История Православия на Кубе

Бывший СССР  Новости Москвы 
0
496
Время на чтение 13 минут
История Православия на Кубе

В христианском мире, фактически, сенсация - Патриарх Московский Кирилл встретится с Папой Римским Франциском.

Это первая встреча понтифика с главой Русской православной церкви

О встрече, которая состоится 12 февраля, сообщило BBC, а в РПЦ подтвердили эту информацию.

Глава католической церкви и патриарх Московский и всея Руси Кирилл должны подписать совместную декларацию о взаимодействии церквей, которая готовилась давно.

Как рассказал митрополит Волоколамский Иларион на пресс-конференции в Москве, встреча состоится благодаря пересечению маршрутов.

«Ввиду посещения патриархом 11-22 февраля Латинской Америки и - в это же время - поездки папы римского в Мексику пройдет их встреча на Кубе», - сообщил он.

Вся повестка встречи пока неизвестна. А пока мы предлагаем Вам интервью с протоиреем Вячеславом Бачиным, настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери в Гаване, посвященное истории православия на острове Свободы.

 

- Отец Вячеслав, расскажите, пожалуйста, об основных исторических вехах деятельности Русской Православной Церкви на Кубе.

- Выходцы из России посещали Кубу, жили в этой богатой испанской провинции еще в XVIII и XIX столетиях. В 20-х годах XX века на Кубу прибыли представители первой волны российской эмиграции. Они вместе молились, отмечали православные праздники. Периодически для окормления наших соотечественников в Гавану из Мексики приезжали клирики Константинопольского Патриархата. Греческие священники служили литургии, совершали крещения, молебны и панихиды. Обычно для этих целей предоставлял свой дом бывший полковник царской армии Вячеслав Гуляев.

В конце 1950-х годов при поддержке греков, русских, украинцев, ливанцев и кубинцев консул Греции на Кубе Георгиос Хадгелиос начал сбор средств на возведение православного храма во имя святых равноапостольных Константина и Елены. К концу 1958 года строительство храма почти было завершено. А 1 января 1959 года на Кубе победила революция. Исходя из сложившейся политической ситуации, при отсутствии реального прихода, греки решили отказаться от храма в пользу россиян. Был заключен акт о передаче церковного здания со всем имуществом русскоязычному сообществу.

Православная община неоднократно письменно просила Московскую Патриархию о помощи. Ее обращения не остались без внимания. В 1971 году Кубу посетил исполняющий обязанности Патриаршего Экзарха Центральной и Южной Америки архиепископ (ныне - митрополит) Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак). Он освятил Константино-Еленовский храм. За богослужением по представлению русскоговорящей диаспоры владыка Никодим рукоположил двух православных кубинцев в священника и диакона. Приход поступательно развивался. Однако в начале 1980-х годов его деятельность приостановилась, а здание храма было передано молодежному театру.

Новая страница в истории русского Православия на Кубе открылась в последнее десятилетие XX века. В апреле 1991 года Посольство СССР в Гаване направило в Московскую Патриархию письмо, в котором сообщало о наличии благоприятных условий для возобновления служения Русской Православной Церкви на Кубе. Вскоре в Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата поступила просьба от кубинской Ассоциации советских граждан о создании прихода на Острове свободы.
В июле 1998 года состоялся визит на Кубу председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Смоленского и Калининградского (ныне - Святейшего Патриарха) Кирилла. Визит принес хороший результат: политические и религиозные деятели страны высказались за восстановление прихода Русской Церкви. Но на Кубе по-прежнему действовал закон, запрещавший регистрацию новых религиозных объединений. Наступил напряженный период встреч, обсуждений.

В 1998 году в Панаме был учрежден приход Московского Патриархата в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Его настоятель архимандрит Товия (Глазырин) стал осуществлять пастырскую заботу о соотечественниках на Кубе. В 2001 году кубинские власти дали разрешение на полугодичное пребывание в стране священника Русской Православной Церкви. В ноябре 2001 года в Гавану был командирован иеромонах Маркелл (Фанышев). Начались регулярные богослужения, проводившиеся в помещении российского торгового представительства.

В 2004 году главный историк Гаваны доктор Эусебио Леаль выделил под русский храм участок в историческом районе города - Старая Гавана. В ноябре того же года митрополит Кирилл вновь побывал на Кубе. Состоялась его встреча с Фиделем Кастро. Владыка показал команданте грамоты, которые планировал заложить в основание храма. Эти документы, написанные на русском и испанском языках, свидетельствовали, что церковь строится с серьезной духовной перспективой. Фидель Кастро одобрил идею сооружения русского храма, сказав: «Мы не должны забывать подвига советских людей, которые так много сил и средств отдали когда-то Кубе. В память об этих жертвах, в память о том, что люди делали для нас, отрывая от себя, мы возведем этот храм на свои деньги...» Более того, он пообещал быть «комиссаром этой стройки». Поставив свою подпись, команданте вернул владыке грамоту на русском языке, а испанскую грамоту оставил себе.

14 ноября 2004 года в соборе святого Франциска Ассизского, что в центре Старой Гаваны, владыка Кирилл совершил первую в этом храме литургию византийского обряда. Вместе с русскими архиереями и священниками, духовенством Константинопольской Церкви, российскими дипломатами, кубинскими гостями и прихожанами владыка крестным ходом прошел до места, где планировалось воздвигнуть храм. Все происходило на высоком духовном подъеме. За крестом и хоругвями несли флаги России и Кубы. Отслужив молебен, владыка Кирилл заложил капсулу с грамотой в фундамент.

Закипели строительные работы. По окончании срока командировки вернулся на родину отец Маркелл. Послушание настоятеля было возложено на иеромонаха Меркурия (Горбова). Отца Меркурия сменил протоиерей Владимир Клюев, который контролировал завершение строительства. Отец Владимир проводил службы в еще недостроенном здании, устраивал собрания прихожан, прививал им любовь к храму.

19 октября 2008 года в Гаване в рамках Дней России в Латинской Америке был совершен чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Освящение возглавил митрополит Кирилл в сослужении сонма архипастырей и пастырей Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Присутствовали председатель Государственного Совета Кубы Рауль Кастро, другие кубинские руководители, вице-спикер Государственной Думы РФ Любовь Константиновна Слиска, посол России на Кубе Михаил Леонидович Камынин, российские и кубинские общественные деятели, соотечественники. Церемония началась звоном колоколов и пением хора Сретенского монастыря. После богослужения митрополит Кирилл вручил высокие церковные награды Раулю Кастро и ряду кубинских чиновников, внесших вклад в возведение храма. На молитвенную память владыка передал приходу икону Воскресения Христова.

- Вы упомянули о том, что первыми священнослужителями Московского Патриархата на Кубе были этнические кубинцы. Как сложилась их судьба?

- Да, в 1971 году архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим поставил Иулия Домингеса Гарсия в пресвитера, а Роберта Руиса Фернандеса - в диакона. Отец Иулий происходит из верующей католической семьи. Окончив престижную французскую католическую школу Ла Сайе в Гаване, он продолжал духовные поиски. Ответы на волновавшие его вопросы Иулий получил, познакомившись в 1964 году с членами русской православной общины.

В 1973 году отец Иулий и отец Роберт были приглашены в СССР. Они посетили Троице-Сергиеву лавру, храмы Москвы и Украины. Им выпало счастье сослужить приснопамятному Святейшему Патриарху Пимену. Вскоре отец Иулий был избран секретарем Совета Церквей Кубы и на этом посту сделал немало для консолидации кубинских христиан. Священник Иулий Домингес тяжело перенес закрытие прихода: из-за переживаний батюшка частично потерял зрение, у него парализовало ноги. Его матушка Арсения выхаживала супруга, обеспечивала всем необходимым.

Оправившись от недуга, отец Иулий прошел курс обучения журналистике, работал на радио Гаваны, писал статьи, книги. Его монография об истории Кубы была удостоена престижной премии. Свои труды отец Иулий подписывал «священник Иулий», но в редакциях подпись меняли на «теолог Иулий».

Матушка Арсения - выпускница Гаванского университета, доктор филологии, автор ряда научных публикаций. По сей день сотрудничает с Национальной библиотекой имени Хосе Марти в Гаване. Она приглашалась для научной работы и чтения лекций в Гарвардский, Принстонский и Йельский университеты. В Константино-Еленовском храме матушка Арсения отвечала за поддержание чистоты, сама мыла полы, убиралась.

Мы вышли на отца Иулия, пригласили его с матушкой посетить Казанский храм. Встреча с ними принесла мне и прихожанам искреннюю радость. Когда позволяет здоровье, отец Иулий и матушка Арсения навещают приход. Стараясь держаться бодро, батюшка с умилением рассказывает о посещении Советского Союза, об участии в службах в русских храмах, с трепетом вспоминает своих прихожан из «царской России».

- Кто выступил инициатором постройки Казанского храма? И кем был выполнен архитектурный проект и осуществлялось строительство?

- В октябре 2008 года, на второй день после встречи с митрополитом Кириллом, Фидель Кастро через ведущую национальную газету «Гранма» обратился к кубинскому народу с письмом, в котором констатировал: «После распада Советского Союза Церковь не стала союзником империализма. Вот почему в 2004 году, когда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл посетил нашу страну, я предложил построить собор Русской Православной Церкви в столице Кубы - как памятник российско-кубинской дружбы». Божиим благословением это желание команданте «совпало» с давней мечтой русскоязычной колонии о своем храме.

Известный московский архитектор Алексей Ростиславович Воронцов, следуя традициям древнерусского зодчества, спроектировал белоснежный пятиглавый храм. Его украшает шатровая колокольня в стиле XVII века. Храм настолько удачно «вписался» в облик Старой Гаваны, что туристы не верят, что ему всего два года. Церковь возведена на месте снесенных ветхих домов. Московский Патриархат оплатил расселение жильцов. Куба же взяла на себя все расходы по строительству. Иконостас, купола и колокола были привезены из России.

Казанский храм в Гаване - единственный, построенный для Русской Церкви силами государства, не входящего в ее каноническое пространство. Причем речь идет о небогатой стране. Мы искренне благодарны кубинцам за столь благородный поступок.

- Что представляет собой русская православная община на Кубе?

- Преемственности поколений в русскоговорящей общине по историческим причинам не было. Из наших соотечественников, проживающих на острове, около 2 тысяч человек считают себя православными. Это выходцы из бывших советских республик, в основном женщины, приехавшие на Кубу с мужьями-кубинцами. Многие браки распались, в дальнейшем судьба «русских жен» сложилась по-разному. Они уже в достаточно зрелом возрасте, на Кубе у них дети и внуки.

В большинстве своем соотечественники выезжали из СССР комсомольцами и членами партии, естественно, не имея за спиной религиозного воспитания. Посещая Казанский храм, они познают мир Православия. Наши прихожане живут в разных провинциях, собрать всех их на богослужении крайне затруднительно (личные автомобили - это редкость). Чтобы верующие могли посетить храм на большие церковные праздники, мы помогаем им оплачивать аренду автобусов.

Среди прихожан - сотрудники Посольства России. Добрые отношения с российской дипломатической миссией и Генеральным консульством в Гаване позволяют нам совместно проводить культурные мероприятия.

В приходе есть и коренные жители Кубы. Пятеро кубинцев поют в хоре. Один из них - Александр. Для него незабываемы годы, проведенные в СССР, где его папа учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. Православную веру юноша принял уже на Кубе, во многом благодаря дружбе с молодым верующим россиянином, который так же, как и он, увлекается парапланеризмом.

За прошедший год в Казанском храме семеро кубинцев прошли таинство крещения. Трое из крестившихся постоянно посещают богослужения.

- Чем живет Казанский приход сегодня?

- Наш приход - малая частичка огромного цивилизационного пространства, именуемого Русским миром. Под сводами Казанского храма молятся Богу русские и украинцы, белорусы и грузины, казахи и кубинцы, французы и канадцы. Сейчас приход находится в стадии становления, жизнь церковной общины только налаживается.

Каждое воскресенье после литургии мы с прихожанами переходим в здание Русского дома при храме, беседуем, делимся мнениями, просматриваем видеофильмы о Православии и России.

В воскресной школе ведутся занятия для детей разных возрастов (большая часть учеников - это дети российских дипломатов и внуки наших соотечественников).

С января 2009 года при храме функционирует русская библиотека с читальным залом. Посольство России передало ей почти 350 книг. Любой желающий может воспользоваться нашим книжным собранием. При приходе будет образована и видеотека.

В ноябре 2009 года в фойе Русского дома открылась постоянно действующая фотовыставка о Православии в современной России, подготовленная приходом и российским посольством. Первая экспозиция была посвящена святыням русского Севера. Библиотека и выставка фотографий работают ежедневно.

Осенью того же 2009 года мы возобновили при храме курсы русского языка, разбитые на две возрастные группы. В старшей группе в первом учебном году занимались более 40 человек, в младшей - 10 малышей.

В средней школе при Посольстве России преподаются основы православной культуры, также в старшей и младшей группах.

Для испаноговорящих прихожан нами издан православный молитвослов на испанском языке.

В ноябре 2010 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в наш храм была передана икона преподобного Серафима Саровского с частицей святых мощей. Икона написана в Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители.

Многие вопросы, связанные с деятельностью прихода, согласовываются с Отделом религий Центрального комитета Коммунистической партии Кубы. Таковы законы государства. Руководит этим отделом Каридад Диего Бельо. В 1980-е годы она училась в СССР, хорошо знает русскую культуру.

- Поддерживает ли Казанский приход связи с гаванским приходом Константинопольского Патриархата?

- У нашего прихода сложились теплые отношения с приходом храма святителя Николая Чудотворца Константинопольского Патриархата. Эта небольшая по размерам церковь расположена в ограде католического собора Франциска Ассизского, в ста метрах от Казанского прихода. Никольский храм был освящен Святейшим Патриархом Константинопольским Варфоломеем в ходе его пребывания на Кубе в 2004 году.

Я часто встречаюсь с настоятелем архимандритом Афинагором и клириками храма, приглашаю их и прихожан-греков на наши праздники и мероприятия. Они, в свою очередь, приглашают нас. Вместе мы участвуем в межконфессиональных форумах.

- Какие взаимоотношения у прихода с Католической Церковью Кубы?

- Куба - страна с преимущественно католическим населением. Ныне из более 11 миллионов кубинцев 70 процентов исповедуют католицизм. Поистине историческим событием для Кубы был приезд в январе 1998 года папы Иоанна-Павла II по личному приглашению Фиделя Кастро. Понтифик посетил Гавану и несколько провинций, служил мессы. После визита папы день Рождества Христова (по григорианскому календарю) вновь занял свое место в календаре государственных праздников Кубы. В настоящее время свою миссию на Острове свободы исполняют 17 епископов и 1259 священнослужителей Католической Церкви (в 2006 году - 13 и 1100 соответственно).

Наши отношения с Католической Церковью носят взаимоуважительный, рабочий характер. По благословению архиепископа Гаваны кардинала Хайме Ортега Аламино в период сооружения Казанской церкви нам предоставлялись католические храмы для совершения богослужений. Кардинал Ортега присутствовал на освящении Казанского храма. В прошлом году католическая архиепископия разрешила нам проводить службы в храме в предместье столицы для детей-украинцев, которые лечатся на Кубе от последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (кубинцы целиком оплачивают их пребывание и медицинское обслуживание).

- В марте 2010 года по приглашению Святейшего Патриарха Кирилла Москву посетил председатель ученого совета Кубинского офтальмологического института Франк Эгиас. При каких обстоятельствах возникла идея этой поездки?

- В октябре 2008 года митрополит Кирилл накануне освящения Казанского храма побывал в нескольких медицинских центрах Кубы, в том числе в офтальмологическом институте. Владыка был приятно удивлен высоким уровнем работы этих учреждений. На Кубе много внимания уделяется развитию здравоохранения. Страна создает уникальные медицинские разработки, реализует межгосударственные медицинские проекты с Россией, Венесуэлой, Бразилией, Вьетнамом, Ираном, Китаем и Индией.

В офтальмологическом институте митрополит Кирилл встретился с работающими там нашими соотечественниками, которые рассказали о том, что в советскую эпоху этот центр сотрудничал с Институтом микрохирургии глаза, возглавляемым Святославом Николаевичем Федоровым, но с распадом СССР отношения прервались. Владыка предложил свое содействие в их восстановлении. Уже став предстоятелем Русской Православной Церкви, он скоординировал приглашение председателя ученого совета Кубинского офтальмологического института доктора Франка Эгиаса на стажировку в Межотраслевом научно-техническом комплексе «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова.

Доктору Эгиасу запомнились заснеженная Москва, экскурсии в Кремль, храм Христа Спасителя, музей на Поклонной горе, где его особо поразил стенд, посвященный кубинцам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны в рядах Красной армии. Франк признателен Святейшему Патриарху Кириллу за аудиенцию. Конечно, самые яркие воспоминания у него - о практике в российском институте, участии в операциях, общении с российскими врачами и простыми людьми. Везде, по словам доктора Эгиаса, люди, узнавая, что он с Кубы, выражали желание помочь.

- Какие у вас впечатления от Кубы?

- Здесь удивительная природа, яркие краски, климат тропический, жаркий, очень влажный, 11 месяцев в году солнечно. Остров напоминает огромную оранжерею. В отличие от России, на Кубе лишь два климатических сезона: дождливый (май-октябрь) и сухой (ноябрь-апрель). В летне-осенний период в карибском регионе зарождаются тропические циклоны, нередко перерастающие в ураганы.

На Кубе продолжается строительство социалистического общества. У социализма до сего дня сохраняются достижения в образовании, медицине и других социальных областях. Кубинцы - одна из самых здоровых наций. Средняя продолжительность жизни составляет 76 лет. Детская смертность - одна из самых низких на планете. С другой стороны, Куба более полувека пребывает в экономической блокаде. Основные продукты питания распределяются по карточкам. Месячная зарплата не превышает 15-20 долларов. Но несмотря ни на что, кубинцы не сдаются. Они оптимистичные, искренние, открытые, любящие жизнь люди.

Протоиерей Вячеслав Бачин, беседа с которым в свое время была опубликована на портале pravoslavie.ru, родился 26 мая 1965 года в Енисейске. Обучался в Ленинградском высшем военно-политическом училище Министерства внутренних дел СССР. В 1987-1990 годах проходил службу в рядах вооруженных сил.

В феврале 1991 года принял святое крещение. Стал трудником Свято-Троицкого собора в Красноярске. В ноябре 1991 года в Свято-Троицкой Сергиевой лавре получил благословение архимандрита Кирилла (Павлова) на принятие священного сана. В декабре того же года был рукоположен в диакона, а затем в священника.

В 1991-1994 годах являлся клириком приходов в Назарове, Ачинске и Красноярске. С июля 1994 года - настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Назарове. В августе 1998 года назначен благочинным Канского округа и настоятелем Свято-Троицкого собора в Канске. В 2001 году возведен в сан протоиерея. В 2004 году окончил Московскую духовную семинарию. С марта 2005 по апрель 2008 года - секретарь Красноярского епархиального управления, настоятель Покровского кафедрального собора в Красноярске, благочинный Красноярского округа.

С октября 2008 года служил в московском храме Святой Живоначальной Троицы в Хорошеве. С марта 2009 года настоятельствует в храме Казанской иконы Божией Матери в столице Кубы Гаване.

Беседовал Мигель Паласио

http://blog.beinenson.news/2016/02/05/kirill-francisk-cuba/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Мигель Паласио
Все статьи Мигель Паласио
Бывший СССР
Отделить истину от наслоений лжи
О книге Григория Блехмана «Сталин, Берия, Хрущев: созидатели и разрушитель» (М., 2024)
15.11.2024
День празднования Шуйской иконы Божией Матери
Сегодня мы также вспоминаем Д.Н.Мамина-Сибиряка, И.М.Сеченова и М.О.Доливо-Добровольского
15.11.2024
Наше выживание только в Победе...
Другого пути у нас нет
14.11.2024
Ноосферная парадигма как идейный ориентир гражданкой стратегии России в XXI веке
Главным наставником граждан ноосферного будущего должна стать идеология «Софийности» или «Мудрости» как творческой, созидательной реализации природных сил человеческого существа
14.11.2024
День памяти боярина Б.И. Морозова
Также сегодня мы вспоминаем одного из организаторов монархического движения в Москве Ю.П.Бартенева
14.11.2024
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45