Имя Светланы Васильевны Кековой хорошо знакомо читателям и нашей газеты, и епархиального журнала «Православие и современность» - мы уже не раз писали о ее поэтическом творчестве. В этом году она стала лауреатом Новой Пушкинской премии с формулировкой «За совокупный вклад в отечественную культуру». Ее по праву считают одним из крупнейших современных поэтов, почитатели таланта Светланы Васильевны есть на всех континентах... Чем живет поэт Светлана Кекова, чем дышит?
1
...и крики, и мольбы, и стоны бесполезны:
свершились времена и вышел зверь из бездны:
в Одессе крик и плач - и пламя рвется ввысь...
А черный дым ползет по обгоревшим трупам,
и ангел над землей кричит в огромный рупор:
«Остановись, народ! Народ, остановись!»
2
Да, я боюсь толпы, страшусь ее оскала:
я слышала уже, как чернь рукоплескала,
приветствуя убийц, крича: «Распни, распни!»
Но Божий гнев уже созрел в огромных чашах...
Да будет эта кровь на вас и детях ваших,
на вас, кого уже нельзя назвать людьми.
Эти стихи Светлана Васильевна Кекова написала минувшей весной. Тогда в связи с трагическими событиями в Одессе родился цикл, посвященный Украине. Автор посчитала уместным говорить о происходящем образами Откровения апостола Иоанна Богослова. Тогда еще эти строки нигде не были опубликованы. И одними из первых их услышали журналист и оператор телестудии Саратовской епархии, приехавшие к поэту беседовать о творчестве.
Светлана Кекова известна далеко за пределами России, ее стихи переведены на основные европейские языки. Она автор тринадцати поэтических сборников, ряда литературоведческих работ и статей, лауреат нескольких премий. К поэтической славе никогда не стремилась.
- Я ничего не делала, чтобы стать известной. Сейчас любят спрашивать: «Как вы продвигаете свои стихи?» Я ничего никогда не продвигала. В советское время не предлагала свои стихи в журналы, не ходила по редакциям, не пыталась куда-то пристроить свои книги. Мои сборники выходили благодаря тому, что были люди, которые мои стихи любили.
Светлана Васильевна начала сочинять стихи еще в школьные годы, ее первая детская поэма написана о... жителях облаков.
- Поэзия - вообще вещь загадочная, и почему человек начинает писать что-то - тайна. Вдохновение приходит неожиданно, никогда не знаешь, когда это случится. Бывает, что стихи возникают в толпе, в переполненном автобусе, а иногда и в благоприятных условиях, в тишине и покое, не возникает ни строчки.
Светлана Кекова - верующий православный человек, но в храм она пришла уже взрослой. В советские годы, когда даже и Библию достать было негде, в церковь она не ходила - считала, что недостойна вообще туда войти:
- Ну как? Я, которая ничего не знаю?! Ни Священного Писания, ни как себя вести...
Мама Светланы Васильевны была верующим человеком, но никогда о своей вере не говорила, папа же - политработник, прошел всю войну и просто обязан был быть атеистом.
- Однако жили они так, как будто были православными - по совести,- вспоминает Светлана. Впрочем, так жили большинство советских людей - благодаря многовековым православным традициям.
- Не выиграла бы советская армия войну, не будь она православной. Архиепископ Иоанн (Шаховской) в своих воспоминаниях пишет: в лагере советских военнопленных за полчаса собирался хор, который мог спеть всю Литургию... Но тем не менее, лишь немногие люди моего поколения были воспитаны в вере. Для кого-то встреча с Богом - откровение, личная встреча. Об этом митрополит Антоний Сурожский рассказывал: еще в детстве прочитал Евангелие от Марка и словно наяву увидел перед собой Христа... Это - путь избранных. Но очень многие, мне кажется, пришли через ошибки, через грехи, через страдания. Мой путь - именно такой. Я в какой-то момент просто поняла, что умру - физически умру - если не пойду в церковь. С середины 80‑х годов началось мое воцерковление...
И сегодня я считаю, что спасение возможно только в Церкви. Это единственный путь вообще для любого человека, особенно в наше время. Те события, которые вокруг нас происходят, убеждают только в одном - если нет этой истины Евангелия, то мир рушится! Вот он рушится на наших глазах, и собрать его, исцелить его можно только евангельской истиной. Мы живем во время страшных вызовов со всех сторон, и без той шкалы ценностей, которую дал Господь Бог, выжить невозможно. Достоевский писал: если Бога нет - все позволено! Вот сейчас мы видим, что «это все позволено» развернулось. Мне кажется, что любой здравомыслящий человек не может этого не видеть и не понимать. Все существо человека противится тому, что сейчас происходит.
Я своих студентов (Светлана Васильевна уже сорок лет преподает в саратовских вузах.- Ред.) спрашиваю, когда речь заходит о самых простых бытовых вещах: вот вы идете по городу, что видите? Переполненные мусорные баки, летящие из них пакеты... А когда вы заходите на храмовую территорию, то наблюдаете чистоту, цветы, благодать. Законы существования пространства вокруг храма и просто городского пространства - это совершенно разные законы. Цветы возле храма даже растут по-другому, чем цветы на городских клумбах. А если вы зайдете в храм, то увидите такую красоту!.. Сердце человеческое тянется к красоте, к целомудрию, к чистоте...
Светлана Кекова - прихожанка Казанского храма Саратова. Она часто совершает паломнические поездки. Любит уединение, тишину, присутствие рядом близких людей, с которыми можно говорить и с которыми можно молчать.
У Светланы Васильевны - две дочери, пятеро внуков, все они ходят в храм. В зале ее небольшой квартиры, заставленном шкафами с книгами, расположен домашний иконостас, в центре его - Свенский образ Божией Матери. Эту икону Светлана Кекова считает покровительницей своей семьи. Вот как узнала о ней:
- Болела дочь Маша. Я молилась и просила, чтобы она выздоровела. Мне приснился сон: монастырь, крестный ход вокруг него, я слышу голос: «Молись Свенской иконе Божией Матери». Я даже не расслышала тогда - Звенской... Свенской? До того такого названия не знала, мы с мужем стали искать. Нашли в одной из книг, что Свенская - список с Печерской иконы Божией Матери, который написал святой Алипий Печерский.
По словам Светланы Васильевны, вера не ограничивает свободу ее творчества. Творчество и вера никак друг другу не мешают и никак не противопоставлены. Хотя Светлана Васильевна признается, что много размышляла об этом. Даже написала (совместно с мужем) статью «Православное обоснование художественного творчества». Когда-то эта тема была слишком болезненной для нее:
- Епископ Варнава (Беляев) вообще искусство как таковое отрицает, говорит, что искусство - это создание Каина и его потомков. Я этой идеей переболела. Она очень по моей душе ударила. И целый период я ее внутри себя пыталась уместить, преодолеть. И преодолела. И сейчас у меня таких искусов нет.
Для меня творчество - это молитва, причем мои слова не значат, что каноническая молитва, вовсе нет. Есть молитва покаянная, есть благодарственная, молитва славословия. И мне кажется, что призвание поэта - это славословие Богу за этот прекрасный мир, который дан каждому человеку. Но сейчас эта красота мира в таком поругании находится! Архиепископ Иоанн (Шаховской) в одной из своих статей о поэзии говорил, что современный мир запылен. Это очень хорошая, на мой взгляд, метафора. Мир - и в прямом, и в переносном смысле запылен. Уничтожить эту пыль, вернуть миру красоту, вернуть ее человеку в том виде, в котором Господь ее создал, - задача поэта. Искусство есть воспоминание о райском состоянии человека, призыв к этому райскому состоянию. Как я уже сказала, это молитва славословия, молитва благодарения. Но это и молитва покаяния, потому что любая жизнь - это все равно ошибки, грехи, падения, а поэзия позволяет и покаяние выразить.
Светлана Васильевна говорит, что вера изменила ее поэзию, коснувшись главных тем творчества: смысла жизни и смерти. То, что раньше тяготило душу, стало источником радости:
- Только когда появляется опыт Причастия, опыт, который дает понять, что действительно человек призван к бессмертию, когда ты понимаешь это нерационально, когда тебе это дается свыше - тогда и появляется иное отношение к пониманию смысла жизни и смерти. Поэзия отвечает на эти главные вопросы человеческого бытия. Ответ для меня стал иным, когда я пришла в Церковь.
Сейчас Светлана Васильевна Кекова работает над новым сборником, в который войдут философские стихи разных лет. Его рабочее название - «Насекомые призрачных мест». Что касается цикла, который посвящен украинским событиям («И истоптаны ягоды в точиле за городом»), то он уже частично опубликован в «Литературной газете», скоро появится в журнале «Дружба народов».
Фото из архива Светланы Васильевны Кековой
Газета «Православная вера» № 18 (518)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/serdce-cheloveka-stremitsya-k-chistote