Русский внук Сервантеса

Александр Сергеевич Пушкин 
0
635
Время на чтение 5 минут
Спасти мир, полагаясь на свое личное разумение и чувство справедливости, - эта романтическая, но обреченная на провал идея нашла отражение в творчестве многих отечественных прозаиков, поэтов, философов, публицистов. Но самое значительное влияние Сервантес оказал на того, кто собирался взять «рыцарский роман» на Страшный суд.

О двух самых загадочных в истории мировой литературы писателях «Культура» побеседовала с Кареном СТЕПАНЯНОМ, доктором филологических наук, автором книги «Достоевский и Сервантес. Диалог в большом времени».

культура: Сервантес и Достоевский - одна из основных рифм в литературоведении. Как известно, и в их биографиях было много общего: оба пережили тюремное заключение, ужас ожидания смертной казни, прижизненную славу и непонимание...
Степанян: Убежден, что нельзя анализировать классику вне контекста. Ведь даже гении, казалось бы, напрямую выходящие к вечным тайнам бытия, прежде всего реагируют на «ближайшие» проблемы. Скажем, главным вопросом для Достоевского, мучившим его, по собственному признанию, «сознательно и бессознательно всю... жизнь», было «существование Божие», божественная и (или?) человеческая природа Христа, Его связь с Творцом всего сущего и обусловленное этим поведение человека на земле. Эта мысль - сквозная в романе «Идиот», да и в других его текстах. «Дон Кихот», изначально считавшийся пародией на рыцарские романы, ставил актуальнейшую в эпоху позднего Ренессанса проблему личностных пределов, положенных человеку, вознамерившемуся собственными усилиями изменить мир к лучшему. Осмелюсь утверждать, что для русских людей, с нашей тягой к всемирному счастью, с традицией противостояния миру, который «во зле лежит», никогда не принимавших теорию малых дел, все эти вопросы - из числа основополагающих. И донкихотский миф - в том смысле, который господствовал у нас в последние полтора столетия: благородный и бескорыстный рыцарь, не понятый окружающими, бросающийся на помощь людям (которые его вовсе о том не просили) - являлся программой для сотен и тысяч деятелей, возлагавших на себя задачу переделки мира, традиций, уклада, веры собственной страны. Программой - и оправданием в тех случаях, когда «реформы» оборачивались неисчислимо большими, чем прежде, страданиями. Но раз помыслы были благими, считают они, все нормально. Просто, как говаривал Дон Кихот, «раз на раз не приходится». А для так называемой креативной интеллигенции, склонной обвинять косный народ, донкихотский миф служит и образцом подобного поведения.

культура: Не зря в русской критике часто звучала мысль об искушении кихотизмом: и Пушкин, и Белинский видели в нем почву для радикальных настроений.
Степанян: Литературовед Аркадий Горнфельд писал в 1916 году: «Дон Кихот - высокий тип человеческого развития, но не заключительная его точка. Особенно важно это помнить у нас, где форма и напряженность самоотвержения слишком часто скрывают его существо и направление». В России этот персонаж обречен на внелитературное бытие - ведь, по точному определению академика Александра Панченко, русская цивилизация - это цивилизация Слова. Другое дело, что классики не писали инструкций по поведению. «Пусть потрудятся сами читатели», - формулировал в записной тетради Достоевский. Поэтому и существует бесчисленное количество трактовок «Фауста», «Гамлета», «Дон Жуана», «Идиота». Кстати, искуситься можно не только кихотизмом. Мне приходилось встречать и тех (особенно среди нынешней молодежи, возмущенной вопиющим социальным неравенством, которым обернулся в России капитализм), для кого образцом является Раскольников с его арифметикой...

культура: Князь Мышкин - герой, родственный Дон Кихоту? Ведь он тоже стремится творить добро, но все больше приносит несчастье...
Степанян: С помощью Мышкина легче осознать трагизм «Дон Кихота», долгое время казавшегося ужасно веселым (хотя современному читателю там и улыбнуться в общем-то негде). Невозможно не увидеть великую мудрость ламанчского рыцаря и русского князя: жизнь вне служения ближним не имеет смысла. Пожалуй, лучше всего об этом сказал сам Федор Михайлович: «...Величайшая красота человека, величайшая чистота его, целомудрие, простодушие, незлобивость, мужество и, наконец, ум - все это нередко (увы, так часто даже) обращается ни во что, проходит без пользы для человечества и даже обращается в посмеяние единственно потому, что всем этим благороднейшим и богатейшим дарам недоставало одного только последнего дара - именно: гения, чтобы <...> направить все это могущество на правдивый, а не фантастический и сумасшедший путь деятельности, во благо человечества». 

культура: Бахтин называл реализм Сервантеса карнавальным и утопическим, восхищался его праздничным перевоплощением мира. К «карнавальным» авторам он относил и Достоевского. Этот прием понадобился писателям, чтобы подчеркнуть неприятие реальности их героями? 
Степанян: Восприятие действительности - это, наверное, основной вопрос и в «Дон Кихоте», и в «Идиоте». Сложнейшая задача: наблюдать реальность и людей в том объективном, падшем состоянии, в котором они находятся сейчас, и - видеть мир как Божие творение, человека как будущего обитателя Небесного Иерусалима. Разрешить подобную головоломку не под силу ни Дон Кихоту, ни князю Мышкину. Но это удается писателям. «При полном реализме найти в человеке человека», - замечал Федор Михайлович. 

культура: Салтыков-Щедрин писал, что Достоевский ступает в область предвидений и предчувствий, которые составляют цель не непосредственных, а отдаленных исканий человечества, а Ортега-и-Гассет шутил, что далеко еще то время, когда у Сервантеса родится внук, способный понять его «взбалмошного сына», Рыцаря печального образа. 
Степанян: Один восточный мудрец говорил еще в прошлом веке, что мы и через триста лет не станем современниками Достоевского - настолько опередил он нас в постижении тайны человека. Главная метафизическая проблема и у Достоевского, и у Сервантеса - осознание безграничной свободы, дарованной Богом, и те бездны, которые в результате этого открылись. Неразрывная связь индивидуума со всем остальным человечеством, высочайшая ответственность за каждый поступок способны изменить мироздание к лучшему или к худшему. Ежесекундное предстояние перед Богом - другой завет, вытекающий из первого. Именно так они противостоят нынешнему кризису личности и цивилизации, так будут участвовать в бытии, когда мир опомнится и начнет искать пути выхода.

http://portal-kultura.ru/articles/dostoyanie/126831-russkiy-vnuk-servantesa/
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Карен Ашотович Степанян
Все статьи Карен Ашотович Степанян
Дарья Ефремова
Все статьи Дарья Ефремова
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:57
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07
Фиктивная ликвидация
Новый комментарий от Ленчик
21.11.2024 16:37
Гарри Поттер и дух растления
Новый комментарий от Константин В.
21.11.2024 15:49