Праздник встречи, а не разлуки

0
1122
Время на чтение 5 минут

Почти пролетели сорок дней с того момента, когда в таинственной темноте пасхальной ночи впервые прозвучало «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Пасхальный период заканчивается праздником Вознесения Господня, в котором Православная Церковь вспоминает о событии, завершающем Новый Завет и время земного служения Воскресшего Спасителя.

О значении этого события в деле нашего спасения и о том, почему Вознесение - это радостный праздник встречи, а не горький день разлуки, нашему корреспонденту рассказал настоятель храма во имя святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ имени Н. Г. Чернышевского протоиерей Кирилл Краснощеков.

Для начала давайте прочитаем, как описывают это событие Деяния апостольские: Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути (Деян. 1, 6-12).

Об этом также довольно подробно пишет апостол Лука: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью. И пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк. 24, 50-53).

Как мы видим, евангелист Лука пишет о радости, никакой печали от расставания с Господом здесь нет. А вот о чем эта радость, давайте разберемся.

Священное Писание часто рассказывает нам об очень сложных вещах, имеющих отношения к Божественным тайнам. На обыденном языке эти вещи неизъяснимы. Для того чтобы передать их, используются определенные символы.

К таким традиционным символам Священного Писания относится слово «облако». Когда евангелист пишет о том, что Господь возносится на облаке, он имеет в виду не обыкновенное природное явление, которые мы наблюдаем на небе, а библейский символ Богоявления, который встречается и в Ветхом, и в Новом Завете.

Облако символизирует то, что Божественная сущность - это нечто скрытое, недоступное для человека. Слово «небо» - это тоже не астрономическое небо, а термин, который обозначает сферу Божественного бытия. Таким образом, Спаситель возносится в область, скрытую от человека, и становится недоступным для его чувственного восприятия.

И самое главное: Он возносится на Небо не только со Своей Божественной, но и с человеческой природой. Так заканчивается земное служение Христа: Он стал человеком, спас человеческий род Своей крестной смертью и воскресением и Своим вознесением возвел человечество в сферы Божественного бытия - туда, откуда человек когда-то ниспал, - на Небо. Бог стал человеком не на время Своего пребывания на земле, а навсегда!

Об этом с замечательной выразительностью говорят нам богослужебные тексты праздника Вознесения, в которых Церковь выражает суть происходящего события - например, стихиры, которые мы можем услышать на всенощном бдении.

Недр Отеческих не разлучься, сладчайший Иисусе,/и с земными яко Человек пожив,/днесь от горы Елеонския вознеслся еси во славе,/и падшее естество наше милостивно вознес. Отцу спосадил еси.

Что заключено для нас в этих словах? То, что вместе со Своей человеческой природой Господь Иисус Хрис­тос - Новый Адам - возносит в область Божественного наше падшее естество. И мы, члены Церкви, причащаясь Его Тела и Крови, становимся членами этого Тела. Его человечество становится нашим человечеством. Господь возносит нас туда, где Сам Он сидит «одесную Отца». И каждый христианин в перспективе может вместе с Ним быть одесную Отца. Для человека открывается Небо, перспектива обОжения. Вот в чем заключается наше высочайшее призвание и самая суть христианства. И это действительно огромная радость и такое великое чудо, которому удивляются даже Небесные Силы бесплотные: Темже небеснии безплотных чинове,/чудеси удивляющеся, ужасахуся ужасом,/и трепетом содержими, Твое человеколюбие величаху./С нимиже и мы земнии,/еже к нам Твое снисхождение,/и еже от нас вознесение славо­словяще,/молимся глаголюще:/ученики, и рождшую Тя Богородицу,/радости безчисленныя исполнивый во Твое вознесение,/и нас сподоби избранных Твоих радости, молитвами их,//великия ради Твоея милости.

В этой стихире еще раз подчеркивается: речь идет не о печальном, а о радостном празднике, в котором мы вместе с апостолами со Хрис­том не расстаемся, а наоборот: Он нас, можно сказать, берет за руку и возводит вслед за Собой от земли на Небо.

В стихирах на литии праздника Вознесения приводится очень любопытный диалог, который ведут Ангелы между собою, видя восходящего на Небо Господа. Они спрашивают друг друга: «Кто есть Сей, глаголаху, красный Муж?». То есть они удивляются: Кто это такой? Кто этот удивительный Человек, восходящий на Небо? И ответ дается такой: «Но не человек точию, Бог же и Человек,/совокупленно и являемо», то есть не только человек, но Человек и Бог одновременно.

Перед нами предстает яркая картина всеобщего радостного смятения. Вот Ангелы «во одеждах летающе окрест учеников,/друзии же стояще вопияху:/мужие галилейстии, Иже от вас отыде,/Сей есть Иисус Человек Бог. /Бог Человек паки приидет,/Судия живых и мертвых,/верным же даруяй//грехов прощение и велию милость». Ангелы летают вокруг учеников Иисуса, говорят им: мужи Галилейские, Тот, кто восходит от вас - это Иисус Христос, Бог и Человек, Который придет во второй раз, чтобы судить живых и мертвых, верным даруя прощение грехов и великую милость.

Мы часто говорим о человеке светлом, добром, хорошем, что он, как Ангел, желая его похвалить. Так мы рассуждаем, исходя из установок обыденного сознания. Но на самом-то деле Господь, соединив нашу природу со Своей Человечностью, поднял человека намного выше Ангелов! В этом-то и заключается основное богословское содержание праздника: Человек во Христе восседает одесную Бога и открывает дорогу к престолу Творца каждому из нас.

Газета «Православная вера» № 10 (630)

[Протоиерей Кирилл Краснощеков, Подготовила Екатерина Иванова]

Православие и современность

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Кирилл Краснощеков
Все статьи Протоиерей Кирилл Краснощеков
Екатерина Иванова
Все статьи Екатерина Иванова
Последние комментарии
Как Царская песня стала гимном Великой Отечественной войны
Новый комментарий от Константин В.
23.05.2025 21:51
ПТУ поднимут Россию
Новый комментарий от Владимир С.М.
23.05.2025 20:21
Мединский и журавли
Новый комментарий от Владимир С.М.
23.05.2025 19:48
Крест и щит русской экзистенции: дух победы и архетипы русской души
Новый комментарий от Игорь Бондарев
23.05.2025 19:14
Десять лет назад убили Мозгового
Новый комментарий от Константин В.
23.05.2025 19:04
«Женщины портятся вслед за мужчинами»
Новый комментарий от Человек
23.05.2025 18:45