Перспектива для Мадонны

Четыре шедевра из музеев Италии прибыли в Москву

Александр Сергеевич Пушкин 
0
407
Время на чтение 5 минут

 

Выставка "Пьеро делла Франческа и его современники" в ГМИИ им. А.С.Пушкина Камерная выставка "Пьеро делла Франческа и его современники", открывшаяся в ГМИИ им. А.С.Пушкина. Это, конечно, щедрый дар отечественным зрителям к Рождеству.

Прибытие четырех "Мадонн..." ХV века из трех музеев Италии: Национальной галереи области Марке в Урбино, венецианской Галереи Академии, и городской картинной галереи "Франческо Подести", что в Анконе, - это и напоминание о том, сколь плодотворным мог быть диалог разных традиций, и желание если не развить его, то хотя бы поддержать в нынешних непростых условиях. Не случайно, предварительный показ картины Джованни Беллини "Мадонна с херувимами" (около 1490) состоялся в посольстве Италии. Вместе с работами Пьеро делла Франческа и Джованни Беллини в Москву, на Волхонку, 12, приехали произведения Козимо Тура и Карло Кривелли. Они расположились в знакомом для них окружении - зале итальянской живописи XIV-XV веков.

Но важнее, конечно, те "переклички" сходств и различий, которыми "обмениваются", решая одну и ту же тему, четыре известных итальянских мастера XV века. Каждый из них ведет одну и ту же тему, представляя Мадонну и ее чудесное дитя, причем - в рамках, строго заданных религиозной традицией, но насколько же разными оказываются произведениями. Пленяет с первого взгляда, притягивая внимание яркостью, декоративностью, тонкостью миниатюрных деталей, конечно, "Мадонна с младенцем" Карло Кривелли. Совсем небольшая, написанная то ли для кельи, то ли домашней часовни, она похожа на драгоценность, в которой сбалансированы, гармонично соединены самые разные чудеса мира: от вполне земной гирлянды с яблоками и огурцом (без сомнения, выписанных с тщанием как символы рая, грехопадения и будущего спасения), до тончайшей полупрозрачной накидки на голове Мадонны, от розового мраморного постамента с прожилками, на котором оставлен молитвенник с закладками, до раковины с моллюском в руке младенца и птицы, которая с ним связана... Но самым большим чудом в этом волшебном мире, конечно, оказывается, само появление небесного Дитяти у земной женщины. И потому их взаимный мир, полный нежного единства, тихой радости и игры, вроде бы и отгорожен занавесью от расстилающегося вдали мира - с садами, городом с башнями, вороном на сохнущем дереве, но и не отделим от земной перспективы.

По сравнению с этим многоцветным, щедрым, ярким миром, созданным Карло Кривелли, "Мадонна с благословляющим младенцем и двумя ангелами" кисти Пьеро делла Франческа, которая поступила в Национальную галерею Урбино из церкви в Сенигалье (поэтому и получила название "Мадонна Сенигалья"), выглядит строго, монументально, почти аскетично. Даже о том, что ее автор прославился еще и трактатом о живописной перспективе, тут вроде бы мало что напоминает. Серовато-жемчужная стена комнаты за спиной Мадонны выглядит почти нейтральным фоном, на котором юная мать под защитой двух ангелов, похожих на молодых крылатых воинов, представляет царственное Дитя. Пожалуй, только свет, падающий из окна и создающий пространство комнаты, из которого вышли эти четверо, говорит о виртуозном мастерстве художника, похоже, нарочно ограничивающего себя в средствах. Вместо просторов за окном - квадрат света на стене комнаты, вместо сюжетного повествования - торжественное молчание, такое напряженное, что, кажется, и вынести невозможно. Художник предлагает не историю - встречу с нездешними созданиями, чья отрешенность и сосредоточенность предполагают то же и от зрителей. Из них лишь Мадонна, которая позволяет себе только один жест нежности по отношению к сыну - держит его за ножку, ближе всех к нам. И только рукав ее накидки выписан так, что, похоже, преодолевает плоскость картины. Она единственная принадлежит вполне земному миру.

В тех вариациях возвышенной темы, которую исполняют итальянские мастера, сплелись новое представление о картине, рожденное кватроченто, память о классическом наследии и средневековом астрологическом знании (как в "Мадонне Зодиака" Козимо Тура), гуманистическое представление о человеке (как в таинственной работе Джованни Беллини, где Мадонну венчают (или защищают) огненные маленькие херувимы) и... византийский канон. Собственно, о влиянии византийского канона на картину раннего Ренессанса и ведут речь кураторы этой выставки.

Вроде бы узкий сюжет на радость искусствоведам. Но история, которая прорисовывается за ним, много любопытней. Две рубежных даты тут важны - 1438 и 1453. В 1438 была попытка объединения Восточной и Западной ветвей христианской церкви. Тогда в Ферраре и во Флоренции состоялся Собор христианских церквей, который активно продвигал, как мы сказали бы сегодня, кардинал грек Виссарион Никейский. Учитывая события, что произошли 15 лет спустя, в 1453 году, а именно - взятие Константинополя турками, нельзя не признать его прозорливость. Трудно отказаться от мысли, что, кроме собственно справедливых соображений о единстве в основе своей христианского мира, его заботила поддержка итальянскими правителями греков и Византии в их противостоянии с турецким пашой. Надежда была, конечно, на Венецию, у которой у самой были, мягко говоря, сложные отношения с турками. И Виссарион Никейский дарит Венецианской республике свою фантастически богатую библиотеку, ориентированную на греко-византийскую культуру. Посредником в переговорах выступил его друг герцог Федерико да Монтефельтро. Тот самый, самый известный портрет которого написал Пьеро делла Франческа. Можно добавить, что Виссарион Никейский вообще был энергичным дипломатом, вполне последовательно укреплявшим позиции византийского мира: женитьба московского князя Ивана III на Софье Палеолог - во многом его заслуга. Так что, можно сказать, что идея Москвы как "третьего Рима" - опять же родилась благодаря предприимчивости этого грека. Другое дело, что он не смог поднять венецианских купцов на защиту Константинополя, и византийская столица осталась "берегом турецким".

Но тот момент, когда надежды на единство христианского мира еще не были эфемерными, остался навсегда в таинственной "Мадонне Сенигалья" Пьеро делла Франческа. В ней византийский канон иконы "Богородица Одигитрия" встретился со "сладостным искусством перспективы" картины, восток - с западом, средние века - с новым временем. Этот миг равновесия был недолог, но о нем напоминают (каждый по-своему) шедевры мастеров XV века, прибывшие под Рождество в Москву.

Фото: Виталий Безруких

http://www.rg.ru/2014/12/22/madonni-site.html
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Жанна Васильева
Музей и храм
От Тавриды до Северной Пальмиры разгораются общественные страсти
30.07.2015
Магия опыта
Фотография иконы кисти Евграфа Сорокина подарена храму Христа Спасителя
05.08.2013
Небоскребы в Кижах?
Экс-губернатор Карелии Андрей Нелидов назначен директором заповедника "Кижи"
29.01.2013
Все статьи Жанна Васильева
Александр Сергеевич Пушкин
Незнакомая знакомая русская литература 15.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
21.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 14.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
20.12.2024
Событие культуры на берегах Невы
В Санкт-Петербурге в библиотеке Академии наук состоялось дарение уникальных книг, изданных Благотворительным фондом «Возрождение Тобольска»
19.12.2024
Незнакомая знакомая русская литература 13.
А.С. Пушкин: в поисках Истины. «Повести Белкина»
18.12.2024
«В диалоге о вечных вопросах»
В Москве фонд «Возрождение Тобольска» преподнёс в дар культурным центрам столицы книжные шедевры – издания сочинений А.С. Пушкина
17.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Остановите искусственную исламизацию!
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 22:46
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Константин В.
28.12.2024 22:43
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от влдмр
28.12.2024 21:38
Антигосударственный манифест самарских архитекторов
Новый комментарий от Агафон
28.12.2024 21:30
Русский дух повержен на обе лопатки
Новый комментарий от р.Б.Алексий
28.12.2024 21:22
Астафьев – русский писатель
Новый комментарий от С. Югов
28.12.2024 20:19
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.12.2024 19:45