Вся Церковь постится - и мы как часть ее

0
753
Время на чтение 6 минут
Мы продолжаем разговор о церковном воспитании детей с настоятелем храма во имя великомученика и целителя Пантелеимона с. Усть-Курдюм Саратовского района, духовником Саратовской православной духовной семинарии протоиереем Владимиром Пархоменко. Сегодня наша беседа о том, как объяснить ребенку смысл поста, почему случаются истерики в храме и как привить детям благоговейное отношение к Церкви.

Пост без телевизора

 

- Отец Владимир, у родителей возникает множество вопросов по поводу поста. Каким должен быть пост для ребенка? Добровольное это дело или принудительное? Часто встречала в церковной периодике такое утверждение: родители постятся - дети тоже будут. А если ребенок не хочет? Надо ли заставлять?

- Если мы говорим об ограничениях в питании, то заставлять поститься не надо. В идеале ребенок в определенном возрасте сам решает держать пост, ощущая в этом внутреннюю потребность. Но обязательно необходимо объяснять, почему мы постимся.

- И как это объяснить ребенку, скажем, лет пяти-шести?

- Постимся потому, что вся Церковь постится. И мы - как часть ее - тоже. Это самое простое и правильное объяснение. Маленький ребенок пока не поймет, что пост помогает в борьбе со страстями, высвобождает духовные силы, а когда скажешь: «Вся Церковь постится. Такое время», - это понятно.

Вообще, дни Великого поста - это замечательная возможность воцерковить всю семью. Могу рассказать, как это происходит у нас. Мы начинаем готовиться к посту заранее: говорим о том, что приближается особенное время, постепенно происходит смена продуктов, водим детей на богослужения, предшествующие посту, и, наконец, вечером после службы Прощеного воскресенья мы торжественно закрываем телевизор черным покрывалом. В дни Великого поста к телевизору не подходит никто. То есть маленькие дети у нас не постятся в пище, они едят скоромное, но мультики они не смотрят - это для них пост.

- И как это ограничение воспринимается?

- Первая неделя проходит мучительно - идет отвыкание. Зато потом! Сколько новых игр появляется! Творчество начинает пробиваться, они по-другому общаются друг с другом.

- А компьютер?

- Компьютер доступен только старшим детям для подготовки школьных заданий. Игры - аннулируются.

- Насколько строго Ваши дети постятся в смысле ограничений по питанию?

- Старшие дочери лет в двенадцать-четырнадцать решили, что они хотят поститься, как взрослые. Это был их выбор. До этого времени ограничение было лишь в таких сладостях, как мороженое и шоколад. Но дети все разные, некоторые и в шесть-семь лет решают не есть мяса. Надо с каждым ребенком обсуждать этот вопрос индивидуально. Но вообще, отказа от мультфильмов и избыточных сладостей вполне достаточно, чтобы сформировать правильное представление о посте. Ведь его суть не в том, чтобы колбасы и котлет не есть, а в том, чтобы участвовать в жизни Церкви, которая в это время постится.

- Меняется ли молитвенная жизнь семьи в это время?

- Да, меняется. Великой пост - такое благодатное время, что получается то, что в другое время года никак не выходит. Только Великим постом нам удается всей семьей молиться. По вечерам собираемся все перед иконами, кто-то из младших бегает, кто-то на руках сидит, но мы читаем полное молитвенное правило. Читаем по очереди: папа, мама, старшие дочери. Так дети на опыте познают, что значит полное молитвенное правило.

На собственном примере

 

- Давайте поговорим о богослужениях. В храмах приходится наблюдать разные картины: порой двухлетний малыш совершенно спокойно ведет себя в течение трехчасовой всенощной, а иной раз родителям не удается даже двенадцатилетнего отрока удержать на Литургии: нытье, жалобы, просьбы уйти поскорей... Как привить ребенку любовь к церковным службам?

- Мы снова должны вспомнить принцип разумной достаточности, о котором говорили в ходе предыдущей беседы. Участие ребенка в богослужении нужно регулировать с учетом его возрастных особенностей, характера, темперамента. Есть дети спокойные, а есть такие непоседы, что и пяти минут на месте устоять не могут. Поэтому время, проведенное в храме, нужно определять, исходя из индивидуальных качеств дочери или сына. Но в любом случае на службе ребенку быть необходимо. Очень важно, чтобы он участвовал в основных формах богослужебной деятельности: поставил свечи, приложился к иконе, постоял вместе со всеми в очереди на помазание и к Причастию. Время, которое ребенок проводит в храме, нужно увеличивать постепенно. Видите, что устал, капризничает - уходите. Нужно чувствовать ребенка, ориентироваться на его потребности, быть внимательным к нему, объяснять смысл происходящего в храме, если возникают вопросы. Когда идет такое постепенное привыкание к службе, дети воспринимают ее положительно. И для них поход в церковь - праздник, а не наказание.

- Когда ребенок в церкви буквально растет, он к ней привыкает настолько, что начинает вести себя в храме, как дома. Как научить ребенка благоговейному отношению к церкви и что делать, чтобы оно не утратилось по мере взросления?

- Благоговение воспитывается тоже на самых понятных вещах. Например, пятилетний мальчик так небрежно ест просфорку, что крошки летят в разные стороны. Правильная реакция матери на это какая? «Подожди, не торопись, так нельзя просфору есть. Откусывай так, чтобы крошки не падали, подставь ладошку». А если ребенок увидит, как мать благоговейно крошечку, упавшую на пол, поднимет и в рот себе положит, он, полагаю, навсегда запомнит, как надо относиться к священному хлебу. Или ребенок бегал на улице, влетел в храм, налил святой воды и залпом выпил. Мать должна его остановить: «Подожди, сынок, нельзя так. Это святая вода. Если ты хочешь попить, давай так: перекрестись и спокойно выпей». Если родители ведут себя благоговейно, когда прикладываются к иконам, целуют нательный крест, ребенок такое отношение усвоит. То есть в церковном воспитании нет чего-то такого чрезвычайного, вся наука постигается в обычной повседневной жизни. Ну и конечно, нужно тормозить проявления детской непосредственности в храме. Разрешать детям заниматься во время богослужения, чем им хочется, громко разговаривать, бегать, мешая молящимся, не стоит.

Правильный момент

 

- Как готовить ребенка к исповеди? Бытует такое мнение, что до семи лет дети причащаются без исповеди, а потом нужно обязательно исповедоваться. А если у ребенка нет покаянного настроения именно в тот момент, когда семья собирается к Причастию?

- К рекомендации исповедовать детей с семи лет не нужно относиться как к некой догме, нет в Церкви учения, что до семи лет дитя безгрешно. Любой человек несет в себе печать первородного греха с самого момента рождения. Скорее всего, это просто частная практика, которая закрепилась в церковной традиции. На самом деле, исповедовать можно с гораздо более раннего возраста. Опыт показывает: с трех, четырех, чаще всего с пяти лет ребенок может вполне осознанно за что-то у Бога прощения попросить. Как священник могу сказать, что самый тяжелый случай, когда перед тобой ставят мальчика и мама говорит: «Батюшка, ему уже семь лет». А ребенок совершенно не понимает, что он должен делать, он никогда не исповедовался - и вдруг теперь надо. Какого-то осознания своих грехов у него совершенно нет. Поэтому впервые лучше приводить сына или дочь на исповедь, когда для этого есть реальный повод. Допустим, ребенок в порыве обиды или злости сказал маме: «Я тебя убью!». Потом, когда он остыл, у мамы попросил прощения, можно сказать: «Это такие страшные, плохие слова, что за них нужно просить прощения не только у меня, но и у Бога». И объяснить почему: рассказать про заповедь почитать родителей, про то, что, обижая любого человека, мы обижаем и Бога, потому что человек по образу Божьему создан. И если ребенок раскаяние за свой проступок испытывает, привести его на исповедь.

- Как правильно готовить детей к Причастию?

- В подготовке к Причастию есть молитвенная и внешняя составляющие. Внешняя, как мы знаем, - это воздержание от пищи. Тут тоже все индивидуально. Понятно, что младенцев просто не кормят за два-три часа до Причастия. А уже лет с трех мы приучаем, чтобы с утра наши дети не кушали вообще. Уверяю, нет ничего страшного, если ребенок не поест. Можно взять с собой в храм яблоко или сок и после Причастия ему дать, чтобы утолить голод. По мере взросления, ближе к школьному возрасту, мы ребенку объясняем, что ему уже нужно подготовиться к Причастию, как взрослому: «Ты уже большой, поэтому давай перед Причастием почитаем молитвы: Отче наш, Божией Матери, молитвы твоему святому». Любой ребенок слова «ты уже большой, взрослый» воспринимает положительно, и проблем с молитвенной подготовкой не возникает.

- Еще спрошу про поведение детей перед Причастием. Иногда они наотрез отказываются идти к Чаше. Извиваются на руках у родителей, кричат. Надо ли причащать насильно? Мне кажется, это неправильно.

- Очень редко бывает, что истерики в храме закатывают дети из церковных семей. Потому что если ребенка с рождения регулярно причащают, он относится к Таинству совершенно спокойно. Может быть, в первый раз, когда его еще грудничком принесут, он поморщится, потому что вкус непривычный, и всё. Извиваются и плачут дети полутора-трех лет, которые совершенно не знакомы с церковной средой, потому что они просто боятся новой для них обстановки. Их пугает толпа народа, непривычные звуки, запахи. Причащать в таком состоянии ребенка или нет, в каждом отдельном случае решает священник. Иногда стоит, а иногда нет. А рецепт от этого только один - всей семье воцерковляться как можно раньше.

Газета «Православная вера» № 03 (551)

Протоиерей Владимир Пархоменко
Беседовала Ольга Протасова

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vsya-cerkov-postitsya-i-my-kak-chast-ee

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Владимир Пархоменко
Все статьи Протоиерей Владимир Пархоменко
Ольга Протасова
Все статьи Ольга Протасова
Последние комментарии
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
12.11.2024 21:01
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
12.11.2024 20:49
Мировое зло повержено, да здравствует мировое зло!
Новый комментарий от Русский Иван
12.11.2024 20:05
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Рабочий
12.11.2024 19:51
Не прекращающее сокрытие следов преступного злодеяния
Новый комментарий от Очевидец
12.11.2024 18:47
Гессенские принцессы и Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
12.11.2024 17:41