Претерпевшие до конца

0
594
Время на чтение 6 минут

13 сентября в пятый раз состоялось празднование Собора Саратовских святых. Оно стало возможным благодаря работе епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, подготовившей необходимые для прославления материалы. Предлагаем вниманию читателей беседу с председателем комиссии, настоятелем Архиерейского подворья - храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ протоиереем Кириллом Краснощековым.

- Отец Кирилл, почему в Собор Саратовских святых вошли только 12 новомучеников, хотя с Саратовской землей их связано больше? Например, священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, который родился и учился в нашей губернии.

- Синодальная комиссия по канонизации исходила из того, что если человек уже входит в Собор святых какой-то епархии, то не надо повторять его канонизацию в другом Соборе. Тех, кто служил в разных местах, решено было включать в тот или иной Собор по месту кончины. Хотя и здесь были исключения. Епископ Гермоген (Долганёв) скончался в Тобольске, граф Александр Медем - в Сызранской тюрьме. Но их жизнь была теснейшим образом связана с Саратовской землей, поэтому они вошли в наш Собор.

- Какими критериями руководствуется комиссия, рассматривая вопрос о канонизации того или иного подвижника? Традиционно в народе считается, что необходимыми условиями являются народное почитание святого и явленные посмертно чудеса...

- Вот относительно новомучеников такой критерий не актуален. И не только, кстати, новомучеников. Я обычно привожу в пример Иакова-мниха (XI век), который в «Памяти и похвале русскому князю Владимиру» пишет: «Не удивимся, возлюбленные, что чудес не творит по смерти - многие ведь святые праведники не сотворили чудес, но святыми являются». И, ссылаясь на слова Иоанна Златоуста «От дел узнаем, а не от чудес», Иаков-мних заключает: «Но по делам узнавайте святого». А почитали князя Владимира уже тогда явно как святого, потому-то похвальное слово и писалось. То есть даже тогда, в XI веке, отсутствие чудес не являлось препятствием к почитанию. И относительно новомучеников XX века этот критерий, если и есть, то на последнем месте. Основной критерий - это мученическая кончина, в которой прослеживаются напрямую признаки исповедничества. Тоже очень тонкий критерий. Игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых, много об этом говорит, у него есть специальный доклад «Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских». Он настаивает, что при канонизации мучеников первых веков и канонизации мучеников ХХ века необходимо применять совершенно разные подходы. Для него, например, один из важнейших критериев канонизации новомученика ХХ века - это святость всей его жизни. Среди древних святых мы порой видим гонителей христиан, которые, видя мужество мучеников, сами обращались ко Христу и тоже принимали мученическую смерть. Игумен Дамаскин считает, что так нельзя подходить к мученикам XX века. Потому что Россия была христианской страной, и люди должны были буквально с детства показывать себя христианами. Эта его позиция разделяется не всеми, но она у нас принята как официальная.

- С какими трудностями сталкивается комиссия в своей работе?

- Колоссальной сложности проблема в том, что основными документами для канонизации являются архивно-следственные дела, «мученические акты XX века». Это следственные дела ОГПУ-­НКВД, в которых должно быть налицо исповедническое поведение человека. То есть он не должен был оклеветать себя, а обвинения предъявлялись все сплошь клеветнические - «контрреволюция», «создание террористической группировки», «распространение контрреволюционных слухов» - вплоть до 1937 года всё какую-то контрреволюцию искали. Как мы знаем, следователями активно применялись пытки. И в этих условиях человек должен был не сломаться, не сознаться в ложных обвинениях: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Это первое.

Второе - он не должен был никого оклеветать. А это настолько размытое понятие... Вот, например, почти все протоколы начинаются словами: «Назовите ваших знакомых». Что в этой фразе особенного? По сути дела, ничего. Но если человек говорит: «Я знаю такого-то, такого-то и такого-то», - через три листа мы уже читаем, что они арестованы, а дело переквалифицируется в групповое. А групповое дело - это всегда планка наказания в два раза выше, чем по индивидуальному делу. И, конечно, опытные люди, те, кто сидел не первый раз, никаких знакомых вообще не называли. Очень не просто интерпретировать - оклеветал или не оклеветал кого-то человек, если просто назвал своих знакомых?

И третье условие, выполнить которое сложнее всего, но на чем настаивает отец Дамаскин, и тут я с ним полностью согласен: мы должны - а это едва ли возможно - исследовать весь пласт архивов современного ФСБ, которое является наследником КГБ-НКВД-ОГПУ, и связать воедино тысячи нитей судеб людей, проходивших в качестве обвиняемых. Допустим, передо мной лежит расстрельное дело священника 1937 года. Но откуда я знаю - не привлекался ли он в 1928 году в качестве свидетеля по делу совсем другого священника? И это могло быть вовсе не в Саратове - он мог сменить пять-шесть городов за это время, священники часто переезжали ввиду гонений, ссылок. Соответственно, я, зная, что он расстрелян в Саратове в 1937‑м, могу ли быть уверен, что он в 1928-м где-нибудь в Иванове не свидетельствовал на другого как обвинитель? Нужно всё исследовать, составить всю номенклатуру в масштабах страны - кто, где, когда проходил по какому делу. Это задача в настоящее время невыполнимая - и по своей трудоемкости, и потому, что ведомственные архивы ФСБ закрыты. Но это - принципиальная позиция отца Дамаскина: пока не будет засвидетельствовано, что человек ничем не скомпрометирован, - не о чем разговаривать. По сравнению с 1990-2000‑ми годами условия канонизации сейчас ужесточились, и это правильно.

- А почему не был канонизирован в Соборе святых протоиерей Геннадий Махровский, настоятель Свято-Троицкого собора, расстрелянный в 1919 году вместе с епископом Германом (Косолаповым) и священником Михаилом Платоновым? Насколько я знаю, его вообще не допрашивали, так что каких-то «неправильных» показаний он дать не мог.

- Он погиб как заложник. Все сорок с лишним человек, расстрелянных в октябре 1919 года на Воскресенском кладбище Саратова, - это заложники, взятые в ходе красного террора в ответ на убийство большевика Загорского. Мы ведь подавали документы на канонизацию людей, легших в братскую могилу на Воскресенском кладбище. И отказ был мотивирован недостатком материалов, свидетельствующих об их исповедническом подвиге. Другое дело - судебные протоколы владыки Германа и отца Михаила: там видно, как они себя ведут, что говорят. Видно, в чем их обвиняют, видно. что их хотят убить просто потому, что они «черные вороны, и их надо отправить на небо». И они отвечают: «Для вас небо пусто, для нас - нет. Отправьте нас туда, потому что мы верующие, и для нас там - всё, новая жизнь». А вот про священника Геннадия Махровского ничего подобного у нас нет.

- В настоящее время комиссия готовит новые материалы для канонизации?

- Сейчас наша работа в основном направлена на развитие почитания подвига новомучеников, что отражено в синодальном документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», на сбор и более кропотливое изучение материалов об этих людях - не только прославленных, но и всех пострадавших за веру в годы гонений.

Главная задача, которая перед нами сейчас стоит, - это увековечивание памяти новомучеников. Канонизация - это начало, а вот то, что мы, по благословению Владыки Лонгина, смогли установить такой праздник - Собор Саратовских святых - это уже продолжение. И очень важно, что этот праздник у нас так торжественно отмечается, что центром его по очереди становятся все города нашей епархии. В издательстве Саратовской митрополии готовится к изданию прекрасная книга о Соборе Саратовских святых, подготовленная секретарем нашей комиссии священником Максимом Плякиным. Такие издания очень нужны для того, чтобы память о подвиге новомучеников сохранялась, чтобы люди знали о них. Этим же занимается наше общество «Возрождение», объединяющее потомков репрессированных священнослужителей и мирян, пострадавших в годы гонений. Внуки, правнуки этих людей по крупицам в архивах разыскивают сведения о своих предках (о 4‑й конференции общества «Возрождение» читайте на с. 5. - Ред.). Особенно отрадно, что к нам всё время приходит молодежь: значит, это дело не умрет с внуками репрессированных, которым уже многим самим за 70 лет, оно будет продолжаться. Стремление больше узнать о новомучениках, неравнодушие к ним - это и есть, на мой взгляд, настоящее их почитание.

- Что еще входит в работу комиссии?

- Мы отвечаем на запросы, которых очень много. Ко мне приходят просьбы от людей, которые ищут материалы о том или ином священнике. Это либо его родственники, либо местные краеведы. Немало школьников, которые пишут работы о репрессированных священниках своего родного села - разумеется, если рядом окажется верующий учитель. Материалов у нас много, и, если в моей базе данных есть соответствующие документы, я с удовольствием ими делюсь. Такие запросы приходят к нам со всей страны.

Фото из архива редакции

Газета «Православная вера» № 18 (542)

Протоиерей Кирилл Краснощеков
Беседовала Оксана Гаркавенко

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/preterpevshie-do-konca


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Кирилл Краснощеков
Все статьи Протоиерей Кирилл Краснощеков
Оксана Гаркавенко
Все статьи Оксана Гаркавенко
Последние комментарии
Кому мешает генерал Карбышев?
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
20.02.2025 14:06
Славянство. Прошлое, настоящее и варианты будущего
Новый комментарий от Павел Тихомиров
20.02.2025 12:14
Трамп: смена курса как прикрытие цели мирового господства
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.02.2025 09:03
«Трамп принёс в мир не оливковую ветвь, а обоюдоострый меч»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.02.2025 08:17
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
20.02.2025 07:58