Еще в конце 2013 - начале 2014 г., в ходе противостояния в Киеве, социальные сети и тематические ресурсы заполнили различные карикатуры, сатирические тексты, статьи, фельетоны, пародии, высмеивающие сторонников «украинской революции». Надо сказать, эта тенденция имела давние корни. Многое, что поначалу активно использовалось противниками Евромайдана в творчестве и политической агитации, впервые вошло в обиход еще в 2004 г.
Именно тогда, во время первого Майдана, люди сполна ощутили, что может принести победа «оранжевых», и очень не хотели повторения чего-то подобного впредь. Главной мишенью авторов (в большинстве своем анонимных) в этот период была маргинальность и глупость протестующих в Киеве. Активно муссировалась тема антисанитарии и грязи, в которую «борцы за европейские ценности» погрузили центр одного из красивейших городов. Даже появилась веселая рок-н-рольная песня «Дауны-майдауны», в которой откровенно высмеивалось все происходившее в центре украинской столицы:
И снова на работу надо пробираться в обход.
Снова на майдане цирк и пьяный хоровод.
Кулаками машут, тряпками трясут,
В рупоры орут и бред с трибуны несут:
По ящику сказали - «революцию вершит народ»!
А, ну да, понятно - на майдане бомжевать -
Это ж самый верный способ эуропейцем стать!
А чтобы эуропа приняла тебя скорей,
Можно еще выбить пару окон и дверей,
Хлев устроить в здании и стены краской исписать.
По мере того, как ситуация в столице все более обострялась, юмористическая составляющая в творчестве постепенно отошла на второй план, уступив место праведному негодованию. Главным мотивом становится апеллирование к правительству с требованием восстановить конституционный порядок. Стоявшие против евромайданоцев бойцы специального подразделения МВД Украины «Беркут» стали живым олицетворением этих надежд, символом борьбы против революционного беззакония.
После победы Евромайдана жители Юго-Востока и Крыма (в большинстве своем с самого начала резко негативно настроенные к Евромайдану, его идеям и лозунгам) видели в «беркутовцах» настоящих героев и мучеников, пострадавших за правое дело.
Что также отразилось во множестве картинок, коллажей, демотиваторов и видеоклипов. Отметим слоган одного из плакатов, появившихся в январе 2014 г.: «Беркут - последний щит на пути рабства Украины».
Особенно примечателен постановочный видеролик, появившийся в интернете в начале «Русской весны». В нем боец «Беркута» погибал от пули снайпера во время противостояния в Киеве в конце февраля 2014 г., затем... воскресал на ведущей из леса грунтовой дороге, снимал с себя шлем, запачканный кровью, и, сделав несколько шагов, встречал двух молчаливых молодых людей, одетых в российскую морскую и армейскую униформу, которые клали ему руки на плечи, принимали окровавленный шлем. Затем «беркутовец» продолжал свой путь и оказывался возле калитки, где его встречала закутанная в крестьянский платок женщина, которую он заключал в свои объятья. Видео сопровождалось музыкой и закадровым голосом, декламирующим следующие стихи:
...Здравствуй, Россия! Ты нас узнала?
Это мы, Крым и Донбасс.
Ты же помнишь нас, Родина-мама!
Помоги своим детям сейчас.
Украине подарком мы стали,
Но для них край наш чужой.
Братьями нас они называли,
Приготовили нож за спиной.
Мы не станем едины с фашизмом!
Проливают они нашу кровь.
Россия... Мама Россия,
Забери своих деток домой!
То, что появлялось в конце февраля - марте 2014 г., вообще было пронизано идеей скорейшего воссоединения с Россией. Или как минимум создания собственной государственности. Глядя на удачный крымский пример, люди Донбасса, Одессы и других регионов Украины, населенных преимущественно этническими русскими, верили, что точно так же вскоре помогут и им. К сожалению, надежды не оправдались.
За «Русской весной» наступило кровавое лето. Тем не менее, еще весной настрой жителей будущей Новороссии был далек от радужного. Это отразилось и в творчестве.
Все виды произведений, созданных во время «Русской весны», были наполнены духом борьбы и критикой украинской власти. Особенно ярко это отразилось в музыкальном и песенном творчестве. Появилось большое количество композиций, записанных в самых различных стилях и направлениях - от авторской песни до рэпа. Причем, наиболее активными оказались именно рэп-исполнители. Одно перечисление треков в стиле рэп, посвященных событиям «Русской весны» и вооруженному конфликту на территории Донецкой и Луганской народных республик займет по меньшей мере половину страницы. Их общей тематикой была резкая критика сторонников Евромайдана, украинской власти, обличение преступлений карателей. Здесь, безусловно, следует выделить записи жительницы Луганска Валерии, более известной как MC Val. Еще в разгар противостояния в Киеве, в январе 2014 г., широкую популярность получила ее песня «Евромайдан». Яростный, жесткий, произносимый хриплым голосом текст (такое исполнение присуще скорее экстремальным разновидностям тяжелого металла), диссонирующий с привлекательной внешностью исполнительницы, в течение короткого времени сделал запись подлинным гимном Антимайдана.
По словам исполнительницы, эта внезапная популярность стала для нее неожиданностью. Записывая трек, трудно было представить, что он получит такое распространение в русскоязычном сегменте интернета. Поскольку «это был выплеск эмоций и выражение ненависти к этим "мирным демонстрантам", которые жгли заживо «Беркут» и ВВ под нацистскими лозунгами "СС Галичина". Было также понятно, в какую пропасть нас ведут эти революционеры».
В ответ на это евромайдановцы и национал-радикалы стали угрожать луганчанке. Вот как прокомментировала Валерия эту историю в одном из своих интервью:
«Песня обрела популярность как раз после расстрела майдановцев и, поскольку в тексте я желала им смерти, я вошла в расстрельный список виновников и противников нового режима, о чем даже был пост в официальной группе «Правого сектора» при поддержке 5-го канала. После команды «фас», они стали выяснять, кто же я такая, чтобы найти меня в Луганске и наказать. Но в итоге опасность подстерегала их. Ведь все имена луганских «правосеков» были известны, и они благополучно покинули город. Вот такая популярность».
Следующий трек МС Val, посвященный событиям в Новоросии, увидел свет в мае 2014 г. Песня называлась «Никогда вы нам не будете братьями», и была ответом на одноименное русофобское стихотворение украинской поэтессы Анастасии Дмитрук. Надо сказать, строки Дмитрук вызвали большой резонанс. В течение нескольких месяцев самые разные авторы и исполнители (не только из Новороссии, но и со всего постсоветского пространства) отвечали на этот памфлет. Но в то время как многие в основном пытались усовестить поэтессу, напомнив о «вековой дружбе славянских народов», Валерия поступила иначе. Нельзя назвать братьями тех, кто сжигает людей заживо (как в Доме Профсоюзов в Одессе), расстреливает мирных граждан (как в Славянске и Мариуполе) и бомбит города. Посему:
Никогда вы нам не будете братьями,
Вы останетесь врагами заклятыми.
Никогда вы нам не будете сводными -
Мы всегда будем только свободными.
Новая песня МС Val о войне в Новороссии - «В моем городе» вышла совсем недавно. Это не просто послание. Слушателям представлен концентрированный сгусток агрессии, боли и ярости. В нескольких минутах исполнительнице удалось передать картину смерти и разрушения - всего того, что на протяжении многих месяцев было (и продолжает оставаться) повседневностью для Луганска и других городов Новороссии:
В моем городе
Слишком много ворон.
В моем городе
Слишком много похорон.
В моем городе
Течет кровь широкой рекой.
В моем городе
Каратели находят покой.
Весьма эмоциональной и энергичной получилась песня днепропетровского исполнителя Евгения Безлера «Оставьте Донбасс», посвященная конфликту на Юго-Востоке. Но в целом нужно сказать, что песенное творчество, посвящённое событиям в Новороссии, не замыкается границами Донецкой и Луганской народных республик и нынешней Украины. Речь в данном случае, прежде всего, о песне российской рок-группы «Куба» под названием «Вставай, Донбасс», которая стала одним из гимнов сопротивления киевскому режиму. Войне в Новороссии посвящают свои песни такие российские рок-коллективы и исполнители, как Александр Ф. Скляр («Когда война на пороге»), Моя дерзкая правда (МДП) («Новороссия»), Top Spin («Палачи»), Мелодия сестер («Держись, Новороссия»; «Вновь рожден») и другие.
И сами ополченцы во множестве проявили себя как талантливые сочинители. В основном это, конечно, армейские песни под гитару, частушки. Причем отметились в этом жанре не только рядовые бойцы, но и военные лидеры.
Так, в октябре 2014 г. в сети появились видео, где легендарный командир Игорь Безлер играет на гитаре и поет на свадьбе одного из ополченцев. И делает это весьма хорошо. Тем не менее, творчество сторонников Донецкой и Луганской народных республик не исчерпывается авторской песней. Известны записи и в стиле рэп, например, обращение Русской Православной армии Донецка - «Русская-Православная». Некоторые ополченцы в прошлом сами работали в этом стиле, записывались, выступали, снимали видеоклипы. Таким был Николай Леонов - выпускник Полтавской Миссионерской Духовной семинарии, трагически погибший 26 мая 2014 г. в бою за международный аэропорт в Донецке. За несколько месяцев до этого он записал трек и снял видеоклип «Кукловоды майдана», в котором выразил свое отношение к событиям на Украине. Другой ополченец, 16-летний Ярослав Воскоенко из Лисичанка, до начала боевых действий также активно выступал и записывался. Вместе со своими сверстниками он создал батальон «Юная самооборона», который сражался с украинской армией и был практически весь уничтожен (из 58 человек остались в живых 18). Сам Ярослав объявлен украинскими властями в розыск как террорист. Во время событий «Русской весны» под псевдонимом Brash Rapper им был записан трек «Луганская республика», из которого впоследствии смонтировали видеоклип.
Широкое развитие получила наглядная агитация. Она представлена не только картинками и хлесткими лозунгами, но и видеороликами. Так, весной 2014 г. смонтировали серию клипов «Герои Новороссии» - о выдающихся деятелях Антимайдана, «Русской весны» и конфликта на Юго-Востоке. Как и во время Гражданской и Великой Отечественной войн оказалось востребованным искусство военного и политического плаката. Однако реалии XXI века таковы, что, прежде чем появиться на стенах, билбордах, блокпостах и фасадах домов, плакаты распространяются в интернете и социальных сетях. Темой агитационно-массового искусства сторонников провозглашенных республик является необходимость бороться за свободу и независимость своей Родины, память о жертвах, ненависть к карателям.
Образ русского ополченца - одетого в камуфляж и боевую экипировку с повязанной к амуниции (вариант - нашитой на рукаве) Георгиевской лентой, вооруженного автоматом Калашникова сурового мужчины, вчерашнего мирного труженика - стал настоящим олицетворением Донбасса, края рабочих и шахтеров.
Некоторые военные лидеры и бойцы ополчения превратились в настоящие медийные символы. Один из них, Александр Можаев, более известный как Бабай. Своей колоритной внешностью этот бородатый ополченец в черной казачьей папахе снискал невероятную популярность, в течение многих месяцев оставаясь одним из наиболее узнаваемых образов сопротивления киевской власти. Он нем пишут песни, снимают мультфильмы, рисуют демотиваторы, плакаты, картинки. Примечательно, что в творчестве сторонников Новороссии Бабай, пожалуй, едва ли не единственный персонаж, который изображается с некоторой долей доброго юмора.
Но самой знаковой фигурой, олицетворяющей сопротивление киевскому режиму, является, без сомнения, бывший министр обороны ДНР, полковник Игорь Стрелков. Убежденный монархист, реконструктор, писатель, историк по образованию, участник нескольких войн, Игорь Иванович сразу оказался в центре внимания и вывел творчество противников постмайданного Киева на новый идейный уровень. Так, в Донбассе и за его пределами неожиданно оказалась востребована военная символика дореволюционной и Белой России: Георгиевские кресты, погоны, нарукавные шевроны. Именно через личность Стрелкова многие (пусть и на обывательском уровне) заинтересовались Белым движением. До этого о людях, ориентирующихся на идеалы антибольшевистского сопротивления в годы Гражданской войны в России, было известно лишь узкому кругу. Теперь же фото полковника в форме офицера Добровольческой армии (периода активного увлечения реконструкторством) размещают ресурсы, прежде прохладно относившиеся к «белым». Об Игоре Стрелкове создали комикс «Полковник Стрелков. Герой вне времени», где военный лидер ДНР, на самом деле, является офицером Русской армии, участником Первой мировой войны. Он обладает способностью перемещаться во времени, появляясь всюду, где люди нуждаются в помощи.
Во время противостояния в Славянске дизайнерами сайта «Спутник и погром» был создан плакат «300 стрелковцев. Стальные русские», в основу которого был положен коллаж: полковник и стоявшие за его спиной ополченцы, выполненные в графической стилистике постера голливудского фильма «300 спартанцев».
Плакат пришелся по душе бойцам и вскоре появился возле их штаба в Славянске, затем на билбордах и блокпостах в других городах. Сам Игорь Иванович, однако, весьма прохладно относился к возникшему вокруг его имени «культу личности», а собственные военные успехи объяснял, прежде всего, неумением украинских карателей воевать. Тем не менее, образ Стрелкова и сегодня остается востребованным в творчестве, посвященном событиям в Новороссии.
Весьма широко в агитационном искусстве противников послемайданной киевской власти используется символика и флаги Донецкой и Луганской народных республик, боевого знамени и герба Новороссии. Продукция с символикой непризнанного государства (футболки, толстовки, зажигалки, брелоки, фляги, значки) активно продается в интернет-магазинах и пользуется значительным спросом. Хотя коммерческая и потребительская составляющая здесь не является главной. Приобретая эти вещи, люди, прежде всего, выражают солидарность с народом Донбасса в борьбе за право свободно жить на своей земле.
С уверенностью можно утверждать, что события «Русской весны» и вооруженного конфликта на территории бывших Донецкой и Луганской областей Украины вызвали к жизни определенный культурный феномен, и дали мощный толчок для различных форм творчества. Разные люди, прежде непредставимые вместе, каждый по-своему, делают сегодня одно общее дело. В условиях развязанной Киевом информационной войны искусство становится таким же оружием как автоматы, танки и системы «Град».
http://www.stoletie.ru/vzglyad/geroika_jarost_i_skorb_828.htm