itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Герой романа и жития

0
503
Время на чтение 7 минут

"Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель" - в музеях Моковского Кремля Яркие витражи королевской часовни Сент-Шапель, сияющие ослепительной синевой, словно им не 800 лет... Небольшая деревянная скульптура Людовика Святого из парижского Музея Клюни, корона-реликварий из Лувра, и завещание Людовика Святого, продиктованное им в феврале 1270 года, перед отправлением в свой второй (и последний) крестовый поход... Ни драгоценные витражи, ни Евангелие с драгоценным окладом времен последних крестовых походов никогда не покидали пределов Франции... Сегодня они в Москве. На выставке "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель", организованной Музеями Московского Кремля вместе с французским Центром Национальных памятников, при поддержке посольства Франции в рамках перекрестного года культурного туризма России и Франции.

Историки называют иногда XIII столетие "веком Людовика Святого" из династии Капетингов. Причем не только во Франции, но, пожалуй, и в Европе. Его жизнь могла бы служить канвой захватывающего рыцарского романа... В ней была спешная коронация в 12 лет. Всего через три недели после неожиданной смерти отца и вскоре после столь же экстренного посвящения в рыцари... Регентшей при малолетнем короле стала его мать, красавица-испанка Бланка Кастильская, чья мудрость и дипломатический дар будут служить на благо сына и Франции до последних ее дней. В жизни Людовика IX (1214-1270) были сражения с мятежными феодалами на юге Франции... Покупка ни много ни мало - Тернового венца (а затем и других реликвий, связанных с крестным путем Христа) у крестоносцев, завоевавших Константинополь, но попавших в финансовый переплет... Было строительство соборов и собирание уникальной королевской библиотеки... Два крестовых похода на Восток... Во время одного он попал со всем войском в плен и был выкуплен за огромную сумму в 400 тысяч ливров, а второй и вовсе стал для него роковым. Людовик IX умрет в Тунисе то ли от чумы, то ли от дизентерии...

Казалось бы, перед нами идеальный герой рыцарского романа, один из тех, кто мог бы вдохновлять благородного героя романа Сервантеса. Уже для жителей XVI века эпоха крестовых походов терялась в туманной дали веков, как сейчас, скажем, для нас - их XVI или более поздний XVII век.

Но этот рыцарь, воин, король стал героем отнюдь не романов - житий. Это был король, который в "Поучениях" детям писал (кстати, на французском, а не на латыни - что было необычно в тот век): "Любезный сын, заповедую тебе сочувствовать всем сердцем бедным и всем, кто мнится тебе страждущим душой и телом". Это был король, нередко носивший власяницу, спавший на хлопковом матрасе без соломы и шелковой простыни... Из самых невероятных историй - встреча в страстную пятницу с прокаженным на улице в Компьене, где был королевский замок. Король, шедший босиком, перешел на сторону больного, догнав его, подал милостыню и поцеловал руку. Неудивительно, что многие из его свиты испуганно крестились.

Один из самых основательных и блистательных французских историков ХХ века Жак Ле Гофф, писавший книгу о Святом Людовике пятнадцать лет, последовательно разделяя житийный жанр от исторической биографии, заметит: "Он, вне всякого сомнения, был первым королем Франции, который возвел такую личную черту, как совесть в королевское достоинство".

Но этот "анахорет" умудряется быть весьма прагматичным политиком (если, разумеется, не считать крестовых походов), укрепившим королевскую власть, игравшим тонко на противоречиях между Папой Римским и императором Священной Римской империи, дипломатом, книжником, создателем новой судебной и административной системы во Франции...

Именно этот противоречивый король-святой фактически и есть главный герой выставки, открывшейся в выставочном зале Патриаршего дворца. Она вся - как магический кристалл, позволяющий сквозь даль восьми веков представить век готики и рыцарских походов и только складывающихся европейских монархий... Век, когда водяная мельница в Европе еще выглядела восхитительным техническим нововведением... Век, еще помнивший Франциска Ассизского - он умер в 1226, в тот же год, когда Людовик, потеряв отца, становится королем.

Выставка выстраивает серию "приближений" к своему герою. Кстати, Жак Ле Гофф разделяет мнение тех, кто считает, что "нам не известен ни один достоверный портрет Людовика Святого". Просто и портреты, и автобиографии, и автографы королей появятся чуть позже - после XIII века. Впрочем, на выставке можно увидеть небольшую деревянную скульптуру, которая предположительно дает представление об облике Людовика Святого, который в молодости, говорят, был хорош собой.

Так вот - первое приближение - это королевская часовня Сент-Шапель в Париже. Та самая, что "бросает вызов законам земного тяготения". Та, что была выстроена специально для хранения купленного сокровища - Тернового венца, привезенного из Константинополя - с заходом в Венецию - в Париж, и освященная в 1248 году. Ее витражи из Национального Центра памятников Франции, лиможские эмали XIII века и того же времени распятия и скульптуры из слоновой кости с изображением Страстей Христовых (из собрания Эрмитажа) - дают представление о красоте оправы, которую король готовил для купленной реликвии. И - о внятности политического послания.

"К тому времени комплексы витражей были во многих соборах. Но обычно отбор сюжетов из Ветхого и Нового заветов подчинен дидактическим целям, - рассказывает куратор выставки, доктор наук Ольга Владимировна Дмитриева. - Здесь же через все витражи красной нитью проходит тема власти. Из Ветхого завета были отобраны, прежде всего, сюжеты, связанные с властью короля. А последний витраж, посвященный принесению Тернового венца во Францию, подчеркивает, что Людовик не просто наследник этих государей, но наследник самого Христа, потому что теперь обладает его короной. Сент-Шапель стала местом, где культ христианских реликвий сливается с культом короля. В этом отличие программы Сент-Шапель от любого другого готического собора".

Второе приближение - реликварии. Среди драгоценнейших - корона-реликварий и четырехлистник реликвария Франциска Ассизского из Лувра. "Этот квадрифолий изумительной работы лиможских мастеров изображает, как Франциск Ассизский получает стигматы... Тема уподобления Христу здесь представлена в изумительной ювелирной форме, - рассказывает Ольга Владимировна. - Франциск Ассизский - святой, которому Людовик старался подражать".

Увы, драгоценный золотой ларец, который обошелся казне в 100 000 турских ливров и в который поместили привезенный из Константинополя Терновый венец Христа (для сравнения - построить Сент-Шапель стоило 40 000 ливров), исчез во время Великой Французской революции. Сам Терновый венец был разделен на три части и хранился в Национальной библиотеке Франции. Сейчас - в Соборе Парижской Богоматери. Тот хрустальный реликварий, украшенный позолоченным серебром, что привезли в Москву из Собора Парижской богоматери, сделан в 1806 году. Он уже должен был не скрывать сокровище, а демонстрировать его. Правда, он помещался в еще один реликварий в форме земного шара, украшенного фигурами ангелов.

Третье приближение - это документы, рукописи и книги. Среди самых впечатляющих - завещание Людовика Святого 1270 года и рукописные книги XIV века. В том числе книга "История жизни короля святого Людовика" Жана де Жуанвиля, рыцаря, приближенного придворного Людовика IX. Он продиктовал свои воспоминания 30 лет спустя после смерти короля. А пережил своего венценосного друга на 47 лет. Можно сказать, мы узнаем о короле из первых уст - от его хорошего знакомого.

Оптика выставочного проекта получается не исчерпывающей, но разнообразной. А значит - позволяет сохранить объемность взгляда.

Прямая речь

Елена Гагарина, директор Музеев Московского Кремля:

Я рада, что с помощью французских коллег нам удалось показать замечательные образцы средневекового готического искусства из разных регионов Франции. Такого рода проектов в России никогда не проводилось. Выставка дает уникальную возможность увидеть 78 раритетов эпохи готики из крупнейших музейных собраний Франции и Эрмитажа, рукописи и документы из Национальной библиотеки и Национальных Архивов Франции.

Людовик Святой принципиально важная фигура для истории Франции и Европы. Это была личность очень интересная, противоречивая и многогранная. Он был воином и участвовал в ряде походов как внутри страны, так и за ее пределами. Но войну он не любил и старался решать вопросы мирным путем. Великий дипломат, он участвовал в спорах между английским королем и его баронами, между Папой Римским и Императором Священной Римской империи, находя возможность укрепить позиции Франции.

Людовик IX Святой был не просто очень религиозным человеком, который считал себя несовершенным и думал об улучшении нравов в государстве. Он был королем, при котором завершено строительство основных готических соборов во Франции. Он собрал грандиозную библиотеку. Его очень интересовало все, что касалось юридической и административной жизни государства. Например, такое понятие, как презумпция невиновности, существовавшее в Римской империи, было забыто в Средние века и вновь введено им. Начиная с Людовика Святого, юридическая система европейских законов стоится на этом понятии презумпции невиновности.

Фигура Людовика Святого не слишком хорошо известна нашей публике. И очень символично, что эти непревзойденные шедевры на три месяца переместились из Франции именно в Кремль.

Кстати

Два концерта светской и духовной музыки эпохи французского Средневековья пройдут в Успенском соборе. Четвертого апреля ансамбль Ensenhas исполнит музыку трубадуров XII-XIII веков. 21 апреля состоится концерт пасхальной музыки ансамблей Labirynthus и "Хронос".

А первые лекции об эпохе Людовика Святого и о французском искусстве ХIII века стартуют уже четвертого марта. Подробности читайте здесь.

Цитата

Жак Ле Гофф, историк:

"Он, вне всякого сомнения, был первым королем Франции, который возвел такую личную черту, как совесть в королевское достоинство"

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Фоторепортаж: Выставка "Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель"

Фото: Александр Корольков

https://rg.ru/2017/03/03/liudovik-sviatoj-i-relikvii-sent-shapel-v-muzeiah-moskovskogo-kremlia.html

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Жанна Васильева
Музей и храм
От Тавриды до Северной Пальмиры разгораются общественные страсти
30.07.2015
Перспектива для Мадонны
Четыре шедевра из музеев Италии прибыли в Москву
23.12.2014
Магия опыта
Фотография иконы кисти Евграфа Сорокина подарена храму Христа Спасителя
05.08.2013
Небоскребы в Кижах?
Экс-губернатор Карелии Андрей Нелидов назначен директором заповедника "Кижи"
29.01.2013
Все статьи Жанна Васильева
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский танкист
28.03.2024 12:21
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от Советский недобиток
28.03.2024 11:11
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59