Из церкви в академию
Выдающийся живописец Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом городке Чугуеве Харьковской области, в семье военного поселенца.
Грамоте и арифметике обучился у местных пономаря и дьякона. Затем занимался в топографической школе. Рано обнаружив склонность к рисованию, с 13 лет начал учиться живописи у иконописца И.М. Бунакова. Вскоре вся округа заказывает у него работы. В 15 лет И.Е. Репин вместе с артелями иконописцев и ремесленников работал по подряду в сельских церквях.
Осенью 1863 года получив деньги за работу в Сиротинской церкви, Репин на «свой страх и риск» отправился в Петербург. Вначале учится в рисовальной школе на Бирже, где знакомится с И.Н. Крамским, который становится его наставником. Затем поступает в Академию художеств, где с самого начала обучения делает серьезные успехи. В 1865 году Репин получил звание свободного художника. Ав 1869 году получает свою первую серьезную награду - Малую золотую медаль, за картину «Иов и его друзья».
В 1870 году отправляется в путешествие по реке Волге, делает зарисовки и эскизы, на основе которых создает картину «Бурлаки на Волге», по заказу великого князя Владимира Александровича. Работа над картиной длилась три года. Выставленная в марте 1873 года картина «Бурлаки на Волге» сразу обратила на себя внимание как одно из примечательных явлений русского изобразительного искусства. «Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Что за людская мозаика со всех концов России», - писал В.В. Стасов. О картине появилось много статей в периодической печати. Имя Репина стало широко известным.
Следующая награда художника - Большая золотая медаль, за картину «Воскрешение дочери Иаира». Помимо медали Репин получает право на шестилетнее обучение за границей, в Италии и Франции. Это завершающий этап его художественного образования.
Возвращение в Россию происходит в 1876 году. В 1882 году художник переезжает в Санкт-Петербург, где становится деятельным членом Товарищества передвижных художественных выставок и, по сути, является лидером реалистичной школы живописи. За какие-нибудь десять - двенадцать лет Репин создает большинство своих наиболее известных произведений...
Последние годы в «Пенатах»
В 1887 году покидает товарищество. Передвижники, считает он, зациклены на себе и не хотят видеть в своих рядах новых участников. ...В 1893-м Репин становится действительным членом Академии художеств. В 1894-1907 годах он - профессор-руководитель мастерской, а в 1898-1899 - ректор Академии...
До революции Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром». Однако после революции, в 1918 году, Репин пишет картину «Быдло империализма». Для Репина «быдло» - глубоко развращенное существо», усвоившее способность «хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают...» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались. Резко отрицательно Репин относился к реформе русской орфографии 1917-1918 гг. Замена «ять» на «е» в его фамилии создавала предпосылки возможности прочтения Репин (через «ять») как Репин, что буквально его бесило. И когда в «Пенаты» после 1918 года стали приходить письма, адресованные Репину, художник с негодованием возвращал их финляндским почтальонам, указывая на конверт: «Никакого Репина здесь не живет!»
Умер Репин в преклонном возрасте, 29 сентября 1930 года. Сожженная фашистами усадьба «Пенаты» восстановлена и превращена в мемориальный музей И. Е. Репина, открытый 24 июня 1962 года. Музей Репина в украинском Чугуеве был создан в 1969 году.
Величайшая сила жизни. К истории создания картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
В 1878 году Репин от украинского историка услышал рассказ о турецком султане и запорожцах, который ему безумно понравилась. В 1667 году было заключено соглашение с поляками о тринадцатилетнем перемирии. По этому договору Левобережная Украина стала принадлежать России, а правобережная оставалась у Речи Посполитой. Правобережная Украина заключила мир с Турцией. Но этого не хотело большинство казаков, и они продолжали совершать набеги на турецкие поселения и караваны. И в 1675 году турецкий султан предъявил запорожцам ультиматум:
«Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Мухаммеда, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями... повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.
Султан турецкий Мухаммед IV.»
Казаки же написали султану в ответ: «Ти, султан, чорт турецкий, i проклятого чорта брат i товарищ, самого Люцеперя секретарь. Якiй ты в чорта лыцарь, коли голою сракою ежака не вбъешь. Чорт высирае, а твое вiйско пожирае. Не будешь ты, сукiн ты сыну, сынiв христiянських пiд собой маты... От так тобi запорожцi виcказали, плюгавче. Не будешь ти i свиней христiанских пасти. Теперь кончаемо, бо числа не знаемо i календаря не маемо, мiсяц у небi, год у кнызи, а день такий у нас, який i у Вас, за це поцелуй в сраку нас!
Пiдписали: Кошевой атаман Иван Сирко Зо всiм кошем Запорожськiм»
Летом 1880 года Репин совершает со своим любимым учеником Валентином Серовым, увлекательное путешествие на днепровские пороги, в те самые места, где некогда была Запорожская Сечь. Из этой поездки он привозит несколько альбомов с зарисовками оружия, костюмов, посуды. Но одной поездки было недостаточно. В 1888 году Репин едет на Кавказ и на Кубань, где с упоением пишет потомков переселившихся сюда с Днепра запорожцев. Бывая в деревнях Запорожья, Репин жадно слушал рассказы местных жителей про дедов-сечевиков.
Работа над «Запорожцами была художнику в радость. Отвлекаясь на другие работы, он неизменно возвращался к ней и работал с упоением. «Ну и народец же!- писал он В. В. Стасову.- Недаром про них Гоголь писал, все это правда! Чертовский народ! Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства!»
Над «Запорожцами» Репин работал в общей сложности тринадцать лет. Картина была уже в основном закончена, а художник все вносил да вносил в нее изменения. Переходя в дальнейшем от эскиза к картине, Репин пишет ее первый вариант, принадлежащий ныне Харьковскому государственному музею изобразительных искусств.
После всех исправлений «Запорожцы» впервые появились на юбилейной выставке работ Репина в 1891 году, устроенной в Академии художеств по случаю двадцатилетия творческой деятельности художника. Картина была горячо принята зрителями. «Всмотритесь попристальнее,- писал рецензент газеты «Новости».- Это право насмешки над грозным и могущественным султаном куплено кровью, куплено бесчисленным количеством героических смертей и деяний. Нужна великая отвага в душе, великое, смелое сердце, чтобы так искренне смеяться в такую минуту». Особенно мастера хвалили за то, что он сумел передать тончайшие нюансы смеха - от чуть заметной улыбки писаря до раскатистого хохота Тараса Бульбы - все они переданы Репиным с совершенным мастерством художника-психолога.
Наряду с похвалами раздавались и отдельные порицавшие Репина голоса.
Особенно возмущен был Репин замечаниями одного крупного художника, сравнившего хохочущих запорожцев с кутилами из ресторана Палкина. «Он не понимает и не верит в запорожцев,- жаловался Репин Стасову.- Он забыл, что до учреждения этого рыцарского народного ордена наших братий десятками тысяч угоняли в рабство и продавали, как скот, на рынках Трапезонта, Стамбула и других турецких городов. Так дело тянулось долго, была даже установившаяся цена на славянина и на немца (немец ценился дороже). И вот выделились из этой забитой, серой, рутинной, покорной, темной среды христиан - выделились смелые головы, герои, полные мужества, героизма и нравственной силы. «Довольно,- сказали они туркам,- мы поселяемся на порогах Днепра и отныне - разве через наши трупы вы доберетесь до наших братьев и сестер». И если Вы вспомните, что даже в последний свой поход в Крым Серко вывел оттуда до 6000 пленных христиан».
После шумного успеха на нескольких выставках в России и за рубежом (Чикаго, Будапешт, Мюнхен, Стокгольм) картину в 1892 году за 35000 рублей купил сам император Александр III. После революции она оказалась в собрании питерского Русского музея.
Святослав Иванов