25 апреля 1945 года, когда в самом разгаре были бои за Берлин, в Сан-Франциско открылась конференция с целью создать международную организацию, призванную обеспечивать мир на планете, предотвращать войны, разрешая все конфликты и противоречия мирным путём. Конференция была созвана по инициативе СССР, США, Великобритании и Китая. Она собрала представителей стран антигитлеровской коалиции (Объединённых Наций), которые вели войну против стран фашистской оси. 26 июня представителями 50 государств был подписан Устав ООН, вступивший в силу 24 октября 1945 года.
Среди стран-учредителей ООН наряду с СССР были две его союзные республики - Украинская и Белорусская ССР.
Участие в конференции республик в качестве стран-учредительниц явилось результатом длительной и упорной борьбы советской дипломатии, начиная с августа 1944 года на конференции США, СССР, Великобритании и Китая (его делегат присоединился к переговорам позже) на вилле Думбартон-Окс в Вашингтоне. Посол СССР в США А. А. Громыко выдвинул предложение включить в число учредителей будущей ООН все союзные республики СССР, с чем, естественно, не могли согласиться западные партнёры. И всё же был найден компромисс: среди стран-учредителей на конференции в Сан-Франциско были УССР и БССР, внёсшие огромный вклад в победу и понёсшие в ходе войны большие жертвы и разрушения.
Соединённые Штаты, ныне «лучшие друзья» Украины, всячески противились участию Украинской ССР в учредительной конференции ООН, тогда как «преступный московский коммунистический режим» упорно добивался этого, именно благодаря ему Украина таки выступила в почётной роли страны-учредителя ООН. Об этом сейчас умалчивает Арсений Яценюк, но повторяет где только можно, что Украина является «государством-победителем» во Второй мировой войне и страной-учредителем ООН.
К 1945 году Советская Украина имела юридический статус государства и выступала субъектом международных отношений, но к победе она шла наряду со всеми республиками СССР.
Это следует хотя бы из того, что воевала-то ведь единая Красная армия, а не армии отдельных республик или какие-то самостоятельные и носившие в воображении некоторых безответственных политиков современности якобы чисто национальный характер украинские и белорусские фронты! Просто кое-кому очень уж хочется отделить участие в войне Украины от других республик и народов СССР!
Заметим, что советская делегация предложила пригласить на конференцию ещё и Польшу - это предложение отклонили по причине нерешённости вопроса о создании там правительства национального единства. Но Советский Союз настоял на том, чтобы считать Польшу членом-учредителем Организации Объединённых Наций. И Варшава должна в данном вопросе (а это - вопрос национального престижа!) благодарить Москву, а не строить козни против РФ, отказываясь от 9 мая как Дня победы, чтобы отмечать 8 мая Национальный день победы. Польша подписала Устав ООН 15 октября 1945 года.
Конференция в Сан-Франциско продолжалась до 26 июня. Возглавлял украинскую делегацию заместитель Председателя Совнаркома и по совместительству народный комиссар иностранных дел Украинской ССР Дмитрий Захарович Мануильский (1883-1959) - тот самый, памятник которому не так давно сбросили в Киеве.
Члены делегации УССР (по настоянию А. А. Громыко) приняли активное участие в работе форума, всех четырёх комиссий конференции. Мануильский (видный историк, академик АН УССР) был избран председателем Первого комитета Первой комиссии, которая занималась разработкой преамбулы и первого раздела Устава ООН, определяющего цели и принципы этой организации.
В последующем Советская Украина дважды (1948-49; 1984-85) избиралась непостоянным членом Совбеза ООН. Немало ярких выступлений и инициатив было у неё и на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Так, в 1946 году Украинская ССР выступила одним из инициаторов вопроса о предоставлении независимости Голландской Ост-Индии - Индонезии. В 1961-м на 15-й сессии Генассамблеи она поддержала внесённый СССР проект Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам - документа, сыгравшего выдающуюся роль в деле ликвидации системы колониализма. А на 35-й и 36-й сессиях (1980 и 1981) по предложению Украины и ГДР были приняты резолюции об осуждении фашизма и неонацизма и о принятии всеми государствами мер по предотвращению возрождения указанных явлений.
Для многих нынешних свидомых украинцев, возможно, неожиданностью будет узнать, что именно СССР наделил УССР полномочиями в области внешней политики. Министерство иностранных дел УССР было создано в соответствии с принятым в 1944 году законом СССР «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим Народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский Народный комиссариат». Конституцию УССР 1937 года дополнила статья 15-б, зафиксировавшая право республики на участие в международных сношениях. Конституция 1978 года подтвердила право Украины вступать в отношения с зарубежными государствами, заключать с ними договоры, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций.
Если кому-то хочется назвать это чистой формальностью, потому что, дескать, УССР следовала в «русле политики Москвы», то «хотелку» ведь не запретишь.
Но Украина, как и другие союзные республики, проводя общую с Союзом ССР внешнюю политику, использовала имевшиеся у неё права и возможности для развития внешнеэкономических и культурных связей с другими странами, что, безусловно, способствовало реализации её интересов, шло на пользу украинскому народу и поднимало авторитет Украины в мире.
Вспомним, что в начале 1980-х годов Украина поддерживала тесные экономические связи со 113 странами мира, предприятия УССР экспортировали свою продукцию в 25 европейских, 24 азиатские, 35 африканских стран, в 14 государств американского континента, а также в Австралию и Новую Зеландию.
Причём УССР поставляла за рубеж не только сырьё, полуфабрикаты и продовольствие (что Украина по преимуществу делает сегодня), но в больших объёмах машины и оборудование, средства автоматизации и вычислительной техники, телевизионную аппаратуру. Украинские специалисты приняли участие в постройке Асуанской ГЭС в Египте, металлургических заводов в индийских городах Бхилаи и Бокаро, в турецком Искендеруне и иранском Исфахане. В 1982 году в вузах республики обучались 24 тысячи иностранных студентов.
В начале 1980-х Украинская ССР являлась участницей более 130 международных договоров. Историческое значение имело её участие в таких международных конференциях, как Парижская мирная конференция 1946 года, созванная для заключения мирных договоров с союзниками фашистской Германии - Италией, Венгрией, Румынией, Болгарией и Финляндией.
Украина являлась участницей Белградской конференции 1948 года по определению режима судоходства на Дунае, Женевской конференции 1949 года, принявшей 4 конвенции о законах и обычаях войны. Украина подписала венские конвенции 1961-го и 1963 года о дипломатических и консульских сношениях.
Провозгласив независимость в 1991 году, государство Украина выступило правопреемником Украинской ССР - и именно от бывшей советской республики к нему перешло и членство в международных организациях, включая ООН, и участие в международных договорах, под которыми когда-то поставили подписи делегаты от УССР.
Однако теперь взят курс на то, чтобы отречься от советского прошлого, огульно перечеркнуть и вычеркнуть его. Закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов на Украине и запрете пропаганды их символики», принятый Радой на бандеровской волне и пене, может аукнуться государству Украина очень «больно». Это весьма опасно и просто глупо для Украины с точки зрения международного права!
Ведь если принять, что Украина в советские времена была «оккупирована российскими большевиками», а её тогдашнее правительство было нелегитимным и преступным, то из этого прямо следует, что в международные договоры вступало преступное государство, подписи под документами ставили представители «злочинного» государства и «оккупационной администрации», так что вполне логично поставить вопрос об аннулировании этих подписей и самого участия Украины в международных договорах и организациях!
Разумеется, никто не станет на сугубо формальной основе требовать, чтобы Украина была выставлена, скажем, из ООН и заново прошла процедуру вступления туда. И Польша вряд ли начнёт домогаться возвращения ей Западной Украины. Хотя мы слышим, как поляки - потомки тех, кто жил на Галичине и Волыни до 1939 года, уже начинают прорабатывать вопрос о возвращении отнятой у них «советами» собственности, основывая свои претензии на нормах общеевропейского права, к которым Украина так стремится присоединиться. И если требования поляков будут удовлетворены и польские паны снова сделаются владельцами домов, земельных и лесных угодий, фабрик и всего прочего, то именно они, а не украинцы могут стать подлинными хозяевами на де-юре украинской территории, превратив галичан в своих холопов!
Понятно, что фактическая сторона дела прочнее и весомее всех юридических закавык. Но международное право - очень тонкая и деликатная сфера, где всё имеет значение, где важны самые мелкие и ничтожные нюансы, вплоть до последней запятой, отчего любое непродуманное решение, поспешное заявление, небрежная формулировка способны привести к самым неожиданным далеко идущим пагубным последствиям.
К тому же очень важна моральная сторона вопроса: отрекаясь от советского прошлого, от совместного с народами СССР участия в войне против фашизма, Украина отрекается и от участия в борьбе против Германии и её сателлитов, сколько бы Яценюк ни кричал о том, что Украина является страной-победительницей во Второй мировой войне. Перечёркивание, зачёркивание и исправление прошлого не может не подрывать настоящего и будущего страны... Прошлого не изменить, но оно может выстрелить в настоящее.
odnarodyna.org/content/ukraina-otrekayas-ot-sovetskogo-proshlogo