Cлово Сергия объединяло народ

Наш собеседник - Пётр АЛЕКСАНДРОВ-ДЕРКАЧЕНКО, историк, эксперт Фонда сохранения духовного наследия преподобного Сергия Радонежского.

- Через семьсот лет Россия вспоминает святого старца... Можно ли считать многочисленные юбилейные начинания, посвящённые Сергию Радонежскому, глобальным возвращением великого молитвенника?

- А Сергий Радонежский никогда не покидал Россию, Русь... Есть такое понятие - вечные спутники. Классики, которые олицетворяют связь между прошлым, настоящим и будущим. Их наследие не устаревает. Игумен всея Руси - один из них, из столпов Отечества, на которых держится российская цивилизация. Недаром лавра даже в советские времена притягивала народное внимание. И в музеях, и в храмах сохранялась необыкновенная атмосфера - благодатная и таинственная. Город тогда назывался Загорском. И хотя это название идёт от погибшего в 1919 году большевика Владимира Лубоцкого, известного по псевдониму Загорский, для многих оно звучало на русский лад, как нечто волшебное, за горами, за долами... Но Лубоцкий-Загорский родился в Нижнем Новгороде, ответственный пост занимал в Москве - и, возможно, не бывал в старинном монастырском городе. Поэтому восстановление исторического названия было верным решением: всё в этом городе связано с Сергием. Сергиев Посад был и остаётся подмосковным чудом, не увидев которое, вы не поймёте Россию, её дух. Сергий Радонежский постоянно присутствует в нашей жизни, нужно только приглядеться. Как не вспомнить о нём, проходя, например, мимо храма, расположенного неподалёку от московского Спасо-Андроникова монастыря? Этот величественный старинный храм, отреставрированный в наше время, посвящён нашему святому старцу. Не так давно и улица, на которой расположен храм, получила имя Сергия Радонежского. Главные православные святыни Подмосковья почти все связаны с духовным подвигом преподобного Сергия. Приезжаем в Звенигород поклониться преподобному Савве Сторожевскому - как не вспомнить, чей он ученик? Саввино-Сторожевский монастырь - это тоже духовное ополчение. И таких очагов православной культуры ученики преподобного Сергия создали немало. На них держалась Русь, и сегодня старинные стены пробуждают в наших душах «чувства добрые».

- Всегда ли исторический образ Сергия Радонежского трактовали так почтительно, как в наше время?

- Разумеется, в антирелигиозной пропаганде в 20-30-е годы и позже, в хрущёвские времена, было немало позорных, страшных перегибов. Вспоминать об этом не хочется, но и забывать нельзя. Но память о Куликовской битве не перечёркивали даже в самые ультрареволюционные годы. Если о Российской империи XIX века писали почти сплошь критически, то о временах более отдалённых можно было рассуждать объективнее. Сергия прославляли как борца за единое, централизованное государство. Эти ценности в советские времена не отрицали, напротив, их возводили на пьедестал. Второй аспект - борьба с иноземными захватчиками. В Золотой орде в те годы не всё было гладко, поход Мамая был организован на фоне борьбы за власть, в которой этот воинственный темник (и в течение многих лет - фактический правитель государства) преследовал честолюбивые цели. Когда нам говорят, что Мамай не представлял серьёзной военно-политической силы - это попытки принизить значение победы Сергия Радонежского и Дмитрия Донского. Победы, на которой многое строится в многовековой истории России.

- Как удалось игумену и князю объединить русские земли, погрязшие в междоусобице?

- В те времена первенство Москвы было вовсе не очевидно. За него приходилось бороться. Московские князья - Даниловичи - политически переиграли конкурентов, постепенно научились использовать в своих целях ордынцев, а если нужно, оказывать им сопротивление. На мой взгляд, обстоятельная, целеустремлённая деятельность князей московских и русских митрополитов в XIV-XV веках достойна особенно внимательного изучения. Это удивительно плодотворная деятельность, устремлённая в будущее. Они отдавали силы для того, чтобы Русь в XVI веке стала сильной державой, в геополитическом плане - преемницей Золотой Орды. Тогда царство Московское подчиняет Казань и Астрахань, прорывается к Балтике. А фундамент этого взлёта заложен во времена Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и воеводы Боброка. Во времена воинов Александра Пересвета и Андрея Осляби.

- Сумеем ли мы найти верный тон, чтобы рассказать об этих страницах истории в суматошном XXI веке? Школьники и современной литературы не читают - а тут такая древность.

- О, тут необходим особый талант - писательский, педагогический, исследовательский. Верю, что найдётся новый Сергей Алексеев. Ведь этот писатель умел детям увлекательно рассказывать об историческом прошлом. И новая Авдотья Ишимова - эта писательница пушкинских времён мастерски передавала детям знания по истории Отечества. И о Сергии Радонежском она писала просто и проникновенно. Историки Александр Дегтярёв и Игорь Дубов в своё время написали увлекательную книгу для школьников об истории борьбы Киевской и Владимирской Руси с монголо-татарскими захватчиками. Эта книга «От Калки до Угры» выдержала тогда несколько изданий и многих будущих историков подготовила к восприятию научно-популярной литературы. Популяризация - великое дело. И многотрудное. Забывая о читателе, в том числе о неподготовленном читателе, мы рискуем остаться в вакууме. В год юбилея Сергия Радонежского я снова в этом убедился. Говорят, что самое массовое из искусств - даже не кино, а городская скульптура. Ведь памятник, расположенный на людной площади, невольно собирает вокруг себя зрителей столетиями. А памятник святому - особенно ответственное дело. В год юбилея нам удалось подчеркнуть наше отношение к наследию Сергия Радонежского, подготовив несколько скульптурных приношений преподобному. Надеюсь, что они пришлись по душе и верующим, и тем, кто находится на пути к православию, и приверженцам других религий.

Вряд ли школьники - в особенности в младших классах - сумеют проникнуться, например, сочинениями Епифания Премудрого, даже в адаптированном варианте. А Ишимова не вызовет отторжения. Но нужны и современные версии. Причём, конечно, мы ждём сотворчества писателей и художников, потому что без иллюстраций исторические сюжеты не лягут на детское воображение. Художник в этом случае - полноправный соавтор историка и писателя.

- Подвиг Сергия - он в большей степени духовный или общественно-политический? Всё-таки это разные материи...

- Сергий - подвижник удивительной силы, ему удалось удесятерить русскую твердыню православия. После Сергия у нас выработалось особое отношение к монахам и монастырям: вплоть до церковного раскола именно в монастырских стенах созидались политика, культура Отечества. После Сергия Русь ощутила себя твердыней православия - Третьим Римом. Это случится после падения Константинополя, но и во времена Сергия было наступление на православие и со стороны папства, и со стороны мусульман. Преподобный знал: если не сумеем себя защитить - потеряем и Родину, и веру. И всячески содействовал укреплению Московского государства - в ту пору скромного по размаху, практически равного нынешней Московской области.

В истории любого народа таких деятелей - по пальцам пересчитать. Тут ведь многое должно совпасть: и талант, и реализованность, и роковые минуты истории, и плодотворная традиция, которая поддерживает память о герое. В подвиге Сергия многое «для сердца русского слилось», и очень важно, что он жил и созидал в годы медленного, постепенного возрождения Руси. Церковь важна во все времена, но для Московской Руси она была системообразующим началом. Началом начал. Когда мы называем то государство Святой Русью - здесь нет хвастовства или идеализации. Мы понимаем, что и в те годы нравы не были идеальными, творилось немало жестокого, политика была полна междоусобиц и интриг. Но идеалом было Царство Божие, истину о котором проповедовал Сергий. И почти каждый русский человек - даже грешник, даже честолюбивый боярин или князь - понимал, что божественное выше человеческого, а Церковь выше государства. Насколько больше у нас было каменных храмов, чем каменных хором? Князья старались вести себя скромно, смирно. Ситуация начала меняться при Иване Третьем, а первый русский царь Иван Васильевич осознавал себя и главой Церкви, и главой государства. А начиналось всё с Непрядвы...

- Какую роль сыграл игумен в победе над Мамаем?

- Без благословения Сергия не состоялась бы победа на Куликовом поле. Думаю, с этим согласятся даже атеисты. Потому что дело не только в молитвенной помощи, в обретении Донской иконы, не только в жертвенном подвиге монахов-воинов. Православная церковь объединяла народ в трудные времена, и благословение было санкцией на объединение русских княжеств под флагами Дмитрия Донского. Преподобный Сергий освятил власть московского князя. Это и духовное деяние, и ответственный политический ход. Пожалуй, только подвиг патриарха Гермогена сравним по влиянию на историю, на будущее страны.

- И архимандрита Дионисия, который был современником и единомышленником преподобного Гермогена и князя Пожарского...

- Да, конечно, Дионисий в годы борьбы с польскими оккупантами как будто принял крест Сергия Радонежского. Когда мы читаем о подвигах монахов и воинов во время осады Троице-Сергиевой лавры, возникает ощущение, что Сергий был там, руководил обороной, молился. И это не только мистическое чувство. Ведь его мысли, наказы в монастыре передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

- Иногда приходится слышать скептическое: мы вспоминаем о великих людях только в связи с круглыми датами, устраиваем шумиху, а потом обо всём забываем до следующего юбилея...

- Так повелось повсюду, а в России - особенно, что юбилейные даты, как магнит, притягивают общественный интерес. И это даёт возможность просветителям, писателям, историкам работать более плодотворно. Появляется резонанс, появляется уверенность, что тебя услышат, что ты работаешь не напрасно. В 1937 году отмечали столетие со дня смерти Пушкина - и Пушкин стал тогда достоянием миллионов. Наши отцы и деды именно тогда стали больше читать! Вышли фильмы, вышли в свет и массовые, и научные издания. Прошли конференции - от Академии наук до сельской школы. Разве это похоже на мероприятия «для галочки»? Надеюсь, нечто схожее случится и с преподобным Сергием. Верю, что для многих юбилейный год станет поводом прочитать Житие нашего святого, попытаться осмыслить его духовный подвиг. Это немало! Надолго останутся книги, музейные экспозиции, памятники, документальные фильмы, созданные в связи с 700-летием. Среди них есть подлинно талантливые произведения, они будут просвещать и через двадцать лет.

И ещё - очень важно показать, что в истории России ярко проявили себя не только славные военачальники и деятели светской культуры, которым честь и хвала. У нас богатейшие традиции церковной культуры, монастырской жизни. И Сергий символизирует эту сторону России. Как Пушкин символизирует изящную словесность, а Суворов - воинскую доблесть.

- И чему нас может научить столь величественная дата?

- Семисотлетие - юбилей, перед которым невольно склоняешь голову. Наша главная ценность - непрерывность русской истории за все эти годы. Менялись династии, режимы, политический строй. Технический прогресс существенно изменил ритмы жизни. Но суть осталась прежней.

Пройдёт юбилейный год, выйдут новые книги и просветительские телепередачи - но наследие Сергия Радонежского не потеряет актуальности. И мы по-прежнему будем приезжать в лавру, и замечательные сергиево-посадские музеи удивят нас, по-новому приоткрывая великое прошлое Руси.

Беседу вёл Евгений ТРОСТИН

http://www.lgz.ru/article/-28-6471-16-07-2014/clovo-sergiya-obedinyalo-narod/

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Пётр Александров-Деркаченко:
Все статьи автора
Евгений Тростин:
Православный Маркс
Литературная газета опубликовала рецензию на книгу В.Ю.Катасонова
01.03.2014
Все статьи автора
"700-летие Преподобного Сергия Радонежского"
Воспитание христианских добродетелей в наследии прп. Сергия Радонежского
25 сентября / 8 октября - Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392)
07.10.2019
Троице-Сергиев монастырь в эпоху православного возрождения
5/18 июля - Обретение честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского (1422)
17.07.2018
История Димитриевской Родительской субботы
Из книги «Преподобный Сергий Радонежский и эпоха Православного Возрождения XIV - первой половины XV вв.»
27.10.2017
Похвала преподобному Сергию
В проповедях архимандритов Тихона (Агрикова) и Кирилла (Павлова), духовников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
07.10.2017
За сто лет до революции
Заметки на полях «Жития преподобного Сергия» Екатерины II. Ко дню памяти
17.07.2016
Все статьи темы
Последние комментарии
«Цветная революция» под сенью хоругвей
Новый комментарий от Андрей Х.
2020-11-19 23:06
О. Алексий Денисов: Ковид-диссиденты сильно заблуждаются
Новый комментарий от Константин В.
2020-11-19 22:53
Протоиерей Лепин выступает в роли провокатора
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-19 21:55
Романа Бондаренко превращают в белорусского Флойда
Новый комментарий от Русский белорус
2020-11-19 21:26
Дистанционное обучение как элемент электронного контроля
Новый комментарий от Коротков А. В.
2020-11-19 19:41
«Лучше быть в маске в храме, чем без маски дома»
Новый комментарий от Андрей Х.
2020-11-19 18:52
Официальный сайт СПЦ опроверг сообщение о кончине Патриарха Иринея
Новый комментарий от Владимир Николаев
2020-11-19 18:25