024 11:36
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от Сергей из НН
26.12.2024 08:19
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от Русский танкист
26.12.2024 07:55
В Феофании состоялось итоговое заседание Священного синода УПЦ
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
26.12.2024 05:47
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от Владимир Петрович
26.12.2024 05:15
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.12.2024 04:51
Моноспектакль «Маскарад последнего века»
Новый комментарий от prot
26.12.2024 02:52