Другая радость

Великий пост 
0
540
Время на чтение 6 минут

Наступил Великий пост, предваряющий главный православный праздник - Пасху. Но даже у воцерковленных людей, у тех, для кого этот пост далеко не первый, не убывает вопросов: как провести, как прожить эти шесть (со Страстной - семь) седмиц с максимальной духовной пользой? Мы беседуем с настоятелем храма во имя cвятых Царственных страстотерпцев при Саратовском госуниверситете священником Кириллом Краснощековым.

- Отец Кирилл, мы знаем, что Великий пост - время особого духовного труда, всецелого устремления души к Богу... Но что значит - особого, всецелого? Разве в остальные дни года христиане не должны пребывать в таком же состоянии? Зачем нужно это особое время - пост?

- Это состояние, конечно, является идеальным для христианина. Но человек не может всё время жить одинаково. Истоки поста - в Ветхом Завете. А ветхозаветный пост - это, как правило, либо время сугубого покаяния, либо подготовка к битве: воин должен был трезвиться, бодриться, чтобы быть готовым к сражению. То есть в любом случае пост - это период, когда человек пытается собраться больше, чем он собран в другое время. Постовая дисциплина появилась ведь не просто так. Монахи, пребывавшие в аскетическом подвиге, видели в человеческой природе всю ее сложность, всё ее несовершенство, ставшее результатом грехопадения. Тело человека делается не другом, а врагом, болеет, давит на душу, ум рассеивается, теряет целомудрие - это всё данности. И вот аскеты, наблюдая за этими данностями, опытным путем избирали наилучшие средства для того, чтобы поврежденную человеческую природу привести к более или менее правильному состоянию. Одним из таких средств как раз и является пост со всеми его уставами.

Годовой богослужебный круг - это мистерия, которая позволяет нам постоянно жить в евангельских событиях. Не просто вспоминать их как некое историческое прошлое, а участвовать в них. В евангельской истории были и смерть, и воскресение, и горе, и радость. Есть время для поста - и есть время для той радости, которая придет к нам с Пасхой. Не надо думать, что пост - это только печаль и сокрушение. Но это время несколько иное. Радость пасхальная и радость поста: и то и другое - радость, но они разные.

- Радость поста - в чем она? Ведь пост - это время, когда человек себя ограничивает во многом, в частности - в пище, что людям нецерковным кажется лишением...

- Любые ограничения такого рода являются не целью, а средством. Скажем, мясо и ряд других продуктов мы в пост не едим для того, чтобы наше тело стало все-таки нашим другом, как и должно быть. Но это совсем не так просто на самом деле На первой неделе поста все обычно постятся с удовольствием и не сомневаются, что пост приносит радость, потому что чувствуют: тело становится легче и душа свободнее. И если всё это еще с храмовой молитвой сочетается,- а на первой неделе желательно быть в храме ежедневно, хотя бы вечером, на чтении Покаянного канона Андрея Критского,- то человеку становится совсем хорошо. И вот люди приходят в первое воскресенье поста на праздник Торжества Православия, попостившись, причащаются Святых Христовых Таин - радостные, воспрянувшие от духовного сна... Сложнее со следующими неделями. Ведь жить-то приходится, как и раньше: на работу бежать, домашними делами заниматься. Человек устал, радости уже нет, в храм не хочется. Происходит так оттого, что люди просто не умеют долго поститься, для этого нужны определенные навыки. У тех, кто умеет, пост идет по нарастающей - человек поднимается по духовной лестнице, обретая все новую и новую радость. Ведь каждая седмица поста проходит под своим знаком, исполнена особого смысла, не говоря уже о каждом дне Страстной седмицы.

Пост - это время покаяния. А покаяние - можно назвать радостью? Я уверен, что можно. Ведь покаяние это не просто сокрушение, переживание собственной греховности - это шаг к Богу. Иуда ведь тоже понял, что ошибся. Но он после этого повесился. А подлинное покаяние всегда видит перспективу: что надо в себе изменить, чтобы стать другим человеком. И когда человек это видит, да еще у него получается с помощью Божией что­то осуществить, то и покаяние, безусловно, тоже становится радостью.

- Как же приобрести навыки длительного поста?

- Только опытным путем. Каждый пост должен человека чему-то учить, в том числе и на ошибках. Ведь что такое трезвение? Это внимательное наблюдение за собой и возможность увидеть, что у тебя не получилось. Есть поговорка: «Будет пост - будут и искушения». Когда человек решается на некий подвиг, то, естественно, бес тоже становится активнее. И в пост с нами порой случаются самые непредвиденные малоприятные вещи. Это - определенного рода действия злых сил, направленные на то, чтобы спровоцировать нас, сбить с пути покаяния. И очень часто это удается - мы поддаемся на провокации, срываемся... Проанализировав всё это, человек может делать определенные выводы. Но, кроме собственного опыта, нам необходим опыт святых отцов. В пост необходимо читать аскетическую литературу: «Лествицу» Иоанна Лествичника, авву Дорофея, древние патерики, в которых очень много описано подобных ситуаций - монахи ими жили. И, читая то, что написано там, соотнося это со своим личным опытом, человек с Божией помощью от поста к посту может возрастать духовно.

- Ежедневное посещение служб - это практически нереально для человека с пятидневной рабочей неделей и 8часовым рабочим днем, завершающимся в 18.00. Можем ли мы как-то компенсировать свое неприсутствие в храме?

- Даже в XIX веке, не говоря о предшествующих эпохах, на первой неделе Великого поста хозяева запирали на замок все лавки, все магазины. Люди были в храме, потому что понимали ценность, значимость этого периода. Мы живем в секулярном мире, и, к сожалению, проблемы, о которых вы говорите, действительно возникают. Но они отчасти разрешимы. Во-первых, есть домашняя молитва. Тот же канон Андрея Критского любому мирянину можно читать дома.

- Сейчас можно купить сборники кулинарных рецептов, предлагающие «меню Великого поста» - изысканные, вкусные постные блюда. Получается, мы одно меню меняем на другое. Но ведь смысл поста в отказе. Допустимы ли эти кулинарные изыски, или пища в пост должна быть такой, чтобы только поддерживать наши силы?

- Невкусной пища быть не должна. Некоторые женщины каются на Исповеди в том, что они вкусно готовят. Но разве это грех? Пища должна быть вкусной - на то она и пища. В пост она, конечно, не должна быть какой-то особо изысканной. Но важно еще вот что: для кого это делается. Если человек для себя выдумывает какие-то сложные блюда из креветок, мидий - это одно. Другое дело - женщина, готовящая это не для себя, а для своих малолетних детей, которых ей хочется повкуснее накормить. Или для мужа, у которого тяжелая физическая работа, и она для него готовит эти креветки, чтобы он, не нарушая пост, хоть какие-то белки с пищей получал. Здесь уже действуют иные законы - законы любви, которые, безусловно, выше законов поста. Поэтому я ни в коем случае не берусь осуждать этих хозяек. А вот если человек живет один - тогда он сам решает, как ему питаться. Может, он куском черного хлеба с водой обойдется, если ему здоровье позволяет. Но общий закон Великого поста в отношении пищи заключается, на мой взгляд, в том, что в пост никогда нельзя наедаться досыта. Искушение всех этих замечательных блюд в том, что ими хочется набить желудок. А в пост надо вставать из-за стола тогда, когда еще хочется есть. И это такой маленький подвиг, который никому не заметен, поскольку только сам человек знает, насытился он или нет.

- Можно ли в пост смотреть телевизор?

- Любые отказы должны быть для чего-то. Вот человек на время поста хочет отказаться от телевизора. Для чего он это делает? Если для того, чтобы в освободившиеся полтора часа читать Библию или потратить это время на помощь тем, кто в ней нуждается,- это одно. А если кто-нибудь скажет: телевизор я смотреть не буду, лягу на диван и буду смотреть в потолок или, еще лучше, позвоню-ка подружке, мы эти полтора часа посплетничаем,- ну, какой в этом смысл? Если мы можем хотя бы в период поста время, обычно занятое телевизором, трансформировать в нечто более полезное и богоугодное - это хорошо. А если не можем - нужно просто честно сказать себе, что не доросли еще.

- Одна наша прихожанка сказала, что ее смущает обилие концертов духовной музыки в период поста. Разве в пост мы не должны стремиться к предельной внутренней сосредоточенности?

- В максимуме - я согласен. Для наиболее полного богообщения человек должен отрешиться от всего. Поэтому святые подвижники в затвор уходили, причем не только на время поста, а на всю жизнь. И если человек имеет такой опыт поста и такие духовные силы, что всё его желание - скорее прибежать с работы домой и схватить молитвослов, это можно только приветствовать. Но не все люди имеют на это силы. И для многих искусство,- а хорошее искусство приводит к тому, что по-гречески называется катарсис, очищение,- может оказаться очень полезным. Музыка оказывает колоссальное воздействие, она может пробудить в душе человека то, что должна пробуждать молитва, но до этого еще нужно дорасти. А такие концерты - еще и миссионерский ход. Ведь огромное количество наших сограждан - вне церковной жизни. Посещение концерта духовной музыки может для кого-то стать первым шагом в сторону Церкви.

Беседовала Оксана Гаркавенко

Газета «Православная вера» № 4 (456), 2012 год

Опубликовано на сайте Православие и современность

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=59404&Itemid=3

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Кирилл Краснощеков
Все статьи Протоиерей Кирилл Краснощеков
Великий пост
Все статьи темы
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07