1 июля в Санкт-Петербурге отмечают День реставратора. В нынешнем году этот праздник приобретает особый смысл - он посвящается памяти тех, кто в годы Великой Отечественной войны спасал красоту города и возрождал ее в первые мирные годы.
Вспоминая о ней, все чаще используют эпитет «легендарная». Легендарный директор, легендарная женщина, легендарная личность... И хотя еще здравствуют люди, которые хорошо помнят Анну Ивановну Зеленову, все чаще в рассказах о ней возникают образы прекрасной сказочной героини. Это случается лишь тогда, когда дело, оставленное на земле человеком, приносит истинную радость, истинное душевное отдохновение.
«В уюте Павловска...»
Прекрасный пригород Санкт-Петербурга Павловск назван так в честь Государя Павла Петровича. Однако не сам Государь, а супруга его, Мария Федоровна, в свое время внесла в создание новой царской резиденции столько стараний и творчества, что стал этот маленький город с огромным парком известен на всю Европу.
А спустя полтора столетия, после страшной войны, другая женщина, Анна Зеленова, отдала душу свою и все телесные силы на то, чтобы Павловск возродился к жизни.
В самом деле, у этого городка - женское лицо. Милое, уютное, какое-то домашнее. Но как-то проходила я по Тройной липовой аллее Павловского парка, а в голове вдруг зазвучали строчки: «В уюте Павловска такая скрыта боль...». Так появилось стихотворение, посвященное создателям и хранителям города-музея.
И главной хранительницей, точнее - спасительницей Павловска, в XX веке стала Анна Ивановна Зеленова.
Через какую же боль прошла Анна, чтобы оставить нам прекрасный дворец и прекрасный парк? Как на постоянном преодолении собственных скорбей и скорбей Времени, смогла она, в конце концов, выйти победительницей?
Корнями Анна Ивановна Зеленова - рабоче-крестьянская. Мама, Анна Тимофеевна Платонова, родилась в Гатчине, в семье краснодеревщика; потом, уже живя в Петербурге, обучилась белошвейному делу. Отец, Иван Андреевич Зеленов, - из тверских крестьян деревни Лазарьково Радуховской волости. Служил на флоте, в Кронштадте. Во время увольнительной, в Петербурге, познакомился с белошвейкой Анечкой... Единственный ребенок, дочка, которую тоже назвали Анной, появилась на свет 28 февраля 1913 года. Любовь и трудолюбие царили в этой семье, где заработки были скромны, но постоянны: Иван Андреевич был квалифицированным рабочим, освоившим много специальностей. Трудилась и Анна Тимофеевна: в Экспедиции заготовления государственных бумаг.
А потом революция, голодный Петроград, безработица... Тяжелая болезнь приковала Ивана Андреевича к постели, Анна Тимофеевна стала ухаживать за мужем. Главной кормилицей становится школьница Аня. Она училась тогда в восьмом классе, в знаменитой немецкой школе «Петершуле». Училась с радостью и удовольствием, как все дети, одаренные от природы и согретые родительской любовью. Когда же в семье наступили тяжелые времена, юная Аня, не оставляя школу, стала работать: она была репетитором, трудилась в библиотеке, выполняла чертежи. Когда читаешь воспоминания Анны Ивановны, поражаешься тому, какой внутренний порядок был заложен в характере этой девочки. Аня успевала всюду: библиотеки, детская драматическая школа, режиссерские курсы, изучение немецкого, английского, французского (немецкий она знала лучше других языков, и это пригодилось ей впоследствии). И даже - «попытка курсов кройки и шитья».
Еще учась в средней школе, Анна поступает в Учебно-конструкторский комбинат «Техмасс», проходит практику техника-строителя, потом становится заведующей чертежными курсами. Но... «С 1933 г., - пишет в своей биографии Анна Ивановна, - я решила изменить свою специальность, так как имела постоянную склонность к области так называемых гуманитарных наук. После поступления в Ленинградский Госуниверситет на экскурсионно-переводческое отделение я перешла на педагогическую работу и музейно-экскурсионную работу... Поступив в ОПТЭ (Общество пролетарского туризма и экскурсий), я могла совмещать учебу с работой, являясь экскурсоводом Гос. Эрмитажа, Русского музея и пригородных дворцов-музеев».
Она с каким-то особым восторгом впитывала все, что дает человеку жизнь. Жизнь в городе, который еще совсем недавно был столицей Российской империи, в городе, который задумывался его создателем как образец европейской красоты и гармонии.
Собственно, сам город и стал ее главным воспитателем и учителем. И, спустя несколько лет, в страшные блокадные дни, Анна делала всё, что было в ее человеческих силах, чтобы спасти эту красоту и гармонию. Так она отдавала высокий долг - долг ученика...
В 1936 году Анна Зеленова становится штатным работником Павловского дворца-музея и парка. Занималась, в том числе, инвентаризацией музейных ценностей. Работа кропотливая, трудоемкая, а порой и... скучная. Но ведь без этого трудно себе было представить, чем в действительности владеет музей. Здесь требовались натуры усидчивые, внимательные и честные. Не случайно в июле 1941 года Анну Зеленову (тогда она трудилась в Музее истории Ленинграда) вновь призвали в Павловск - уполномоченным по эвакуации музейных ценностей.
6 июля она приехала в Павловск, а фашисты были уже совсем рядом. Для музейщиков оставались считанные дни - 16 сентября город был оккупирован гитлеровскими войсками.
...Сегодня нередко приходится слышать о том, что в той войне было сделано «не так». Но давайте вообразим себе двадцативосьмилетнюю женщину, перед которой поставлена огромная задача. А враг уже подступает, а во дворце уже нет света, и в маленьком городе перебои с едой, и люди кругом охвачены паникой... Какая сила жила в этой хрупкой женщине, у которой к тому же было слабое зрение и больные ноги, - один Господь ведает. Помощники у нее были разные, у иных опускались руки. Но больше было людей смелых и честных. Вот что вспоминал о том времени Николай Викторович Вейс, исполнявший тогда обязанности главного хранителя дворца-музея: «Исправно несли свою вахту назначенные нами дежурные. Иван Романов, дежуря на своем участке, первым увидел фашистских мотоциклистов и примчался на велосипеде нас предупредить. Он выполнил свой долг. А по большому счету он спас и наши жизни, и те художественные сокровища, которые были зарыты, а планы захоронений находились у Анны Ивановны в портфеле. Это был настоящий русский человек. С нами работали настоящие русские люди, которые вели себя очень достойно в тот страшный период».
14 сентября 1941 года Анна Ивановна Зеленова и Николай Викторович Вейс пешком направились в Ленинград. Началась блокада.
Благословенный день
Когда будете в Петербурге, то непременно посетите Исаакиевский собор, но не только прекрасный верхний храм с алтарем и уникальными иконами-картинами. Надо непременно спуститься в подвал собора, где с недавних пор открыта экспозиция, посвященная музейщикам блокадной поры.
Сотрудники музеев находились тогда на казарменном положении и не уходили из собора круглыми сутками: надо было следить за сохранностью уникальных ценных предметов. Ночевали в сыром подвале. На улице - минус сорок. Не все выдерживали эти мучения: из шестидесяти сотрудников в первую блокадную зиму восемнадцать человек умерло...
А весной сорок второго в подвалы собора хлынула вода - из поврежденного водопровода и сквозь пробитую снарядом крышу. И опять нужно напрячь воображение и представить себе, как изможденные, голодные люди черпали ржавыми ведрами воду и выливали ее ... прямо на площадь. Дальше не было сил идти... Но жизнь в блокадном городе продолжалась! И музейная жизнь - тоже!
Именно в это время Анну Ивановну Зеленову назначают начальником Музейного отдела Управления дворцами и парками Ленинграда, а затем - Управления по делам искусств. Звучит так обыденно, даже по-канцелярски: «управление», «отдел»... Но это было не сидение в кабинете с ворохом бумаг и приказов. По должности своей Анна Ивановна занималась регулярно обходами города: осмотр, зарисовки, обмеры, фотографирование памятников... И это опять же при постоянных артобстрелах и бомбежках, ведь блокада Ленинграда еще не была снята.
Когда же настал этот благословенный день, 27 января 1944 года, и прозвучали залпы праздничного салюта, и ожил изможденный город, ленинградцы стали считать раны... А раны эти были тяжелейшими. И представить себе, что их можно залечить, даже иным оптимистам было невозможно. И вот в очередной раз я обращаюсь к читателям этих строк: если соберетесь на экскурсию в Павловск, взгляните на фотографии разрушенного и сгоревшего дворца. И вновь представьте себе хрупкую молодую женщину, которая бежит навстречу этой руине. Она еще с трудом представляет себе, как можно из этой руины воссоздать прекрасное здание. Но она уже знает, что будет делать это.
Рядом с Анной Ивановной трудились талантливые специалисты - Федор Федорович Олейник, Наталия Ивановна Громова, Ксения Ивановна Куровская, Софья Васильевна Попова-Гунич... Но пока архитекторы и искусствоведы готовили свои реставрационные планы, нужно было сделать черную и, наверно, самую опасную работу - разбор завалов, разминирование... Анне Ивановне удалось привлечь к этим трудам ...Управление аэродромного строительства, которое подчинялось НКВД!
Желание дать прекрасному Павловску новую жизнь было не только у павловчан, на воскресники приезжали жители Ленинграда - и молодые, и постарше. Это были мирные труды, это было счастье созидания. А с каким вдохновением работали на восстановлении дворца мастера-реставраторы! Это Всеволод Владимирович Полякин, Виктор Яковлевич Евсеев, Надежда Ивановна Мальцева, Тамара Петровна Шабалкина, Иван Васильевич Федотов, Михаил Маркович Козлов, Валентин Павлович Куныгин... Можно еще перечислять десятки имен резчиков, скульпторов, лепщиков, живописцев, позолотчиков - тех пионеров послевоенной реставрации, которые - нередко в прямом смысле по крохам! - воссоздавали дворец. И десятилетия не прошло, как первые дворцовые залы увидели посетители. Это ли было не истинное чудо возрождения!
Сама Анна Ивановна покидала дворец лишь тогда, когда ей нужно было ехать к очередному большому начальнику - доказывать, упрашивать, настаивать (она в прямом смысле слова жила во дворце, в маленьком помещении на антресолях - не могла расставаться со своим детищем даже на сутки).
Анна Ивановна Зеленова стала первой среди коллег-музейщиков, кто разработал и реализовал методику реставрации архитектурно-паркового ансамбля. А сколько трудов ей стоило убедить высоких руководителей в том, что во дворце должен быть именно музей, а не дом отдыха или военное учреждение (а ведь такое вполне могло случиться, как в ситуации с Александровским дворцом в Царском Селе, где долгие десятилетия после войны располагалось военно-морское заведение). Сейчас, в XXI веке, об этом тоже многие забыли: дворец - он и есть дворец, разве может быть иначе?..
И земля, и Небо
Все меньше в Павловске людей, которые знали Анну Ивановну Зеленову лично. 5 февраля нынешнего года скончалась Аделаида Сергеевна Ёлкина, ближайший друг и соратник Анны Ивановны. По воспоминаниям Аделаиды Сергеевны (большей частью) и написан этот очерк. Благодаря ее усилиям в петербургской академической Капелле 28 февраля 2013 года состоялось торжественное заседание, посвященное 100-летию Анны Ивановны Зеленовой. Было много теплых слов, музыки... Но самой красивой приметой того вечера стало то, что в зале сидели пожилые люди, лично знавшие Анну Ивановну. Многим было далеко за восемьдесят лет. Добраться из Павловска в Петербург - этим старикам невозможно, здоровье не позволяло. Аделаида Сергеевна из личных скромных средств музейщика (она была тогда старшим научным сотрудником ГМЗ «Павловск») оплатила поездку на автобусе «Икарус» - из Павловска в Петербурга и обратно - в Павловск. Позже она сказала: «Я знаю, что так бы сделала и Анна Ивановна...». Вообще, по рассказам старожилов Павловска (не только музейщиков, но и обычных жителей, ведь директора Зеленову после войны знали почти все павловчане), Анна Ивановна была человеком удивительной щедрости и отзывчивости. Один из ярких примеров тому любила приводить Аделаида Сергеевна, которая в течение какого-то времени жила вместе с Анной Ивановной и ее старенькой мамой. «Как-то поздно в квартиру нам позвонили, я открыла дверь, - рассказывала Аделаида Сергеевна. - На пороге стояла взволнованная женщина и умоляла повидаться с Анной Ивановной. Я попросила ночную гостью прийти завтра, так как Анна Ивановна уже спала. Женщина ушла. Но Анна Ивановна услышала наш разговор и велела мне догнать эту женщину, сказав, что у человека, наверно, беда и мы должны ей помочь... Я бежала по темному Павловску и, к счастью, нашла нашу неожиданную гостью...».
Анна Ивановна не имела своей семьи, детей. Ее семьей был весь коллектив музея, жители Павловска, да и просто люди, которые нуждались в тепле, заботе, внимании. Кого-то она устраивала на работу, кому-то давала приют, кого-то поддерживала добрым словом, душевным разговором...
В 1979 году Анна Ивановна пережила сильнейшую драму. Ее уволили с поста директора музея, формально сославшись на возраст. На самом деле освобождали место нужному чиновнику. К тому моменту трудовой стаж Зеленовой на директорском посту составил ... почти сорок лет! Анне Ивановне предложили должность методиста по культмассовой работе. И она не ушла из любимого дворца, работая на этой скромной должности так же творчески, как и раньше. «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца» - думается, что именно так жила Анна Ивановна Зеленова, вынесшая на своих плечах и военные тяготы, и тяготы восстановления одного из самых красивых в Европе дворцово-паркового ансамбля. А вот человеческую подлость перенести было трудно. Анна Ивановна умерла 16 января 1980 года, не дожив чуть более месяца до своего 67-летия...
Юрий Васильевич Алексеев (поэт, сотрудник Павловского дворца, друг Анны Ивановны Зеленовой, к сожалению, тоже недавно ушедший от нас) произнес прекрасные слова, вспоминая похороны Анны Ивановны:
«У нее было удивительно спокойное лицо. Удовлетворенное. Либо тем, что она сделала на этой Земле, либо тем, что она увидела Там».
Постскриптум
Идея установки памятника Анне Ивановне Зеленовой уже много лет живет в Павловске. В 2007 году по инициативе «Общества любителей Павловска» на Садовой улице, рядом с храмом Св. Марии Магдалины и зданием дворцовой оранжереи был установлен закладной камень. Организован конкурс проектов памятника. Однако все эти действия проводились силами общественности... Достаточных средств на изготовление памятника нет.
- В начале XX века благодарные потомки установили в Павловском парке памятник императрице Марии Федоровне, хозяйке Павловска, создавшей этот удивительный ансамбль - города, дворца и парка, - говорит Татьяна Николаевна Никитина, коренная павловчанка, создатель документального фильма, посвященного А.И. Зеленовой. - После Великой Отечественной войны под руководством Анны Ивановны Зеленовой Павловский ансамбль был восстановлен. Это принесло не только славу, но и финансовый доход государству... Нигде в мире нет памятника реставраторам, а Павловск был первопроходцем в деле восстановления и стал образцом реставрационного искусства. И мы считаем своим долгом украсить наш город памятником, который будет посвящен послевоенному подвигу павловчан и ленинградцев. Это особенно важно для воспитания молодого поколения...
Как-то на одной из пресс-конференций в Павловском дворце-музее я услышала вопрос молодого журналиста: «А разве в Павловске были фашисты, была война?». Он произнес эти слова не только из-за незнания истории, хотя это непростительно... В самом деле - невозможно вообразить себе разруху в столь дивном месте, дышащем красотой и покоем. И трудно сказать, как бы сложилась судьба этого уютного Павловска, если бы в страшные для города дни там не появилась молодая русская женщина по имени Анна...
http://www.stoletie.ru/sozidateli/hranitelnica_pavlovska_293.htm