Праздник встречи, а не разлуки

Почти пролетели сорок дней с того момента, когда в таинственной темноте пасхальной ночи впервые прозвучало «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Пасхальный период заканчивается праздником Вознесения Господня, в котором Православная Церковь вспоминает о событии, завершающем Новый Завет и время земного служения Воскресшего Спасителя.

О значении этого события в деле нашего спасения и о том, почему Вознесение - это радостный праздник встречи, а не горький день разлуки, нашему корреспонденту рассказал настоятель храма во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ имени Н. Г. Чернышевского протоиерей Кирилл Краснощеков.

Для начала давайте прочитаем, как описывают это событие Деяния апостольские: Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян. 1, 6-12).

Об этом также довольно подробно пишет апостол Лука: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24, 50-53).

Как мы видим, евангелист Лука пишет о радости, никакой печали от расставания с Господом здесь нет. А вот о чем эта радость, давайте разберемся.

Священное Писание часто рассказывает нам об очень сложных вещах, имеющих отношения к Божественным тайнам. На обыденном языке эти вещи неизъяснимы. Для того чтобы передать их, используются определенные символы.

К таким традиционным символам Священного Писания относится слово «облако». Когда евангелист пишет о том, что Господь возносится на облаке, он имеет в виду не обыкновенное природное явление, которые мы наблюдаем на небе, а библейский символ Богоявления, который встречается и в Ветхом, и в Новом Завете.

Облако символизирует то, что Божественная сущность - это нечто скрытое, недоступное для человека. Слово «небо» - это тоже не астрономическое небо, а термин, который обозначает сферу Божественного бытия. Таким образом, Спаситель возносится в область, скрытую от человека, и становится недоступным для его чувственного восприятия.

И самое главное: Он возносится на Небо не только со Своей Божественной, но и с человеческой природой. Так заканчивается земное служение Христа: Он стал человеком, спас человеческий род Своей крестной смертью и воскресением и Своим вознесением возвел человечество в сферы Божественного бытия - туда, откуда человек когда-то ниспал, - на Небо. Бог стал человеком не на время Своего пребывания на земле, а навсегда!

Об этом с замечательной выразительностью говорят нам богослужебные тексты праздника Вознесения, в которых Церковь выражает суть происходящего события - например, стихиры, которые мы можем услышать на всенощном бдении.

Недр Отеческих не разлучься, сладчайший Иисусе,/и с земными яко Человек пожив,/днесь от горы Елеонския вознеслся еси во славе,/и падшее естество наше милостивно вознес. Отцу спосадил еси.

Что заключено для нас в этих словах? То, что вместе со Своей человеческой природой Господь Иисус Хрис­тос - Новый Адам - возносит в область Божественного наше падшее естество. И мы, члены Церкви, причащаясь Его Тела и Крови, становимся членами этого Тела. Его человечество становится нашим человечеством. Господь возносит нас туда, где Сам Он сидит «одесную Отца». И каждый христианин в перспективе может вместе с Ним быть одесную Отца. Для человека открывается Небо, перспектива обОжения. Вот в чем заключается наше высочайшее призвание и самая суть христианства. И это действительно огромная радость и такое великое чудо, которому удивляются даже Небесные Силы бесплотные: Темже небеснии безплотных чинове,/чудеси удивляющеся, ужасахуся ужасом,/и трепетом содержими, Твое человеколюбие величаху./С нимиже и мы земнии,/еже к нам Твое снисхождение,/и еже от нас вознесение славо­словяще,/молимся глаголюще:/ученики, и рождшую Тя Богородицу,/радости безчисленныя исполнивый во Твое вознесение,/и нас сподоби избранных Твоих радости, молитвами их,//великия ради Твоея милости.

В этой стихире еще раз подчеркивается: речь идет не о печальном, а о радостном празднике, в котором мы вместе с апостолами со Хрис­том не расстаемся, а наоборот: Он нас, можно сказать, берет за руку и возводит вслед за Собой от земли на Небо.

В стихирах на литии праздника Вознесения приводится очень любопытный диалог, который ведут Ангелы между собою, видя восходящего на Небо Господа. Они спрашивают друг друга: «Кто есть Сей, глаголаху, красный Муж?». То есть они удивляются: Кто это такой? Кто этот удивительный Человек, восходящий на Небо? И ответ дается такой: «Но не человек точию, Бог же и Человек,/совокупленно и являемо», то есть не только человек, но Человек и Бог одновременно.

Перед нами предстает яркая картина всеобщего радостного смятения. Вот Ангелы «во одеждах летающе окрест учеников,/друзии же стояще вопияху:/мужие галилейстии, Иже от вас отыде,/Сей есть Иисус Человек Бог. /Бог Человек паки приидет,/Судия живых и мертвых,/верным же даруяй//грехов прощение и велию милость». Ангелы летают вокруг учеников Иисуса, говорят им: мужи Галилейские, Тот, кто восходит от вас - это Иисус Христос, Бог и Человек, Который придет во второй раз, чтобы судить живых и мертвых, верным даруя прощение грехов и великую милость.

Мы часто говорим о человеке светлом, добром, хорошем, что он, как Ангел, желая его похвалить. Так мы рассуждаем, исходя из установок обыденного сознания. Но на самом-то деле Господь, соединив нашу природу со Своей Человечностью, поднял человека намного выше Ангелов! В этом-то и заключается основное богословское содержание праздника: Человек во Христе восседает одесную Бога и открывает дорогу к престолу Творца каждому из нас.

Газета «Православная вера» № 10 (630)

[Протоиерей Кирилл Краснощеков, Подготовила Екатерина Иванова]

Православие и современность

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Кирилл Краснощеков:
Все статьи автора
Екатерина Иванова:
Все статьи автора
Последние комментарии
Какая языковая политика нужна России
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 11:15
Органчик в голове
Новый комментарий от monarhist
2020-09-23 11:14
«Напрасно Ватикан начинает торговлю мученической кровью»
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 10:22
Рождение русского войска
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:45
Таблетки алчности
Новый комментарий от Русский Сталинист
2020-09-23 09:29
День начался настоящей мистикой
Новый комментарий от Валерий
2020-09-23 05:58