Великая Матушка на Белгородчине
- Владыка, 13 декабря исполнится ровно 10 лет со дня принесения делегацией Фонда Андрея Первозванного мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары в Белгород. Позже Вы тепло принимали нас с фотовыставкой «От милосердия к святости», посвященной 100-летию Марфо-Мариинской обители милосердия, основанной Великой княгиней. 1 ноября 2014 года в разных странах мира широко отметили 150-летие со дня ее рождения. Знаю, что в Белгороде особо почитают память Великой матушки.
- Имя святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны тесно связывает Белгород и Москву, где она основала на Большой Ордынке Марфо-Мариинскую обитель. В нашем городе естьМарфо-Мариинский женский монастырь и сестричество, действующее в соответствии с тем уставом, который был в московской обители милосердия. Летом 2007 года на базе медицинского колледжа Белгородского госуниверситета прошел первый в России слет сестер милосердия, в котором приняли участие более ста человек из московской Марфо-Мариинских обители, московских Свято-Димитриевского и Свято-Пантелеимоновского училищ, белгородского и свердловского медицинских колледжей, белгородского Марфо-Мариинского монастыря.
- Известно, что Великая княгиня, как и другие представители царствующего дома Романовых, очень почитала святителя Иоасафа Белгородского, день памяти которого празднуется 23 декабря.
- При жизни она дважды приезжала в Белгород - весной 1908 года и осенью 1911 года - специально для того, чтобы поклониться мощам святителя Иоасафа и участвовать в прославлении угодника Божьего. В марте 1908 года она молилась в пещерке Свято-Троицкого собора перед гробницей епископа Иоасафа, тогда еще не прославленного в лике святых. В книге Любови Миллер «Святая мученица Российская Великая княгиня Елисавета Феодоровна» приведены ее слова из письма брату Эрнесту о том, что ее остановка на несколько часов в Белгороде у мощей святого Иоасафа была наслаждением. Из женского монастыря Елисавета Феодоровна выслала брату прекрасную копию иконы Пресвятой Девы и Христа и четки, советуя произносить на каждой бусине молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного», с которой хорошо жить. В 1911 году Великая княгиня приняла участие в торжествах по случаю прославления святителя Иоасафа. В Преображенском кафедральном соборе Белгорода есть икона Елисаветы Феодоровны и фреска с ее изображением. Символично, что ее мощи были доставлены в Белгород делегацией Фонда Андрея Первозванного именно 13 декабря 2004 года, в день памяти первого ученика Христа апостола Андрея. Ковчежец со святыней провезли тогда по всем белгородским храмам, включая больничные. Более 50 тысяч белгородцев целыми семьями приходили приложиться к мощам Великой матушки. Из многих сельских приходов приезжали на автобусах большие паломнические группы. Более суток мощи святых преподобномучениц находились в нескольких метрах от раки с мощами святителя Иоасафа в год празднования 250-летия со дня его кончины. Так великие угодники Божии вновь встретились на Белгородской земле. Для нас это было очень значимым событием. Как и многие россияне, белгородцы глубоко почитают святую преподобномученицу как свою ходатаицу, усердную молитвенницу и предстательницу за них пред Богом.
Святой врач
- Владыка, в наши дни святая Елисавета является примером и путеводной звездой для многих сестер милосердия. А для врачей образцом для подражания служит святитель Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ Симферопольский и Крымский. Как Вы относитесь к идее провести передвижную фотовыставку о святителе Луке, подобную той, которая была посвящена Елизавете Федоровне?
- Я считаю, что это очень своевременная инициатива. Тем более что архиепископ Лука Крымский начинал свой путь в городе Фатеж Курской области под покровительством Курской Коренной иконы Божьей Матери «Знамение». Теперь там появился монастырь, носящий его имя. Для нас этот святой является очень близким. Если бы Фонд Андрея Первозванного организовал прибытие его мощей вместе с фотовыставкой на Курскую и Белгородскую землю, мы были бы счастливы.
- Идею о принесении мощей поддержал Олег Юрьевич Атьков, благодаря которому 5-6 июня 2014 г. в Центральном Доме культуры железнодорожников в Москве в рамках международной конференции, посвященной 170-летию железнодорожной медицины, прошла фотовыставка «Святитель Лука». Экспозиция рассказала о медицинском поезде «Доктор Войно-Ясенецкий (Святитель Лука)», о почитании великого русского святого в России и Греции. В рамках проекта запланирован и показ спектакля «Я - ассистент Господа» по пьесе режиссера Большого театра Георгия Ансимова «Доктор Лука», которая еще не ставилась в России, но уже поставлена в Греции.
- К сожалению, прославленного еще в 2000 году святого до сих пор знают далеко не все люди. Его научные труды по гнойной хирургии и в наши дни остаются настольными книгами хирургов, но многие врачи других специальностей мало что знают о нем или, зная, не обращаются, к нему за помощью. Став сначала «мужицким врачом», а потом священником, он сознательно выбрал путь служения простым людям, путь, полный страданий. Этот путь принес ему не богатство и почести, а аресты, каторги и ссылки, самая дальняя из которых была в 200 километрах от Полярного круга. Но даже в ссылках он не оставлял научную деятельность и сумел разработать новый метод лечения гнойных ран, который помог спасти тысячи жизней во время Великой Отечественной войны. За годы богоборческой власти в России, Украине и Узбекистане (где врач-хирург стал священнослужителем) имя великого святого многими забыто. А ведь эта фигура способна объединить страны и народы. Кстати, многие верующие заметили, что президент России Владимир Путин сообщил о вхождении Крыма в состав РФ именно 18 марта 2014 г., в день обретения мощей свт. Луки. Это не случайное совпадение.
- 27 февраля 2014 года исполнилось 110 лет со дня окончания будущим свт. Лукой Киевского университета. Здесь была отменена научная конференция, посвященная жизни и деятельности одного из самых почитаемых канонизированных святых ХХ века на территории СНГ и за его пределами. В Киеве отстранили от должности ректора медицинского университета им. Богомольца, который очень почитает святителя Луку. Все это очень печально.
- Хотя большую часть жизни святитель Лука провел в России, корни древнего рода Войно-Ясенецких лежат в Польше, Беларуси и Украине. Родился он в семье польского аптекаря-католика в Керчи - древнейшем городе, который в разное время был греческим, русским и украинским. В Симферополе, где прошли последние годы его жизни, он был похоронен 11 июня 1961 года. Здесь находятся его мощи. Поэтому ваш проект может стать востребованным в России, Украине, Беларуси, Польше и в Греции, где происходит очень много чудес по молитвам архиепископа-хирурга Луки. Митрополит Арголидский Нектарий (Антонопулос) - главный специалист по свт. Луке в Греции, где хватает своих подвижников и чудотворцев, издал здесь множество книг о русском святом, написал сценарий художественного фильма о нем, создал музей святителя Луки. В Греции произошло множество чудес по молитвам святителя. В монастыре Сагмата есть чудотворная икона с частицей его мощей.
- Руководитель отдела по социальному служению Белгородской и Старооскольской епархии Белгородской митрополии иерей Михаил Сердюк во время интервью рассказал мне, что при I городской больнице Белгорода в 2003 году был открыт больничный храм в честь святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), где тоже есть частица его мощей.
- Этот домовый храм расположен в небольшой комнате хирургического корпуса, где есть небольшое родильное отделение. Там немного рожениц. Святыней храма является очень почитаемая икона с частицей мощей святителя Луки. В Симферополе ее написал иконописец-любитель. Важно, что на богослужения приходят не только многочисленные прихожане, медперсонал и пациенты больницы, но и ее главный врач А.С. Сотников. Вообще в Белгородской и Старооскольской епархии давно налажена связь с Департаментом здравоохранения и социальной политики Белгородской области, а в Белгороде все лечебные учреждения окормляются священниками.
«Святость материнства»
- Врачебная и архипастырская деятельность святителя Луки является наиболее ярким примером соработничества медицины и Церкви. Известно, что при жизни архиепископ Лука был непримиримым противником абортов, выгонял из кабинета женщин, приходивших на аборт. И сейчас в разных городах России сестричества, носящие его имя, вносят свой вклад в дело защиты жизни нерожденного ребенка. Знаю, что в Белгороде подобная работа реализуется в рамках всероссийской программы «Святость материнства». Расскажите о ней, пожалуйста.
- Самая интенсивная работа по программе у нас ведется в областном перинатальном центре, где есть очень мощное реанимационное отделение для недоношенных новорожденных и для малышей с тяжелой патологией. Со всей Белгородской области сюда привозят детишек, оказывающихся на грани жизни и смерти. На Белгородчине очень маленькая смертность среди детей по сравнению с другими регионами. Здесь принимают и роды с патологией. В перинатальном центре с роженицами проводятся беседы, благословляют на роды, исповедуют и причащают. Прямо в реанимационном отделении при желании родителей могут даже окрестить ребенка.
- Неужели это возможно? Как это происходит?
- Детишки лежат в кювезах - в инкубаторах, в которых поддерживается определенная температура. Ребенок часто подключен в нем к аппарату искусственного дыхания. Священник надевает стерильные поручи, специальный подрясник и епитрахиль, открывает окошечки в кювезе, кропит младенца, совершает миропомазание полным чином. Но для полного воцерковления мальчика нужно в алтарь занести. Это совершается позже, если он по милости Божией выживает. Об этих детях мы молимся. В год крестим около 400 детей. Крещение очень важно для вечной жизни. Говорится ясно: «Кто не родится от воды и Духа, тот не войдет в Царство Небесное». Когда детки после крещения выживают, конечно, их родные начинают воцерковляться, потому что они понимают: эта помощь была от Бога. В Белгородском областном Перинатальном центре и в двух белгородских городских родительных домах есть молитвенные комнаты и священнослужители, которые занимаются окормлением рожениц, проводят беседы о Боге, Церкви, Таинстве крещения, о том, как вести себя в храме, о грехе аборта.
- Но ведь в родильный дом приходят рожать!
- Да, но часто, родив ребенка, женщина отказывается от рождения второго, третьего. В Белгородской области активно проводятся мероприятия по снижению количества абортов. В городе Губкине, например, есть противоабортная комиссия. Законодательством введены, так называемые, семь дней тишины. Однако комиссия в дополнении к этому своей властью устанавливает дополнительный срок «тишины»: если женщина хочет сделать аборт, ей необходимо побеседовать с заведующим отделением, с психологом, со священником - отцом Георгием Кравцовым. Эта работа очень тяжелая. Священники признаются, что очень трудно говорить с женщиной, решившейся сделать аборт. Поэтому не менее важна профилактика абортов. Белгородская епархия активно взаимодействует не только с департаментом здравоохранения, но и с департаментом образования и молодежной политики, занимаясь просветительско-профилактической работой в школах, колледжах и высших учебных заведениях. В Белгороде все школы закреплены за храмами. А в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (НИУ «БелГУ») с 2012 года регулярно проводятся беседы священников со студентами первых курсов всех без исключения факультетов о грехе аборта. После беседы юноши и девушки смотрят фильм «Безмолвный крик» или другие ленты, которые оказывают сильное эмоционально-нравственное воздействие, воспитывая отвращение к убийству ребенка.
- Владыка, с 13 по 23 ноября в Москве проходили мероприятия, направленные на поддержку законодательного запрета абортов. Ваша епархия не осталась в стороне?
- В Белгороде 16 ноября в Центре молодежных инициатив активисты нашего Православного молодежного общества провели дискуссионный клуб на тему «Законодательный запрет абортов: за или против?».Участники клуба рассмотрели инициативу запрета абортов в нашей стране, обсудили ситуацию с рождаемостью в тех странах, где уже запрещены аборты и посмотрели фильм «Безмолвный крик», снятый в 1980 году. Многие закрывали глаза, глядя на то, что происходит с ребенком во время аборта. В ходе дискуссии все пришли к выводу, что аборт-это убийство и должен быть запрещен законом. Но для того чтобы был принят закон, нужна качественная пропаганда жизни без абортов, необходимо выходить на улицы и устраивать всевозможные акции, собирать подписи граждан, проводить беседы со старшеклассниками и студентами, проводить разработанные нашими священнослужителями презентации и передвижные выставки, которые очень впечатляют молодежь.
- Проводить такие беседы можно и во время передвижной просветительской фотовыставки «Святитель Лука Крымский: Церковь и медицина в борьбе за жизнь и семейные ценности». Она могла бы проходить в рамках программ «Святость материнства» или «Служение Отечеству. События и имена», проводимых Фондом Андрея Первозванного, с которым Вы давно и плодотворно сотрудничаете. Помимо выставки и принесения мощей святителя Луки в города России, ФАП мог бы организовать специальную секцию МОФ «Диалог цивилизаций» на о-ве Родос, посвященную соработничеству медицины и Церкви на примере жизни и деятельности святителя Луки и Елисаветы Федоровны. В секции могли бы участвовать и сестры милосердия, и православные врачи из Белгорода и других городов.
- Опыт святителя Луки, преодолевшего чрезвычайные сложности своей жизни, очень ценен для нашего времени вседозволенности и отступления от традиционных ценностей. Знакомство с личностью святителя Луки - это возможность воочию увидеть, как современный человек может ощутить Бога в своей жизни и сформировать свое внутреннее я на его примере.Будучи прекрасным специалистом в гнойной хирургии, архиепископ Лука молился перед каждой операцией, всегда обращался к Богу, чтобы операция прошла успешно. Точно так же и современному врачу нужно понимание, что он не всемогущ, что врач - это лишь соучастник чуда лечения, которое находится в руках Божьих.
- Сейчас, когда на Украине идет война, соборная молитва к Господу и святителю Луке и рассказ о нем посредством передвижной выставки помогут преодолеть рознь мира сего, укрепить духовно-исторические связи России, Украины, Греции и других стран.
- В апреле 1951 года в одной из своих проповедей «К иноверцам», обращаясь к пастве интернационального Крыма, святитель-хирург говорил: «Не верьте тем, кто ссорит между собой народы, независимо от того, находятся ли эти народы по разным сторонам государственной границы или в одном государстве. От этих ссор выигрывают только наши враги. Для нашей же матери-церкви несть ни эллина, ни иудея. Иноверцы всегда найдут у истинно верующего православного помощь и приют». А мы забываем эти слова апостола Павла.
«Религия и мир»
- На форуме «Религия и мир» я вспомнила, что при жизни православного архиерея о его здравии молились иудеи в синагоге. В Греции я видела, что эллины почитают русского святого не меньше, чем своих собственных святых. Жаль, что имя святителя Луки не прозвучало на форуме. Каковы Ваши впечатления от него?
- На мой взгляд, форум должен был выполнить две функции: критическую (дать какую-то оценку тому, что же произошло) и терапевтическую (посмотреть, как уврачевать существующие проблемы). Сегодня мы живем в обществе, которое уже стало постсекулярным, потому что люди из-за недоверия к социальным доктринам перестали доверять тому, что слышат и видят. Всеобщая тревога поселилась в сердцах многих людей. Необходим более прочный фундамент, чем какие-то новейшие социальные доктрины. Поэтому идет обращение к религии, к догматам. Теологию используют повсеместно. Теология входит в политику. Сегодня очень важно разглядеть эту угрозу - неправильное использование теологии.
- Приведите, пожалуйста, пример.
- Отцы-основатели Соединенных Штатов на христианских доктринах вывели миф о том, что Христос спас не всех, но избранных. Поэтому нужно заботиться об избранных, а все остальные должны стремиться стать этими избранными. Потом они к этому как бы догматическому утверждению прибавили критерии избранности, свободное демократическое общество, либеральные ценности и так далее. И те, кто не входит в это понятие избранности, должны быть воспитуемыми. Все равно не спасутся, можно с ними как угодно поступать. Вот миф, который родился на основе неправильных теологических посылов. В то же время мы видим, как исламские государства вырывают из ислама удобные постулаты и начинают пользоваться ими. В их руках это превращается в оружие уничтожения. Никто не понимает, что об этом истинный ислам не говорит. Но выдернутые из доктрин, они становятся экстремистскими инструментариями. Еще один пример мифов, которые нас окружают. Почему-то мы уверены, что если мы живем в России, то все нас должны любить, особенно в пределах бывшего Советского Союза. И с этим постулатом мы начинаем уверенно идти, думая, что все ждут нас с распростертыми объятиями. Но пространство изменилось, прежде всего, духовно. Эти изменения сейчас превратились в такое ожесточение в истории. Сейчас воюют мифы, которые или возрождены, или по-новому пересмотрены и взяты на вооружение теми же националистами в Украине.
- Как нужно отвечать на эти вызовы?
- Прежде всего, мы должны дать оценку, например, этим отцам-просветителям Соединенных Штатов, сказав о том, что это в корне неверно, что якобы Христос спас избранных. И это теологическая оценка должна быть, здесь мы должны быть едины и с протестантскими богословами, и с православными, и с католическими, потому что на самом деле идет искажение самого христианства. И на это нужно отвечать. Это задача богословов. Вот где мы можем объединиться.
- Но сегодня есть мифы по отношению к России, которые постоянно сталкивают нас с ожесточенными, отчужденными людьми, живущими в Украине.
- Даже те беженцы, с которыми мы очень активно работаем на российской территории, почему-то через некоторое время начинают обвинять во всем Россию. Не скажу, что все, но часть из них настолько сжилась с этим мифом, что Россия во всем виновата, что требуются большие усилия для того, чтобы развеять и преодолеть этот миф. Они, например, не хотят детей в школу отдавать, потому что считают, что их будут неправильно учить истории. Вот здесь нам нужно объединить наши усилия, и, в общем-то, примириться в памяти, прежде всего, и найти в нашей истории то, что нас объединяет, а не разъединяет. В летописях мы видим, что княжества всегда воевали. Новгородцы воевали с суздальцами, с владимирцами, хотя и там, и там были православные митрополиты. Но после этих войн они забывали обо всем и мирно жили. Но вот забудем ли мы сейчас также быстро, как это делали наши предки, если возникают такие конфликты, как сегодня. Я думаю, что это достаточно длительный процесс врачевания. Нам необходимо включить сейчас, если хотите, систему диалогов.
- Что Вы имеете в виду?
- У нас есть очень хорошее основание. Например, сейчас в Украине служит около 80 священников - выпускники Белгородской духовной семинарии, ректором которой я являюсь. Поэтому, чтобы узнать, что там происходит, мне не нужно смотреть телевизор, а просто достаточно позвонить и узнать. Они готовы всячески способствовать этому диалогу, и мы уже договорились, что у нас будут приходы-побратимы, чтобы наладить паломнические связи. Это то, что называется народной дипломатией. Я думаю, что нужно возродить землячества, и этому тоже мы поспособствуем. Люди, которые окончили, например, московские и санкт-петербургские вузы и находятся сейчас в Украине, трудятся там, с удовольствием пойдут на это. Или родившиеся в Москве и в других городах России смогут развеять миф о том, что все в нашей истории плохо, и мы должны обязательно друг от друга отдалиться. На самом деле есть прочная основа - наша вера, и это самое главное. Все-таки большинство приходов в Украине - это приходы Московского Патриархата. Сегодня нам необходимо возвысить роль Святейшего Патриарха Кирилла, потому что он носит титул Патриарх Московский и всея Руси, то есть Руси как России, Украины и Белоруссии. Нужно осознать, если мы хотим какого-то диалога, то нам нужен тот, кто стал бы духовным стражем нашего мира. В этом смысле мы прилагаем усилия для того, чтобы приходы не вышли из лона Русской Православной Церкви.
«Любовью и единением спасемся»
- А если это все же, не дай Бог, произойдет?
- Тогда действительно будет трагедия. Сейчас очень много провокаций по захвату храмов. Священнослужители могут отдать храм Киевскому Патриархату или другим каким-то раскольникам, но они уходят с приходом, с людьми и обязательно вернутся. Нам необходимо создать это пространство для встречи. Мы сделали очень многое для того, чтобы создать так называемые приграничные еврорегионы по сотрудничеству между Украиной и Россией. И они успешны. Например, Слобожанщина - это не порушенные экономические и духовные связи. Поэтому нам надо вступить в следующий диалог культур. Например, ежегодный фестиваль «Три сестры» проводится на стыке трех областей: Черниговской, Гомельской и Брянской. Там собираются тысячи людей. Нужно чаще говорить о таких явлениях. А если же мы будем смотреть только эти ужасающие картинки и пугать, то мне кажется, мы еще больше удалимся друг от друга. Нам нужно изменить образный ряд наших информационных каналов. Сегодня, понятно, уже закончилась информационная революция, идет революция образов. Но образный ряд угрожающий, у нас и так тревог хватает в России. Если будет идти еще больше тревог, то мы почувствуем, как будет меняться ситуация в России, и это действительно серьезный фактор, на который мы не можем закрывать глаза. Дай Бог, чтобы наши усилия не были напрасны. Я очень рад, что на форуме получился откровенный разговор. Хватит прятаться за слова, нужно говорить то, что болит у нас внутри. И если мы действительно хотим мира, мы должны приложить свое сердце и вспомнить слова апостола Павла о том, что «любовь долготерпит, любовь не ищет своего, любовь не бесчинствует, любовь не завидует, она всегда сорадуется истине». Дай Бог, чтобы мы всегда сорадовались истине.
- Владыка, трудно переоценить значение СМИ в наше время. Что Вы думаете по этому поводу?
- Мы живем в мире различных искажений. Чем больше мы удалим от себя эти искажения, тем будет лучше. Это касается, прежде всего, нашего информационного пространства, которое нуждается во врачевании. У нас, к сожалению, сейчас слышны голоса экспертов, политических лидеров, но не слышен голос народа. Если бы мы попытались сегодня организовать собрание, где бы люди высказались о том, что они хотят и как они видят разрешение конфликтов, мы бы нашли очень много добрых рецептов по врачеванию. Поэтому лучше всего исходить не из каких-то глобальных доктрин, которые чаще всего возникают в холодных кабинетах, в различных институтах, лучше всего в этой ситуации исходить из призыва, который оставлен нам преподобным Сергием Радонежским: «Любовью и единением спасемся». Это будет главное для всех нас. Эти слова, звучащие из глубины столетий, более всего актуальны именно сейчас. Они вновь призывают нас преодолеть «ненавистную разделённость мира», научиться истинной жертвенной любви и сохранить «человеческое в человеке».
- К сожалению, даже внутри православных народов и православных семей нет той любви и того единения, о которых говорил преподобный Сергий. Почему Бог не может объединить ни страны и народы, ни членов одной семьи? Неужели Бог покинул нас?
- Бог не исчезает. Бог существует. Другое дело, впускаем ли мы Его в душу или же заполняем ее своими эгоистическими устремлениями, страстями и позволяем дьяволу господствовать над нами. Мне кажется, что сегодня люди охотнее впускают в свою душу дьявольские различные искушения, живут с ними и не хотят впустить Божью благодать.
- А что для этого нужно?
- Если человек православный (по крайней мере, крещенный), нужно, прежде всего, прийти в храм Божий, поисповедоваться, очиститься, а затем причаститься, чтобы благодать пришла к нему в душу. Важно исполнить завет преподобного Сергия Радонежского: «Любовью и единением спасемся». Для этого необходимо возродить в своих душах любовь, потому что именно любовь созиждет наш мир, и этот мир существует благодаря любви. А единение - это то качество, которое определяет нас как народ, это то качество, которое позволяет нам в этом мире не растеряться и не быть стертыми. Единение - это культурная, духовная идентичность, которая связывает нас с предыдущими поколениями. Чем больше люди знают и о своей собственной религии, и о других религиях, тем меньше конфликтов. Сегодня священнослужители Русской Православной Церкви, служа в Украине, в России, едины. И это единство есть главное свидетельство того, что мы со Христом, а не с какими-то политическими силами. Обвиняют наших священнослужителей в Украине в том, что они предатели, предают какие-то национальные интересы. Но ведь священнослужитель молится Богу для того, чтобы Господь простил грехи, чтобы человек не сотворил зла. Для того чтобы удержать людей от зла, нужно большое мужество. Сегодня мужественных священнослужителей и арестовывают, и захватывают храмы, и изгоняют, но они все равно возвышают свой голос и говорят о том, что блаженны миротворцы, и всякая война - это пролитие крови, это убийство, это насилие, в конце концов, это то, чего не хочет Бог. А то, чего хочет Бог - это мира и любви. За это нужно молиться и бороться. Прошедший форум как раз и был посвящен этим проблемам.
- Спасибо, владыка, за интересную беседу. Помощи Божией Вам.