Убийство пятилетней девочки, страшная московская трагедия отозвалась в русском обществе громким эхом страха, недоумения, гневных протестов и всплеска ненависти к «понаехавшим». Самым общим местом стало требование визового режима для мигрантов. Плакаты с надписью «Ее мог бы остановить визовый режим» транслируют многие СМИ. Но как оказалось убийцу, могло бы остановить и официальное трудоустройство на работу. Женщина из Узбекистана работала в Москве нелегально. То есть на территорию России она въехала легально и состояла на миграционном учете, но патент на работу не получала. А официальное разрешение на работу сопряжено с предоставлением в обязательном порядке медсправки. И на этом этапе, предположительно, можно было предотвратить трагедию, если бы медики диагностировали болезнь. Но положа руку на сердце, давайте спросим себя? Вы верите, что на медкомиссии нашелся бы добросовестный врач, который бы распознал в молодой женщине страшную внутреннюю порчу? Вы вообще верите в то, что она непременно прошла бы медкомиссию, а не купила бы готовую справку? Я - нет.
И виновата не только коррупция в рядах здравоохранителей. Использовать бесправного мигранта в качестве рабочей силы выгодно и для работодателя. Бесправные мигранты выполняют любую низкоквалифицированную работу за небольшую оплату. А официальное трудоустройство мигрантов - дело достаточно хлопотное. Наемный работник должен предоставить работодателю паспорт, миграционную карту, разрешение на работу и документ, подтверждающий временную регистрацию. Трудоустройство мигрантов возможно только при наличии полного пакета документов. Кандидат оформляет заявление, работодатель заключает с ним трудовой договор, согласно нормативным актам РФ. Срок договора не может быть дольше срока действия разрешения на работу. Идеально, когда срок действия договора заканчивается одновременно с разрешением на работу....
О том насколько коррумпирована вся наша система, принимающая мигрантов, говорить не приходится. Был свидетелем как по весне, люди в форме обходят многочисленные стройки в пригородах и дачных поселках близ Воронежа и собирают дань с нелегальных гастарбайтеров. А совсем недавно разговаривал с женщиной, беженкой из Украины. В электричке у нее вытащили справку вместе с деньгами. Сначала ее напугали, что справку надо будет восстанавливать длительное время. А потом вопрос решился быстро и эффективно известным способом.
Чтобы пойти путь от статуса временного убежища до российского гражданства нужно много нервов, времени и... денег. Полный пакет - временное жилье, оплаченный проезд, работа обходится в 240-250 тысяч. А как встречает Россия украинцев под сенью Русского мира вот лишь несколько мнений из специального сайта. Виталий: «Существует старая притча - без бумажки ты букашка. В РФ это распространено сплошь и рядом. Только взамен бумажки должны присутствовать деньги и порой немалые... »
Паталах Ольга Борисовна: « Вот принята упрощенная схема принятия гражданства России для беженцев с Донбасса. Само слово «беженец» говорит о том, что он бежит, бросая все и порой даже не имея денег. И вот как выглядит на деле эта «упрощенная» схема. Все документы должны быть заверены нотариально и переведены на русский (паспорт - 650 руб., свидетельство о рождении - 800 руб., свидетельство о браке 800 руб., при смене фамилии - 700 руб., о расторжении брака - 800 руб. ) Это на одного человека!!! Итого: 3750 руб. Всю эту сумму повторите трижды, т.к. потом РВП и гражданство и эта сумма уже равна - 11250 руб. Плюс пошлины, правда, пошлины потом возвращают через 7-8 месяцев. Так вы сразу скажите: «Беженцы с Донбасса! Вы, когда бежите, берите с собой деньги в размере 12 тыс. рублей».
Эрик: « И кроме этого будет ещё беготня туда-сюда, хамское отношение со стороны сотрудников ФМС (впрочем, которое распространяется на любых лиц - неважно граждан какой страны, обращающихся в эти заведения), и прочие маленькие радости. Вот вам и «Россия, где своих, не бросают». Вот вам и «Русский мир».
Елена: «Плюс ко всему этому - экзамен, я живу на Камчатке и здесь его стоимость 8500 рублей, да еще с первого раза его не сдала, пришлось опять пару месяцев копить, чтоб сдать повторно.... Итого один экзамен вылетел в 17 000!!! Плюс все полагающиеся справочки медицинские собрать: Кож-вен - 1000, сертификат на ВИЧ 500, нарколог - 1600 и тубдиспансер 800!!! Да еще конечно не забыть хамское к себе отношение со стороны работников ФМС. Я в России с 2007 года мучаюсь. Замужем, есть ребенок (уже в школу ходит), а гражданства до сих пор и нет!!! Короче говоря, тихий ужас!!!» Владислав: «Русскому миру» беженцы не нужны. В ФМСах сидят простые люди, соответственно отношение всего народа к «беженцам» видно через тех простых людей. А «Рассея своих не бросает»...так в ФМС свои не ходят. Во многом это отношение заслужили все обращающиеся, к сожалению. Винить их не могу».
Последний комментатор очень правильно ставит вопрос. Кто они приезжающие к нам мигранты? Зачем они едут и по какому принципу их пускают в страну? Понятна логика государства, когда оно предоставляет возможность по упрощенной процедуре стать гражданами России переселенцам из Украины. Но знаете ли вы, что право на упрощенку имеют все обучавшиеся в РФ или бывших Союзных республиках?
А к категориям иностранных граждан и лиц без гражданства, которые признаются соотечественниками по специальной госпрограмме относятся: лица, которые находятся за границей, но относятся к народам, исторически проживающим в России; лица, прямые родственники которых проживали в РФ; лица, которые в данный момент живут на территориях бывших советских республик и ранее имели гражданство СССР; лица, которые ранее были гражданами РФ или РСФСР... Это я к тому, что стать нашим соотечественником довольно просто и не только переселенцам из Украины. Но к процедуре присвоения этого высокого звания мы с вами, и в целом все наше общество не имеет никакого отношения. Российская бюрократия решает в одиночку кого в конце концов пустить в страну, в какие сроки выдать мигранту разрешение, а в итоге и паспорт... И зачастую ситуация выглядит следующим образом. Пока одни героически на дальних подступах защищают нашу Родину от террористического интернационала, другие в тиши кабинетов продают Родину в розницу всем, кто заплатит.
Миграционный процесс пора в существенной мере регулировать и на уровне регионов, и даже отдельных поселений. Если Воронежская область готова принять украинцев, то это не значит, что мы с тем же радушием готовы расширять мусульманские диаспоры. А Татарстан, наоборот, более охотно примет представителей последних.
И если речь о критериях, то почему бы не поучиться нам в этом плане у Израиля. «Право крови» в этой стране имеет фундаментальное значение. Если в роду есть еврей, то выезд в Израиль можно осуществить согласно «Закону о возвращении» 1952 года. Чтобы начать переезд, следует обратиться в израильское посольство в России и предоставить документы, подтверждающее кровное родство с евреями. Также важнейшим условием является вероисповедание. Даже этнические евреи, отказавшиеся от иудаизма, лишаются права переехать в родную страну и жить на ее территории.
Кроме того, мудрые израильтяне правильно сделали, что с самого начала не доверили миграционный процесс целиком чиновникам. Прибывшим по схеме репатриации в эту страну помогает адаптироваться мигрантам специальное Еврейское Агентство Сохнут. Организация берет на себя расходы по переезду репатрианта и его семьи, предоставляет билеты, помогает ускорить процесс регистрации различных бумаг и документов. Как сказано на сайте этой организации «более 80-и лет Еврейское агентство служит связующим звеном между Израилем и еврейским народом в мире, работая ради обеспечения будущего единого еврейского народа с сильным Израилем в центре». «Наша цель - обеспечить еврейскому народу в Израиле и в мире достойное национальное будущее».
Кто в России на таком уровне готов работать с мигрантами и соотечественниками? И не пора ли создать по типу израильского, наше российское агентство. Только в нем должны работать не чиновники, а представители общественности, люди, наделенные особым чутьем и талантом, которые понимают, что решая вопрос об открытости границ, бессмысленно в современном мире ставить вопрос: «или - или». В свое время в год 200-летия Пушкину, выступая на конференции «Мир в III тысячелетии. Диалог мировоззрений», известный русский священник Георгий Кочетков, словно предвидя наши сегодняшние проблемы, ставил вопрос так: «Всемирная отзывчивость» или изоляционизм?»
Зачастую ради одной части некоей целостности требуется жертвовать другой. Идея русской самобытности противопоставляется идее включения России в какой бы то ни было контекст мировой истории. Ради первой требуется жертвовать второй, что ведет как раз к изоляционизму, а то и к новым формам нацизма, что противоречит самой избранной идее. А ради мировых масштабов нашей современной жизни требуется жертвовать всем русским, национальными интересами, историей, культурой, памятью и духовным опытом народа. Но ведь жертвуя русским, мы невольно должны будем забыть и о русской «всемирной отзывчивости», пусть и придавленной в нашей жизни так же, как и все другое подлинное и глубокое. И тут ясно, что ни к чему доброму, ни к чему, кроме бескачественного и безликого космополитизма, мы в итоге на этом пути не придем.
Как русский нагаечный патриотизм, считает отец Георгий, ничего дальше своего носа не видящий, так и космополитизм, спекулирующий русской доверчивостью и открытостью, одинаково опасны. Оба эти явления антирусские, антинародные и антихристианские, и антиправославные. То, и другое - большой соблазн и большая опасность для будущего нашего народа, нашей церкви и родины. Эти явления изменяют нашим традиционным ценностям, их иерархии, связям и отношениям. Обе крайности должны быть обличены нашим народом, церковью и обществом как ложные пути и экстремизм.
Все Христианство, подчеркивает отец Георгий, есть любовь к
Богу и человеку и вера в Бога и человека. А это предполагает истинное
общение веры и любви, общение человека с Богом и человеком. Отсюда и
последняя наша духовная и вообще экзистенциальная задача - жить в
общении друг с другом, как и с Богом, после встречи с ними, не по
примеру нового колхоза или киббуца, где царит в той или иной форме
«сборность» людей, а по примеру Церкви, в которой в нормальном случае
царит «соборность», по известному противопоставлению Н.А. Бердяева.
Сегодня не только перед Россией, но перед всей Европой стоит вопрос. Кто
он, этот не похожий на нас человек, который ищет в нашей земле крова и
хлеба? Брат он для нас или не брат? Или человек низшего сорта, который
не достоин ни нашей жалости, ни нашего внимания. На второй путь стать
просто и легко. Только куда он заводит, история уже однажды ответила на
этот вопрос.
Святослав Иванов