Сердце человека стремится к чистоте

Александр Сергеевич Пушкин 
0
770
Время на чтение 6 минут

Имя Светланы Васильевны Кековой хорошо знакомо читателям и нашей газеты, и епархиального журнала «Православие и современность» - мы уже не раз писали о ее поэтическом творчестве. В этом году она стала лауреатом Новой Пушкинской премии с формулировкой «За совокупный вклад в отечественную культуру». Ее по праву считают одним из крупнейших современных поэтов, почитатели таланта Светланы Васильевны есть на всех континентах... Чем живет поэт Светлана Кекова, чем дышит?


1

...и крики, и мольбы, и стоны бесполезны:
свершились времена и вышел зверь из бездны:
в Одессе крик и плач - и пламя рвется ввысь...
А черный дым ползет по обгоревшим трупам,
и ангел над землей кричит в огромный рупор:
«Остановись, народ! Народ, остановись!»

2

Да, я боюсь толпы, страшусь ее оскала:
я слышала уже, как чернь рукоплескала,
приветствуя убийц, крича: «Распни, распни!»
Но Божий гнев уже созрел в огромных чашах...
Да будет эта кровь на вас и детях ваших,
на вас, кого уже нельзя назвать людьми.

Эти стихи Светлана Васильевна Кекова написала минувшей весной. Тогда в связи с трагическими событиями в Одессе родился цикл, посвященный Украине. Автор посчитала уместным говорить о происходящем образами Откровения апостола Иоанна Богослова. Тогда еще эти строки нигде не были опубликованы. И одними из первых их услышали журналист и оператор телестудии Саратовской епархии, приехавшие к поэту беседовать о творчестве.

* * *

 

Светлана Кекова известна далеко за пределами России, ее стихи переведены на основные европейские языки. Она автор тринадцати поэтических сборников, ряда литературоведческих работ и статей, лауреат нескольких премий. К поэтической славе никогда не стремилась.

- Я ничего не делала, чтобы стать известной. Сейчас любят спрашивать: «Как вы продвигаете свои стихи?» Я ничего никогда не продвигала. В советское время не предлагала свои стихи в журналы, не ходила по редакциям, не пыталась куда-то пристроить свои книги. Мои сборники выходили благодаря тому, что были люди, которые мои стихи любили.

Светлана Васильевна начала сочинять стихи еще в школьные годы, ее первая детская поэма написана о... жителях облаков.

- Поэзия - вообще вещь загадочная, и почему человек начинает писать что-то - тайна. Вдохновение приходит неожиданно, никогда не знаешь, когда это случится. Бывает, что стихи возникают в толпе, в переполненном автобусе, а иногда и в благоприятных условиях, в тишине и покое, не возникает ни строчки.

Светлана Кекова - верующий православный человек, но в храм она пришла уже взрослой. В советские годы, когда даже и Библию достать было негде, в церковь она не ходила - считала, что недостойна вообще туда войти:

- Ну как? Я, которая ничего не знаю?! Ни Священного Писания, ни как себя вести...

Мама Светланы Васильевны была верующим человеком, но никогда о своей вере не говорила, папа же - политработник, прошел всю войну и просто обязан был быть атеистом.

- Однако жили они так, как будто были православными - по совести,- вспоминает Светлана. Впрочем, так жили большинство советских людей - благодаря многовековым православным традициям.

- Не выиграла бы советская армия войну, не будь она православной. Архиепископ Иоанн (Шаховской) в своих воспоминаниях пишет: в лагере советских военнопленных за полчаса собирался хор, который мог спеть всю Литургию... Но тем не менее, лишь немногие люди моего поколения были воспитаны в вере. Для кого-то встреча с Богом - откровение, личная встреча. Об этом митрополит Антоний Сурожский рассказывал: еще в детстве прочитал Евангелие от Марка и словно наяву увидел перед собой Христа... Это - путь избранных. Но очень многие, мне кажется, пришли через ошибки, через грехи, через страдания. Мой путь - именно такой. Я в какой-то момент просто поняла, что умру - физически умру - если не пойду в церковь. С середины 80‑х годов началось мое воцерковление...

И сегодня я считаю, что спасение возможно только в Церкви. Это единственный путь вообще для любого человека, особенно в наше время. Те события, которые вокруг нас происходят, убеждают только в одном - если нет этой истины Евангелия, то мир рушится! Вот он рушится на наших глазах, и собрать его, исцелить его можно только евангельской истиной. Мы живем во время страшных вызовов со всех сторон, и без той шкалы ценностей, которую дал Господь Бог, выжить невозможно. Достоевский писал: если Бога нет - все позволено! Вот сейчас мы видим, что «это все позволено» развернулось. Мне кажется, что любой здравомыслящий человек не может этого не видеть и не понимать. Все существо человека противится тому, что сейчас происходит.

Я своих студентов (Светлана Васильевна уже сорок лет преподает в саратовских вузах.- Ред.) спрашиваю, когда речь заходит о самых простых бытовых вещах: вот вы идете по городу, что видите? Переполненные мусорные баки, летящие из них пакеты... А когда вы заходите на храмовую территорию, то наблюдаете чистоту, цветы, благодать. Законы существования пространства вокруг храма и просто городского пространства - это совершенно разные законы. Цветы возле храма даже растут по-другому, чем цветы на городских клумбах. А если вы зайдете в храм, то увидите такую красоту!.. Сердце человеческое тянется к красоте, к целомудрию, к чистоте...

* * *

 

Светлана Кекова - прихожанка Казанского храма Саратова. Она часто совершает паломнические поездки. Любит уединение, тишину, присутствие рядом близких людей, с которыми можно говорить и с которыми можно молчать.

У Светланы Васильевны - две дочери, пятеро внуков, все они ходят в храм. В зале ее небольшой квартиры, заставленном шкафами с книгами, расположен домашний иконостас, в центре его - Свенский образ Божией Матери. Эту икону Светлана Кекова считает покровительницей своей семьи. Вот как узнала о ней:

- Болела дочь Маша. Я молилась и просила, чтобы она выздоровела. Мне приснился сон: монастырь, крестный ход вокруг него, я слышу голос: «Молись Свенской иконе Божией Матери». Я даже не расслышала тогда - Звенской... Свенской? До того такого названия не знала, мы с мужем стали искать. Нашли в одной из книг, что Свенская - список с Печерской иконы Божией Матери, который написал святой Алипий Печерский.

* * *

По словам Светланы Васильевны, вера не ограничивает свободу ее творчества. Творчество и вера никак друг другу не мешают и никак не противопоставлены. Хотя Светлана Васильевна признается, что много размышляла об этом. Даже написала (совместно с мужем) статью «Православное обоснование художественного творчества». Когда-то эта тема была слишком болезненной для нее:

- Епископ Варнава (Беляев) вообще искусство как таковое отрицает, говорит, что искусство - это создание Каина и его потомков. Я этой идеей переболела. Она очень по моей душе ударила. И целый период я ее внутри себя пыталась уместить, преодолеть. И преодолела. И сейчас у меня таких искусов нет.

Для меня творчество - это молитва, причем мои слова не значат, что каноническая молитва, вовсе нет. Есть молитва покаянная, есть благодарственная, молитва славословия. И мне кажется, что призвание поэта - это славословие Богу за этот прекрасный мир, который дан каждому человеку. Но сейчас эта красота мира в таком поругании находится! Архиепископ Иоанн (Шаховской) в одной из своих статей о поэзии говорил, что современный мир запылен. Это очень хорошая, на мой взгляд, метафора. Мир - и в прямом, и в переносном смысле запылен. Уничтожить эту пыль, вернуть миру красоту, вернуть ее человеку в том виде, в котором Господь ее создал, - задача поэта. Искусство есть воспоминание о райском состоянии человека, призыв к этому райскому состоянию. Как я уже сказала, это молитва славословия, молитва благодарения. Но это и молитва покаяния, потому что любая жизнь - это все равно ошибки, грехи, падения, а поэзия позволяет и покаяние выразить.

Светлана Васильевна говорит, что вера изменила ее поэзию, коснувшись главных тем творчества: смысла жизни и смерти. То, что раньше тяготило душу, стало источником радости:

- Только когда появляется опыт Причастия, опыт, который дает понять, что действительно человек призван к бессмертию, когда ты понимаешь это нерационально, когда тебе это дается свыше  - тогда и появляется иное отношение к пониманию смысла жизни и смерти. Поэзия отвечает на эти главные вопросы человеческого бытия. Ответ для меня стал иным, когда я пришла в Церковь.

* * *

Сейчас Светлана Васильевна Кекова работает над новым сборником, в который войдут философские стихи разных лет. Его рабочее название - «Насекомые призрачных мест». Что касается цикла, который посвящен украинским событиям («И истоптаны ягоды в точиле за городом»), то он уже частично опубликован в «Литературной газете», скоро появится в журнале «Дружба народов».

Фото из архива Светланы Васильевны Кековой

Газета «Православная вера» № 18 (518)


http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/serdce-cheloveka-stremitsya-k-chistote
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Светлана Васильевна Кекова
Саранча
Стихи
04.04.2022
«Поэтическое богословие» Арсения Тарковского
Статья из сборника «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала ХХI века». Том 3, ч.1. Ред.-сост. А.Л.Казин. СПб, «Петрополис», 2017. Часть 2
03.04.2019
«Поэтическое богословие» Арсения Тарковского
Статья из сборника «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала ХХI века». Том 3, ч.1. Ред.-сост. А.Л.Казин. СПб, «Петрополис», 2017. Часть 1
29.03.2019
От «битвы слов» к «живой основе смысла»: творчество Н. Заболоцкого
Статья из сборника «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала ХХI века». Том 2. Ред.-сост. А.Л.Казин. СПб, «Петрополис», 2017. Часть 3
19.03.2019
От «битвы слов» к «живой основе смысла»: творчество Н. Заболоцкого
Статья из сборника «Судьбы русской духовной традиции в отечественной литературе и искусстве ХХ - начала ХХI века». Том 2. Ред.-сост. А.Л.Казин. СПб, «Петрополис», 2017. Часть 2
15.03.2019
Все статьи Светлана Васильевна Кекова
Оксана Лючева
Все статьи Оксана Лючева
Александр Сергеевич Пушкин
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
«Продвижение в массы» сказочной нечисти – продуманная кампания по дальнейшей дехристианизации и дезориентации остатков православного русского народа
19.11.2024
«...В России Пушкин длится»
Русская поэзия в журнале «Берега» (5, 2024)
06.11.2024
Памяти Якова Петровича Кульнева
Гости с Южного Урала преодолели более трёх тысячи километров, чтобы отдать дань памяти воинов 1812 года
01.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 05:36
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Андрей Садовский
23.11.2024 02:15
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Vladislav
23.11.2024 01:05
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
22.11.2024 23:46
Судьи между Сциллой и Харибдой
Новый комментарий от Рабочий
22.11.2024 18:50
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
22.11.2024 18:00