Маленькие герои большого сказочника

0
783
Время на чтение 7 минут

29 ноября исполняется 215 лет со дня рождения Вильгельма Гауфа. Знакомый по мультфильмам и кино, оживающий в каждой книжной иллюстрации, - ​как забыть печального долгоносого карлика с гусыней Мими или красавца калифа, размахивающего крыльями аиста, - ​писатель, к сожалению, оказался обойден вниманием литературоведов.

Не доживший до собственного 25-летия и умерший от тифа, штутгартский новеллист кажется затерявшимся в многоцветной толпе немецких романтиков. Академические издания, скорее, расскажут о Новалисе, Гельдерлине, Тике, фон Эйхендорфе и, конечно, Гофмане. Так логичнее прослеживается развитие этого важного художественного направления: от бури и скорби гонимого филистерами гения до «ангельских» напевов ползающей по дереву змейки Серпентины и мерной поступи Песочного человека, возрождавших утраченный в эпоху Просвещения мистический трепет перед иррациональными силами природы. Историю романтиков венчает швабский помощник пастора, ровесник Гауфа и однокашник по Тюбингенскому университету, Эдуард Мерике, у которого, по образному выражению современников, из каждого комка грязи, поднятого с земли, вылетала птичка. Пришедший на смену фантастической новелле и зыбкой музыкальной рифме, бидермайер не просто рассказывал о бедности и житейских невзгодах какого-нибудь захолустного Пфлуммерне или Оксенванге в метафоре заколдованной страны, но и открывал тему маленького человека. Именно этот тип литературного героя отлично удавался вчерашнему студенту-теологу Гауфу. Причем его маленький человек оказывался таковым в буквальном смысле - ​Мук-скороход, Карлик Нос.

Считавшийся до поры до времени учеником Гофмана, уступавшим учителю по части мастерства, Гауф поначалу прославился как исторический романист. Повествовавший о средневековых рыцарях «Лихтенштейн» идеально вписался в общественный тренд объединяющейся Германии - ​настолько, что роман переиздавали на протяжении целого столетия, в магазинах продавались фигурки персонажей для представлений в домашнем театре. Незадолго до этого «сентиментальный» Гауф снискал скандальную популярность дерзкой выходкой - ​пародией на слащавые новеллы модного автора Генриха Клаурена. Самое смешное, что «Человек с Луны» вышел под именем адресата насмешки.

Иллюстрация: М. МитрофановОднако широкую известность Гауф получил благодаря сказкам. Окончив университет, Вильгельм устроился репетитором в семью военного министра Эрнста Ойгена фон Хёгеля. Именно для детей барона Гауф и начал сочинять волшебные истории, которые впервые были опубликованы в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». В сборник вошли «Маленький Мук», «Калиф-аист» и другие новеллы, сразу приобретшие невиданную популярность во всех странах, где говорили и читали по-немецки. Гауф создал собственный стиль, где прямодушная бюргерская этика причудливо перемешивается с ориентализмом, готический мистицизм соседствует с североевропейским эпосом, барочной композиции не мешает простой, понятный детям язык. Кроме того, любой текст молодого автора венчала ясная мораль.

Если у Гофмана мир погряз в филистерстве и лжи и по большому счету поддается исправлению только благодаря вмешательству мистических сил, то у Гауфа зло приходит к человеку под маской искушения и гордыни. Именно поддавшись слабостям, персонаж обретает животный облик: отсюда - ​зооморфные черты или банальное человеческое уродство. Так происходит в сказке «Карлик Нос», где в безобразного коротышку превращается красивый рослый мальчик Якоб. Посмеялся над наружностью старой ведьмы, покупавшей у него на базаре зелень, за то и поплатился. Впрочем, наказанием может стать и невидимый глазу изъян. И разделаться с мороком можно только путем смирения. Пример - ​«Холодное сердце», где угольщик Петер отправляется к Михелю-Голландцу, чтобы обменять душу на звонкую монету. Сердца у демонического великана хранятся в банках с ярлычками, а талеров и дукатов хоть отбавляй. Мотивы юноши звучат психологически достоверно: «Что за жалкая участь быть черным, грязным угольщиком! /.../ Вот, случись, выйдет Петер Мунк в праздничный день на улицу - ​чисто умытый, в парадном отцовском кафтане с серебряными пуговицами, в новых красных чулках и в башмаках с пряжками... Всякий, увидев его издали, скажет: «Что за парень - ​молодец! Кто бы это был?» А подойдет ближе, только рукой махнет: «Ах, да ведь это всего-навсего Петер Мунк!..» И пройдет мимо».

Иллюстрация: Ю.МолокановСтав богатым, Мунк не занимается делами, забросил и стекольный завод, и лесопилку, а просиживает дни за игровым столом в компании толстого Иезекииля. Теперь бизнес вчерашнего угольщика - ​ростовщичество, весь город закабален. Под окнами его дома вечно стоит «кошачий вой»: отцы семейств молят об отсрочке, женщины и дети, надеясь разжалобить, плачут, а хозяин в ответ спускает овчарок. Затворницей в золотой клетке живет и красавица-жена Петера - ​Лизбет. Однажды молодая женщина разговорилась с нищим стариком-путником, за что получила от разгневанного мужа удар по голове деревянным кнутовищем: «Угощаешь моим лучшим вином каких-то бродяг». Конечно, под личиной странника скрывался волшебник, лесной дух, Стеклянный Человечек - ​в остроконечной шляпе и красных чулочках. Он и предложил ростовщику новую «сделку»: семь дней жизни в обмен на раскаяние. Впрочем, после убийства жены Петер не находит себе места: он не ждет прощения мага и готовится к смерти как к воздаянию.

Растроганный дух оживляет Лизбет и дарит скромный, чистенький домик. Правда, теперь Мунк должен добывать уголь до конца своих дней. «Знал я на своем веку и богатство, и бедность. Беден я был, когда был богат, богат - ​когда беден», - ​рассказывает постаревший герой в финале. Петер становится мудрецом, в отличии от другого философа, никейского Мукры, разочаровавшегося в людях.

Иллюстрация: С. Ким«Маленький Мук», одна из самых загадочных новелл Гауфа, и по сей день вызывает вопросы. Впечатляет даже знакомая с детства цитата: «Вероломный король, ты платишь неблагодарностью за верную службу, да будет тебе заслуженной карой уродство, которым ты поражен. Я оставляю тебе длинные уши, дабы они изо дня в день напоминали тебе о Маленьком Муке». Сказав так, он стремительно перевернулся... на каблуке и исчез».

Вроде бы все логично, но сильных мира сего судит карлик. Он облачен в тюрбан и восточный халат - ​очевидная аллюзия к сказкам «Тысячи и одной ночи», вокруг происхождения которых в первой половине XIX века ломали копья французские и немецкие лингвисты. Если оставить за скобками персидский, индийский или арабский первоисточник, становится понятно: суть восточной притчи проста. Порок наказан, добродетель торжествует, мудрец способен решить любой вопрос. Так вот, Маленький Мук - ​не только мудрец, но и полумаг, уходит от дел; абсолютное одиночество - ​результат свободного и ответственного выбора. Он живет в достатке, но совсем один, потому что презирает людей. А ведь когда-то Маленький Мук очень хотел быть полезным. Даже став жертвой интриг и оказавшись в темнице, он «не помышлял о мести - ​думал, как заслужить благодарность и любовь своих врагов».

Иллюстрация: А. ЛомаевКалифу-аисту судьба послала не испытание, а соблазн: приобщиться к миру животных, научившись понимать их язык. Однако у волшебства было одно условие: «Но горе тому, кто, приняв образ птицы или зверя, засмеется. Заветное слово навсегда исчезнет из его памяти, и уже никогда не стать ему снова человеком. Помни об этом, смертный! Горе тому, кто смеется не вовремя!» С природой следует обходиться почтительно. Однако легкомысленный калиф не сдержался и рассмеялся. И остался бы он навсегда птицей, если бы автор сказки не пощадил его и не подарил бы возможность спастись и обрести блаженство. «Если бы меня не постигло великое несчастье, я не узнал бы теперь величайшего счастья!» - ​восклицает в финале калиф.

Секрет великого сказочника прост. «Гауф людей не презирал, а жалел. Поэтому так значимы развязки его историй. Счастливые и словно бы небрежные, - ​пишет историк литературы, профессор Андрей Немзер. - ​А еще он любил «маленьких» - ​тех, кого готовы унизить богатеи, ограбить разбойники, осмеять злые мальчишки /.../ Он верил в их мужество, сметливость, благородство и незлобивость. И надеялся, что рано или поздно - ​как в сказке - ​за все это его героям воздастся сторицей, а страшные приключения, выпавшие на их долю, обернутся волнующими и трогательными воспоминаниями. Сказками, в которых все к лучшему».

Источник:  газета "Культура"
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дарья Ефремова
Все статьи Дарья Ефремова
Последние комментарии
Кому нужен скандал в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя
Новый комментарий от Непосторонний
05.11.2024 15:18
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
05.11.2024 14:30
Разговор со стеной
Новый комментарий от Фиалковский
05.11.2024 14:24
Для Поклонской Православие и патриотизм были некой игрой
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
05.11.2024 13:57
Никогда такого не было, и вот опять
Новый комментарий от Александр Уфаев
05.11.2024 13:29